Бомбардировщики

В составе Бомбардировочного командования имелись различные типы самолетов: одномоторные, двухмоторные и четырехмоторные, как собственного производства, так и поставленные из США. Все их можно разделить на две группы - дневные и ночные бомбардировщики. В первой фазе войны наиболее важные задачи выполнялись при свете дня, позднее центр тяжести перенесли на ночные операции. Это повлияло и на камуфляж самолетов. До 1937 г. дневные бомбардировщики были серебристыми, ночные красились со всех сторон NIVO. На архаичных бипланах "Хендон" последняя сохранялась вплоть до октября 1939 г., когда эти машины использовали уже только в учебных целях.

Согласно распоряжению министерства авиации с 1 апреля 1937 г. новые бомбардировщики стали выпускаться в закамуфлированном виде, аналогичном принятому для истребителей. На верхних и боковых поверхностях располагались зеленые и коричневые пятна, но низ у всех типов самолетов данного назначения (и дневных, и ночных) должен был иметь колер Night (практически черный).

Первыми серийными бомбардировщиками, приобретшими такой облик, стали "Хэрроу". Их принялись красить еще до официального приказа. Первый пятнистый "Хэрроу" поступил в 214-ю эскадрилью уже 13 января 1937 г. С 30 января из цехов пошли закамуфлированные "уэллсли", с мая в строевые части начали поступать легкие бомбардировщики "Бэттл".

В период "Странной войны" быстро выявилась непригодность темной окраски нижних поверхностей для полетов днем. В ходе экспериментов опробовали несколько цветов и оттенков, остановившись на колере Light Sea Green, впоследствии переименованном в Duck Egg Green (он же Duck Egg Blue). Чего в нем больше - зеленого или голубого, сказать трудно; скорее его можно охарактеризовать, как грязно-белый с желто-зеленоватым оттенком. Позднее этот цвет трансформировался в "небесный" (Sky), первоначально именовавшийся Camoutint. Для того чтобы его получить, мешали титановые или цинковые белила с 4% желтой краски и небольшим количеством "прусской синей".

Новая эмаль давала более гладкое покрытие, чем раньше, что увеличило скорость самолетов. Вдобавок перед покраской поверхности стали шпаклевать, а после нее - полировать. Первыми светлое "брюхо" получили самолеты "Бленхейм", совершавшие дневные разведывательные полеты над Германией. К концу ноября 1939 г. полностью перекрасили уже все машины двух эскадрилий. Так родился дневной тип камуфляжа.

"Ночники" двигались в противоположном направлении. После поражения Франции противники начали обмениваться все более интенсивными авианалетами на города, порты и заводы. Летали преимущественно ночью. В июле 1940 г. на бомбардировщиках "Веллингтон" верхнюю границу краски Night, покрывавшей весь низ, подняли значительно выше середины фюзеляжа. С ноября ею же стали целиком покрывать и вертикальное оперение. Линия раздела между черным низом и зелено-коричневым верхом делалась подчас волнистой. Волны имели нерегулярный характер и менялись от самолета к самолету. К концу осени 1940 г. такая окраска ночных бомбардировщиков распространилась повсеместно. Этот тип камуфляжа практически в неизменном виде сохранялся до конца войны. Единственным изменением стал переход к прямой линии раздела верха и низа, хотя на "веллингтонах" и "галифаксах" продолжала встречаться и волнообразная граница.

Окраска дневных бомбардировщиков не менялась до начала 1944 г. К весне эти машины, подобно истребителям, получили новый серо-зеленый (Middle Sea Grey - Dark Green) камуфляж. Интересно, что к этой категории в Англии отнесли довольно большой "Митчелл", который в СССР передавался в полки Авиации дальнего действия, и примерно аналогичный по размерам и весу "Мародер". Исключением из общего правила являлись самолеты "Москито". Первые машины, полученные 105-й эскадрильей в 1941 г., красились по общему правилу: зелено-коричневый верх и "небесный" низ. С июля 1942 г. линию разделения верхних и нижних цветов подняли, так что она стала идти по середине круглого в сечении фюзеляжа. Одновременно перешли на окраску по типу истребителей: комбинацией цветов Dark Green - Ocean Grey сверху и Medium Sea Grey снизу.

В Северной Африке и на Ближнем Востоке пользовались красками Dark Earth и Middle Stone сверху и Azure Blue снизу (у ночных бомбардировщиков "Веллинг тон" и "Галифакс" - Night), хотя были и самолеты в камуфляже "европейского" образца. На Дальнем Востоке пользовались схемами, принятыми для Европы.