Общая оценка

 

Общая оценка «Томкэта», безусловно, будет неоднозначной. При его создании конструкторам удалось решить множе­ство сложнейших задач. Появление этой машины намного усилило ПВО соедине­ний американского флота, но самолет получился узко специализированным. Как перехватчик F-14 состоялся.

Но американские адмиралы хотели, чтобы он мог также вести маневренный воздушный бой, без чего истребитель завоевания превосходства в воздухе не­мыслим. Западные журналы утвержда­ют, что «Томкэт» может и это. Сообща­лось, что самолет выходил на углы ата­ки около 90°, радиус его виража мень­ше, чем у «Фантома». Но все реклам­ные статьи, посвященные «истребите­лю завоевания превосходства в возду­хе» F-14, изобилуют прекрасными оцен­ками только его маневренности в гори­зонтальной плоскости; в частности, от­мечается, что летчики «томкэтов» широ­ко применяют маневр «ножницы» с од­новременным уменьшением стреловид­ности крыла и выходом на большие уг­лы атаки. В результате выполнения «ножниц» противник проскакивает впе­ред, подставляя себя под стволы «Вул­кана» или головку самонаведения «Сайдуиндера». Слов нет, прием замеча­тельный, нечто подобное проделывали многие асы, начиная еще с Первой ми­ровой войны. Да вот только получается, что враг перед выполнением «ножниц» уже висит на хвосте у F-14. Маневр этот чисто оборонительный, впрочем, как и большинство приемов боя в горизон­тальной плоскости. Для ведения насту­пательного воздушного боя на вертика­лях истребитель должен иметь хорошую тяговооруженность, которой явно недо­стает «Томкэту». По мнению ряда лет­чиков и экспертов, F-14 надо бы доба­вить порядка 30% тяги.

Эксплуатация истребителя в строе­вых эскадрильях показала, что и с гори­зонтальной маневренностью не все в порядке: ряд самолетов был потерян при учебных воздушных боях из-за сва­ливания в плоский штопор при выходе на большие углы атаки (о выходе на угол 90° даже речи не шло). При этом возникали колебания самолета по крену и курсу. Одновременное использование руля направления и дифференциально отклоняемого стабилизатора на таких режимах полета приводит к возникнове­нию очень больших угловых скоростей по осям рыскания и крена и провоциру­ет сваливание в штопор.

Летчики как один выделяют превос­ходный обзор из кабины, особо подчеркивая важность его при ведении манев­ренного воздушного боя. Однако «Том­кэт» — это «длинная рука»; ближний бой для экипажа такого самолета явля­ется следствием неудачной ракетной атаки или ошибочных действий опера­тора, «проглядевшего» угрозу, в резуль­тате которой истребитель оказался в по­ложении атакованного. Уже первые по­леты при испытаниях системы управле­ния оружием показали: прекрасный об­зор из кабины — благо для пилота и су­щественный недостаток для оператора. Данные, отображаемые на установлен­ном у оператора индикаторе тактичес­кой обстановки, трудно различимы при попадании на него прямых солнечных лучей. Влияние засветки экрана солн­цем не устраняется увеличением яркос­ти свечения, лишь отчасти ее можно скомпенсировать, прикрыв экран рукой.

К недостаткам «Томкэта» как пере­хватчика можно отнести сложность его системы управления огнем. Высокая стоимость ракет «Феникс» приводила к тому, что в учебных целях ими стрелять запрещали. Экипажи могли только тре­нироваться без реального пуска. Воз­можно, это и привело к неудачам в слу­чаях их боевого использования. Со вре­менем изменилась оценка и самой ра­кеты «Феникс». Согласно отчету, подго­товленному для Конгресса США, веро­ятность поражения целей ракетой AIM-54 не поддается точному прогнозированию из-за отсутствия статистики пусков в ре­альных условиях; на основе моделиро­вания эффективность оценивается не выше 0,5. Там же отмечаются ограни­ченные возможности истребителей F-14 в отношении перехвата маловысотных целей в автономном режиме без наве­дения от самолетов ДРЛО «Хокай». Ранние модификации ракеты AIM-54 способны перехватывать только относи­тельно старые ПКР типа Х-22, имеющие значительную ЭПР. Противостоять бо­лее совершенным ПКР как авиационно­го, так и корабельного базирования «фениксы» не могут.

Американцам пришлось вложить сред­ства в создание нового варианта «Фе­никса», AIM-54C, способного перехваты­вать маловысотные цели с ЭПР порядка 0,5 м2. Однако, даже для AIM-54C про­блематично поражение маловысотной крылатой ракеты, летящей со скоростью более 3М.

Опираясь на опыт боевого примене­ния «томкэтов», можно утверждать, что самолет не оправдал возлагаемых на него надежд, особенно если провести анализ в соответствии с критерием «стоимость—эффективность». Наибо­лее громкие победы F-14 одержал над ливийцами в заливе Сидра практически в полигонных условиях, никаким манев­ренным воздушным боем там и не пах­ло. В Ливане попытка использовать этот самолет для сопровождения бомбарди­ровщиков, наносивших удар по целям, прикрытым сильной ПВО с опытными расчетами, закончилась плачевно. Ирак и Югославия — войны весьма специфи­ческие, авиация США достойного сопро­тивления там не встретила.

Но можно оценивать «Томкэт» и по-другому. Появление этого самолета на вооружении ВМС США вызвало в свое время огромную тревогу у командова­ния советского флота. Переход от кон­цепции поражения носителя к концеп­ции уничтожения ракет, который знаме­новала СУО AWG-9 вкупе с ракетами «Феникс», привел к вынужденному пе­ревооружению нашего флота. Многие считают, что, развертывая гонку воору­жений, американцы не ставили целью победить Советский Союз в гипотетиче­ской Третьей мировой войне. Задача была гораздо проще — требовалось из­мотать СССР экономически. И здесь «томкэты» сыграли заметную роль. Нам пришлось потратиться на оружие, спо­собное пробиться через их заслон. Вот уж поистине асимметричный ответ: сколько стоят 600 даже очень дорогих истребителей? А сколько стоят сотни вовсе не дешевых крылатых ракет, атом­ные подводные лодки, крейсера и бом­бардировщики (все это «хозяйство» входило в так называемые «противоавианосные силы» Советского Союза)?

 

Характеристики самолета F-14A

Размеры, м

 

размах крыла:

 

максимальный

19,54

минимальный

11,65

при размещении на авианосце

10,15

длина

19,10

высота

4,88

Двигатели : 2хТРДДФ TF-30-P414A

 

тяга одного двигателя, статическая, кг

5600

тяга одного двигателя на форсаже, кг

9480

Масса, кг

 

максимальная взлетная

33720

нормальная взлетная

26570

максимальная посадочная

23000

пустого снаряженного

18 108

топлива во внутренних баках

7348

Максимальная масса боевой нагрузки на внешней подвеске, кг

6577

Летные данные

 

максимальная скорость на большой высоте, км/ч

2490

у земли

1470

посадочная скорость, км/ч

213

скорость сваливания при крыле, установленном в положение минимальной стреловидности, км/ч

195

максимальная скороподъемность, м/с

152

практический потолок, м

17000

максимальная высота боевого применения, м

21 000

максимальная дальность полета с ПТБ, км

3220

 

Значительное усиление ПВО авианос­ного соединения, произошедшее после принятия на вооружение истребителей F-14, способствовало появлению в со­ветском флоте огромных подводных ло­док проекта 949 с 24 пусковыми уста­новками ПКР «Гранит». Считалось, что только в случае одновременного залпа 20 — 24 ПКР существует вероятность поражения авианосца, охраняемого «томкэтами». Последней программой судостроения, которую успели принять в СССР, предусматривалось строитель­ство 20 субмарин проекта 949.

Не исключено, что перспективные советские ПКР создавали, уже зная о ре­альных, а не рекламных возможностях «Феникса». В сентябре 1976 г. с авиаба­зы ВМС Оушен пропали пять блоков с системами наведения этой УР. Как ока­залось, их похитил некто Т. Раис, слу­живший на базе кем-то вроде прапор­щика. Четыре блока вскоре нашли на дне близлежащего озера; Раиса, понят­но, посадили. А куда делся пятый блок? Не на драгметаллы же сдал его амери­канский прапорщик...

Можно считать, что с политической точки зрения «Томкэт» со своей задачей справился, вытянув кучу средств из со­ветской экономики, чем в немалой сте­пени способствовал ее коллапсу.