Обозначения самолётов

По схеме, ставшей окончательной, знаки располагались на шести позициях: на обоих бортах фюзеляжа и на крыльях сверху и снизу.

У бипланов знаки наносились на верхних крыльях сверху и на нижних снизу. На фюзеляже расстояние от задней кромки крыла до знака равнялось 1/5 хорды крыла у корня. На крыльях центр знака размещался на 1/3 полного размаха крыла от оси самолета. Знак не должен был касаться элерона и носка крыла, а также предкрылка (при его наличии), до них оставлялось не менее дюйма. На практике, при нанесении знаков на заводах, кокарду располагали в дюйме (25,4 мм) от линии осей подвески элеронов, без учета расстояния до передней кромки. Эти правила действовали как для верхней, так и для нижней поверхности плоскостей.

В 1938 г. с нижней поверхности крыла знаки убрали, в сентябре 1939 г. вернули на место. В межвоенный период использовались яркие краски Bright Red и Bright Blue. Позднее перешли к тусклым Dull Red и Dull Blue. Во время войны изменились размеры отдельных цветных полей, и даже имело место исключение некоторых цветов. Различные варианты знаков в специальной литературе получили кодовые обозначения, которыми мы и будем пользоваться.

Круговой знак типа А был введен в 1920 г. и применялся до середины 1942 г. Порядок чередования цветов, начиная с середины, - красный, белый и синий. Ширина белого и синего колец равнялась диаметру красного круга. Этот знак изображался до 1937 г. на всех позициях, а в период "Битвы за Англию" - только на нижних плоскостях истребителей. У "спитфайров" и "харрикейнов" он имел диаметр от 914 до 1270 мм. Знак типа А1, использовавшийся с начала 1937 г. до середины 1942 г., был аналогичен типу А, но отличался наружной окантовкой желтым кругом. Ширина белого, синего и желтого колец равнялась диаметру красного круга, то есть наружный диаметр был в семь раз больше. Этот знак применялся на бортах фюзеляжа самолетов всех типов, кроме фоторазведчиков, а в 1937 г. также на верхней поверхности крыла. Известен вариант А1, использовавшийся на ночных бомбардировщиках "Веллингтон" 311-й эскадрильи: белый круг закрашивался Night.

Круговой знак типа А2 появился по приказу от 27 ноября 1940 г. и использовался до середины 1942 г. Он походил на А1, но ширина желтой полосы была другой - как правило, более узкой. При этом остальные размеры цветных колец оставались в прежнем соотношении. Такой знак применялся на истребителях при двухцветной окраске крыла снизу. Его наносили на левой плоскости крыла на черном фоне. Двухцветный знак типа В, принятый в 1937 г., должен был обеспечить уменьшение заметности самолета при взгляде сверху. Белое поле убрали, красное и синее сомкнулись. Красная середина имела диаметр 2/5 от наружного. Размеры знака зависели от размеров самолета. Например, для "Спитфайра" II диаметр равнялся 1422 мм, для "Харрикейна" - 1245 мм и т.д. Он изображался на обеих верхних частях крыла всех типов самолетов до конца войны, исключая машины 2-й тактической воздушной армии (2 TAF). Фоторазведчики несли эту эмблему и на бортах фюзеляжа.

В мае 1942 г. произошло изменение знаков, наносившихся на крыло снизу. Белое кольцо сузили: вместо знака типа А стали использовать знак типа С. Он имел три типоразмера: для больших, средних и малых самолетов. У большого знака наружный диаметр синего круга равнялся 48 дюймам (1220 мм), белого - 24 дюймам (610 мм), красного- 18 дюймам (457 мм). Для среднего соответственно 32, 16 и 12 дюймам (813, 406 и 305 мм) для малого - 16, 8 и 6 дюймам (406, 203 и 152 мм). Маленькие кокарды предназначались для учебных машин, средние - для истребителей и легких бомбардировщиков, большие - для тяжелых бомбардировщиков. Знак В для верхней поверхности крыльев остался в исходном виде. Массовое применение новых знаков пришлось на середину того же года.

Одновременно ввели новые знаки типа С1, располагавшиеся на фюзеляже. От знака типа С его отличала тонкая желтая кайма. Как и знак типа С, он имел три типоразмера. У малого наружный диаметр знака равнялся 18 дюймам (457 мм), наружный диаметр синего кольца - 16 дюймов (406 мм), белого - 8 дюймов (203 мм), диаметр красного круга - 6 дюймов (152 мм). У среднего соответственно 36, 32, 16 и 12 дюймов (914, 813, 406 и 305 мм), у большого - 54, 48, 24 и 18 дюймов (1372, 1219, 610 и 457 мм). Маленькие знаки предназначались для учебных самолетов и машин с узкой хвостовой частью фюзеляжа или имеющих двухбалочную конструкцию, средние - для дневных и ночных истребителей, большие - для тяжелых бомбардировщиков. Эти опознавательные знаки просуществовали до 1947 г.

2 января 1945 г. министерство авиации издало циркуляр, разосланный всем штабам ВВС в Великобритании и за рубежом. Этим документом с 7 января вводился новый знак, размещаемый на крыле сверху. Знак, обозначаемый иногда С2, был схож со знаком типа С, но отличался от него отсутствием унифицированных типоразмеров - его наружный диаметр задавался для каждого самолета отдельно. Наружный диаметр белого кольца определялся в 1/2 от наружного диаметра синего, красного - в 3/8 от него же.

Этот знак требовалось наносить на все самолеты, кроме действующих ночью и воюющих в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане.

Для этого отдаленного театра военных действий существовал свой опознавательный знак. Чтобы не путать свои самолеты с японскими, которые несли красный круг "восходящего солнца", со знаков, располагавшихся на верхней поверхности крыла и фюзеляже, красный цвет, так же как и белый, убрали совсем. Внутренний круг имел цвет Light Blue (светлый, но не яркий голубой), а наружное кольцо - Dull Blue (тускло-синий). Иногда для внутреннего круга использовали ярко-голубую краску Azure Blue. Диаметр внутреннего светло-голубого круга равнялся ширине наружного синего кольца. Размеры знаков были существенно меньше "европейских" и сильно варьировались в зависимости от типа самолета. Например, на "харрикейнах" в Бирме наружный диаметр знака равнялся 15 дюймам (381 мм), а диаметр внутреннего круга - 5 дюймам (127 мм). Не следует путать эти знаки с применявшимися на австралийских самолетах на Тихоокеанском театре военных действий. У них середина была белой, а соотношение диаметров внутренней части и наружного синего кольца - другим (широкий белый круг внутри и узкое кольцо снаружи).

Набор опознавательных знаков на машинах Королевских ВВС дополнялся "флажком" на вертикальном оперении. С мая 1915 г. три полосы равной ширины наносились на руль направления. С 1927 г. установили новый порядок цветов от носа самолета: красный, белый, синий - то есть обратный французскому. Ранее чередование полос у английских и французских военных самолетов совпадало. С левой и правой стороны картинка была зеркальной, от носа всегда первой шла красная полоса. В 1934 г. опознавательную окраску руля направления отменили, а в 1940 г. ввели "флажок" на киле. Он имел шесть вариантов исполнения в зависимости от пропорций оперения и формы руля направления (точнее, его рогового компенсатора). При этом "флажок" мог захватывать весь киль или какую-то его часть. Как правило, линии разделения цветов были вертикальны для полетного положения машины, но встречались и косые полосы, если ось вращения руля направления располагалась не вертикально. Примером этого варианта являлись бомбардировщики "Бэттл".

В сентябре 1940 г. все разновидности "флажка" отменили и ввели единый образец в виде прямоугольника из трех полос равной ширины. Он имел ширину 610 мм и высоту 686 мм.

В мае 1942 г. поступило предписание применять новый знак, имевший синюю и красную полосы равной ширины, разделенные узкой белой полоской шириной 2 дюйма (51 мм). Такие "флажки" имели три типоразмера. Высота у всех была одинаковая, 24 дюйма (610 мм), а ширина разная: у маленьких 18 дюймов (457 мм), у средних - 24 дюйма (610 мм), у больших - 36 дюймов (914 мм). Нижняя часть знака располагалась поверх горизонтального оперения либо верхней линии фюзеляжа, задняя кромка - у начала руля направления. Хотя промышленность старалась следовать этим указаниям, на практике это не всегда удавалось, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии.

На Тихом океане и в Юго-Восточной Азии применяли свой вариант "флажка", выдержанный в тех же цветах, что и круговые эмблемы. Он имел две полосы равной ширины, голубая всегда шла первой от носовой части самолета.