Самолёты истребительного командования и ПВО Великобритании

После введения камуфляжа первоначально все истребители красились по одному стандарту. На верхних и боковых поверхностях они несли неправильные землисто-коричневые и темно-зеленые пятна, весь низ был серебристым. Затем возникла идея ввести противника в заблуждение относительно пропорций самолета, покрасив снизу левое и правое крыло по-разному. Консоль слева стала черной, а справа - белой. Центроплан и фюзеляж снизу оставались серебристыми. В сентябре 1938 г. появился новый вариант: черное и белое поля сошлись у оси самолета, но посадочные щитки вновь приказали перекрасить "серебрянкой". Серебристыми оставались низ горизонтального оперения, носовой и хвостовой части фюзеляжа. При перекраске самолетов в воинских частях возникло множество вариаций, связанных с расположением линии раздела между поверхностями, покрашенными "серебрянкой", и черно-белым крылом. Да и граница между черным и белым цветами не всегда шла точно посередине. Встречались истребители, у которых большей получалась черная сторона, но бывало и наоборот. Иногда элероны имели цвет противоположного крыла (на черной плоскости - белый элерон, либо на белой - черный). Попадались машины, у которых "серебрянкой" покрывали не только щитки, но и элероны. В то же время у "харрикейнов", покрашенных на заводе, элероны имели цвет соответствующего крыла.

На истребителях "Харрикейн" 60-й и 67-й эскадрилий с сентября 1939 г. по май 1940 г. применялась схема разделения по оси всей нижней поверхности машины, причем встречались самолеты с элеронами в цвет противоположного крыла.

6 июня 1940 г. "клоунскую" окраску истребителей отменили. Весь низ стал покрываться краской "синева утиного яйца" (Duck Egg Blue), вскоре вытесненной белесо-серо-голубым колером Sky (небесным). Последний хорошо подходил к типичной для английского неба дымке. Но 27 ноября 1940 г. последовал шаг назад. Поступило распоряжение покрыть низ левого крыла черной краской. Линия раздела опять шла по оси самолета. Эта схема продержалась до 22 августа 1941 г., когда окончательно перешли на однотонную окраску нижних поверхностей.

Камуфляж верхних поверхностей истребителей тоже менялся. Проведя испытания нескольких новых его вариантов, 15 августа 1941 г. землисто-коричневые поля заменили темно-серыми, колера Ocean Grey. Это мотивировалось увеличением средней высоты боевого применения. Серо-зеленый камуфляж оказался удачным компромиссом между требованиями маскировки для малых и средних высот. Некоторые авторы считают, что при этом также была произведена определенная унификация окраски сухопутных и морских самолетов.

На первых порах из-за нехватки новой серой краски ее разрешали заменять немного более светлой Mixed Grey, представлявшей собой смесь из семи частей Medium Sea Grey и одной части Night. Ее наносили прямо поверх старой Dark Earth. Одновременно Medium Sea Grey использовали и для всех нижних поверхностей. Такой камуфляж сохранился на истребителях британских ВВС до конца войны.

Некоторые категории истребителей имели специфическую окраску. С 1942 г. выделили дневные высотные истребители, действовавшие на высотах 30 000 футов (примерно 9150 м) и более. Там небо казалось темнее, а земля внизу выглядела постоянно затянутой сероватой дымкой. Поэтому самолеты стали красить сверху однотонно, без пятен, "средней морской серой" (Medium Sea Grey), а снизу - в колер PRU Blue. С 1944 г. на истребителях, летавших преимущественно на малой высоте, иногда вместо Medium Sea Grey использовали более темную Extra Dark Sea Grey.

До войны ночные истребители около года целиком покрывались краской NIVO, но к началу 1939 г. она полностью вышла из употребления. В первые месяцы войны "ночники" отличались от всех прочих истребителей тем, что у них черным было все крыло снизу, а не только половина. Затем перешли к использованию специальной матовой краски Night ("ночной"), которая наносилась на все наружные поверхности сверху и снизу. В мае 1940 г. ее сменила Super Night (она же Special Night), еще более глубоко матовая. Ее иногда именуют "ламповой копотью". Она не должна была давать бликов при попадании самолета в луч прожектора. Но оказалось, что при этом истребитель выглядит черным силуэтом на фоне чуть более светлого неба. Кроме того, покрытие получалось очень шероховатым, "съедая" скорость, и служило недолго, быстро смываясь дождем и снегом.

Начались эксперименты. Пробовали опять NIVO, затем темно-зеленую Dark Green. Командование специальной части в г. Форд, отрабатывавшей тактику действий перехватчиков, 8 марта 1941 г. предложило перекрасить последней все ночные истребители, однако одобрения не получило. В 85-й эскадрилье использовали смесь собственного изготовления, имевшую специфический сине-зеленоватый оттенок серого цвета. В нее входили Night, Dull Blue, Dark Green и Medium Sea Grey. Этой смесью красили "хэвоки". В институте RAE разработали вариант стандартной схемы покраски истребителей с пятнами цветов Olive Green (американской) и Extra Dark Sea Grey сверху в сочетании с Night снизу. В общей сложности к сентябрю 1941 г. перепробовали дюжину комбинаций и выбрали... опять Super Night!

Таким образом, несмотря на то, что в строевых частях продолжали "самодеятельность" в окраске верхних поверхностей самолетов, заводы выпускали "ночники" целиком окрашенными Super Night. Официально от этого камуфляжа отказались с 1 октября 1942 г., перейдя на серый цвет Medium Sea Grey. Самолет покрывался такой краской со всех сторон; сверху и с боков она дополнялась пятнами темно-зеленой Dark Green по схеме А. При этом на вертикальное оперение зеленые поля не наносились, оно оставалось однотонно-серым. Границу разделения верхней и нижней окраски перенесли выше, к центральной плоскости самолета. Этот вариант камуфляжа ночных истребителей применялся до конца Второй мировой войны.

Конечно, и здесь встречались исключения. Например, на "Москито" 100-й группы нижние поверхности опять перекрасили Night. По бортам эта почти черная краска поднималась значительно выше крыла, так что на фюзеляже серо-зеленый камуфляж располагался только на узкой полосе сверху.

В особую категорию англичане выделяли "интрадеры" - "самолеты вторжения", местный аналог наших охотников-блокировщиков. Они по ночам пересекали фронт и искали аэродромы бомбардировщиков противника.

Там они подстерегали вражеские самолеты в воздухе или обстреливали и бомбили их на земле.

"Интрадеры" несли стандартный "наряд" истребителей, сочетавшийся с покрытием низа краской Night. Поскольку самолеты этого назначения специально на заводах не строились, а дорабатывались непосредственно в строевых частях или мастерских, то при общем подобии камуфляжа встречалось много вариантов расположения линии разделения верха и низа.