Окраска

 

Окраска серийных самолетов Ил-10 выполнялась в соответствии с требова­ниями совместного приказа НКАП и ВВС от 6 октября 1944 г., который предписы­вал с 15 ноября выпускать все самоле­ты в единой окраске по типу камуфляжа истребителей, закончив полный пере­ход на эту окраску к 1 января 1945 г. При этом для самолетов Ил-2 и Ил-10 преду­сматривалась единая схема камуфля­жа. Дополнительная окраска самолетов в белый цвет на зимний период не пред­полагалась.

Согласно альбому схем окраски само­летов ВВС, утвержденному начальни­ком маскировочной службы подполков­ником Ясиным 18 октября 1944 г., верх­ние и боковые поверхности самолетов Ил-10 должны были окрашиваться в два цвета: серо-голубой и темно-серый. Для этих целей допускалось использовать только стандартные краски: серо-голу­бую АМТ-11 (для металлических поверх­ностей - А-33м) и темно-серую АМТ-12 (А-32м). Нижние поверхности самолетов имели голубой цвет (АМТ-7, для метал­лических поверхностей - А-28м). Краска наносилась кистью или пульверизатором. В первом случае переход от одно­го цвета к другому мог быть резким, а во втором - расплывчатым.

На практике схемы 1945 г. почти не применялись. Самолеты выпуска 1944 г. и первой половины 1945 г. несли камуф­ляж по типу Ил-2: на верхних поверхно­стях располагались крупные неправиль­ные пятна зелено-травяного, светло-ко­ричневого и темно-серого (почти черно­го) цветов. Низ был светло-голубым. Границы раздела цветов выглядели раз­мытыми. В такой окраске летали все ма­шины на фронте.

Пока схемы образца 1945 г. печата­лись и рассылались в части, война за­кончилась, а в мирное время необходи­мость в камуфляже перестала быть ост­рой, да и выпуск самолетов стал сокра­щаться. После войны перешли на окрас­ку в два цвета, типичную для послевоен­ных поршневых машин: верх - темно-зе­леный, низ - светло-голубой. Такой вид имеет большинство штурмовиков на фо­тографиях.

Самолеты Ил-10 несли шесть крас­ных звезд с двойной окантовкой (белой и красной). Такие опознавательные знаки ввели в 1944 г. Звезды рисовали на нижней стороне крыла, на обеих сторо­нах фюзеляжа и киля. На крыле звезда отстояла от его конца на 0,15 размаха. Один луч обязательно смотрел по на­правлению полета. На вертикальном оперении звезда находилась примерно посередине его высоты.

Около звезд на руле направления или фюзеляже наносился номер, который показывал принадлежность самолета к определенному полку в дивизии (для каждого полка выделялись определен­ные номера, например, один имел номе­ра от 1 до 40, другой - от 41 до 80 и т.д.).

Различные полки и дивизии обознача­ли свою технику цветными (чаще всего белыми) элементами - полосами на оперении, крыле или фюзеляже, «ша­почками» на верхушке киля.

Встречались эмблемы полков и от­дельных летчиков, изображения наград, полученных частью или пилотом. Само­леты гвардейских частей обычно несли изображение Гвардейского знака.