Общие концепции окраски самолётов

С середины 1920-х гг. в британской авиации установилась характерная для мирного времени яркая, но однообразная окраска самолетов. Машины всех типов, кроме ночных бомбардировщиков, либо сохраняли естественный цвет полированного алюминия, либо покрывались "серебрянкой". В некоторых случаях на металлические детали (капоты, лючки, пропеллеры) наносилась очень близкая по тону "анодная серая" краска. Это относилось ко всем наружным поверхностям, за исключением верха фюзеляжа перед пилотской кабиной, а у двухместных машин иногда и ко всей верхней поверхности фюзеляжа. Они покрывались черной матовой эмалью или краской NIVO. Это делалось для того, чтобы блики не слепили экипаж. Тяжелые бомбардировщики, предназначенные для действий ночью, были целиком темно-серыми (NIVO).

Когда к власти в Германии пришел Гитлер, мир покатился навстречу новой мировой войне. Одним из краеугольных камней немецкой наступательной стратегии являлось завоевание господства в воздухе, в первую очередь путем массированных ударов по аэродромам противника. Поэтому вспомнили о маскировке, и с 1 апреля 1937 г. для всех типов британских боевых самолетов был принят камуфляж из неправильных пятен землисто-коричневого (Dark Earth) и темно-зеленого (Dark Green) цветов. Форма и размеры пятен определялись инструктивными документами применительно к размерам машины, количеству двигателей и аэродинамической схеме (биплан или моноплан). Согласно требованиям Комитета по техническому развитию при министерстве авиационной промышленности самолеты делились на шесть категорий:

  • одномоторные монопланы;
  • двухмоторные монопланы с размахом крыла менее 70 футов (21,35 м);
  • двухмоторные монопланы с размахом более 70 футов (21,35 м);
  • четырехмоторные монопланы;
  • одномоторные бипланы;
  • двухмоторные бипланы.

    Для каждой из них были разработаны точные инструкции по окраске, разосланные заводам-изготовителям. Эти документы строго определяли форму и размеры пятен на верхних и боковых поверхностях. Окраска велась по единообразным для каждого типа самолета шаблонам. Хотя на практике имелись отклонения, в большинстве случаев машины камуфлировались идентично. Этим британская авиация значительно отличалась от ВВС других стран, использовавших многоцветную маскировочную окраску. Там, за исключением Германии, регламентация была не столь строгой.

    Границы цветовых полей были четкими, линия разделения верхних и нижних поверхностей - прямой или с очень плавными изгибами. В зависимости от положения крыла относительно фюзеляжа (нижнего, верхнего или среднего) существовали типовые схемы расположения этой линии. Например, при подходе к стабилизатору линия поднималась вверх, так, чтобы вся площадь под горизонтальным оперением имела цвет, предписанный для низа. Передние кромки крыльев красились так же, как верхние поверхности.

    У бипланов нижнее крыло сверху покрывалось красками более светлых оттенков тех же цветов, что наносились на верхнее. Это были Light Green и Light Earth.

    Введение камуфляжа началось с новых самолетов, выходивших из заводских цехов. Полный переход на новую схему завершился в конце 1938 г., после Мюнхенского кризиса, во время которого быстро перекрасили большое количество машин непосредственно в строевых эскадрильях.

    Первоначально расположение пятен зависело от номера самолета (имеются в виду войсковые номера, о которых будет рассказано далее). Существовали два варианта, представлявшие собой зеркальное отражение друг друга. Они именовались А и В. На самолеты с четным номером камуфляж наносился по схеме А, с нечетным - по схеме В. Но позднее, уже в ходе войны, это правило нередко нарушалось. Стремясь сэкономить время, на заводах красили подряд несколько машин с применением одного и того же комплекта шаблонов; следили лишь за тем, чтобы среднее количество самолетов с обоими вариантами камуфляжа было примерно одинаковым. В конце 1941 г. это требование окончательно было опущено, и возобладала схема А, по которой стали красить все машины.

    Цвет нижних поверхностей зависел от дневного или ночного применения. В первом случае он был светлым - серебристым, позднее грязно-белым, белесо-серо-голубым или серым, во втором - черным или очень темным серым с синеватым отливом. Линия раздела цветов на фюзеляже определялась точками касания с линией, проведенной под углом 60° к горизонтали.

    Когда англичане в июне 1940 г. начали вести боевые действия в Африке, для этого театра разработали новый вариант камуфляжа, более приспособленный к окружающей местности (его называют "пустынным" или "ближневосточным"). От коричнево-зеленого "европейского" он отличался сочетанием цветов. При тех же самых конфигурации и размерах пятен темно-зеленую краску заменили колером Middle Stone - желто-коричневатым с сероватым оттенком. На нижние поверхности наносили гораздо более яркую, чем в Европе, краску Azure Blue (лазурно-голубую).

    В таком виде летали истребители "Томагаук", "Киттихаук", "Спитфайр" VC, VIII и IX, "Харрикейн" НС и IID, "Мустанг" и "Бофайтер", бомбардировщики "Бостон", "Мародэр", "Балтимор". Встречалось и сочетание "пустынного" камуфляжа с черной окраской нижних поверхностей, например, у ночных бомбардировщиков "Веллингтон".

    Позднее выделились варианты окраски по назначению: для истребителей (причем свой особый камуфляж приобрели ночные и высотные истребители), самолетов Берегового командования, дальних и высотных разведчиков. Все они будут рассмотрены далее.

    Техника, поставлявшаяся в Великобританию из США (сначала по прямым закупкам, а затем по программе ленд-лиза), по внешнему виду, как правило, соответствовала английским нормам. Подобным же образом красились самолеты, отправляемые из Америки в счет английских обязательств. Но встречались и исключения. В частности, многие транспортные самолеты С-47 и С-53, поступившие на вооружение Королевских ВВС под названием "Дакота", сохраняли исходный камуфляж ВВС армии США, сочетавший оливковые (Olive Drab) верхние и боковые поверхности и светло-серый (Neutral Grey) низ. На пат-рульно-противолодочных машинах встречалась краска Sea Blue.

    С начала 1944 г. американцы, имея значительный перевес в воздухе как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий, отказались от маскировочной окраски самолетов. Их машины стали сверкать полированным алюминием. Это позволило уменьшить затраты труда, снизить вес самолетов и улучшить их аэродинамику, несколько подняв скорость. В марте 1944 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль предложил рассмотреть подобный шаг применительно к самолетам Королевских ВВС. Но английские заводы перестали красить боевые машины только после окончания войны. До мая 1945 г. оставалось в силе решение камуфлировать все, что видно снаружи, кроме выхлопных патрубков, пламегасителей, сопел, прозрачных деталей (исключая обтекатели антенн РЛС), покрышек колес и рабочих поверхностей механизмов. Зато с февраля того же года англичане начали получать из США истребители "Мустанг", у которых краска наносилась только на противобликовую поверхность перед козырьком пилотской кабины, причем это была американская оливковая краска. В конце войны в некрашеном виде из Америки отправляли также тяжелые бомбардировщики "Либерейтор".