Обозначения частей

В середине 1930-х гг. серебристые эскадрильи истребителей, ближних разведчиков и легких бомбардировщиков несли яркие обозначения в виде цветных лент или вытянутых геометрических фигур, наносившиеся на фюзеляж (на оба борта) и на крыло (у бипланов - на верхнее крыло) сверху. После перехода к зелено-коричневому камуфляжу бомбардировщики иногда несли на борту номер эскадрильи. Цифры могли располагаться впереди опознавательного знака или за ним. Цвет их инструкциями не определялся - встречался и белый, и желтый, и красный; в некоторых случаях цифры имели контрастную окантовку. Такое обозначение должно было дополняться кодом самолета - буквой. Буквы присваивались по алфавитному порядку. Буквенный код наносился по другую сторону кокарды и имел тот же цвет, что и номер. Осенью 1938 г. все эти обозначения ликвидировали.

Позднее цифровые или цифро-буквенные обозначения сохранили для учебных и вспомогательных частей, а все боевые эскадрильи и отдельные звенья получили двухбуквенные коды - "обозначение А". Например, 49-я эскадрилья имела код XU, 76-я - NM, 215-я - ВН. Заглавные буквы наносились на фюзеляж самолета, что позволяло определить, к какой части относится машина; разумеется, это мог сделать только тот, кто знал таблицу кодов.

Размер букв зависел от типа самолета. Основным стандартом считалась высота 48 дюймов (1219 мм) и ширина 24 дюйма (610 мм) при интервале между буквами 2 дюйма (51 мм), но если такие не умещались, разрешали пользоваться меньшими, выдерживая соотношение высоты буквы к ее ширине как 2:1. Например, на истребителях "Спитфайр", "Харрикейн" и "Дифайэнт" рисовали знаки высотой 30 дюймов (762 мм), 24 дюйма (610 мм) или даже 20 дюймов (508 мм). Существовал стандартный шрифт для кодовых надписей, но фотоснимки показывают, что использовали его далеко не всегда.

Двухбуквенный код мог располагаться как впереди, так и за опознавательным знаком на фюзеляже. От края кокарды он должен был отстоять на 2 дюйма (51 мм).

По другую сторону знака находился индивидуальный код самолета. Это была заглавная буква такого же размера, начертания и цвета. Буквы давались в алфавитном порядке. Поскольку эскадрильи в возмещение потерь постоянно пополнялись новой техникой, а на эти машины наносили новые буквы, то алфавит исчерпывали до конца, доходя до X, Y, Z.

Код эскадрильи и код самолета и на левом, и на правом борту располагались на одних и тех же местах. Так, если на левом борту было написано АВ-С, то на правом - С-АВ. На бомбардировщиках код самолета иногда повторялся на носовой части фюзеляжа близ кабины, но буквой значительно меньшего размера. Цвет букв чаще был светлым. Перед войной и в начале войны иногда пользовались белой краской. Потом в ход пошла светло-серая Light Grey или более темная Medium Sea Grey. На истребителях в период "Битвы за Англию" применялись "небесная" (Sky) или "синева утиного яйца" (Duck Egg Blue), т.е. краски, использовавшиеся для нижних поверхностей самолетов.

На Ближнем Востоке в ходу были белые (White) или черные (Black) буквы, хорошо заметные на фоне местного "пустынного" камуфляжа. На самолеты, воевавшие на Дальнем Востоке, наносили буквы белого цвета меньшего размера, высотой около 18 дюймов (457 мм).

Ночные истребители имели буквы колера Dull Red (тускло-красные), причем они остались такими же и после перехода с черного на серо-зеленый камуфляж. С середины 1942 г. красные буквы стали применять и на ночных бомбардировщиках и разведчиках, а также самолетах специального назначения, летавших в темноте над вражеской территорией.

На самолетах Берегового командования, у которых борта были в основном белые, кодовые надписи наносились краской Dull Red или Light Slate Grey (серой с зеленоватым оттенком).

На практике встречалось множество исключений из общих правил. Иногда цвет кода части и собственно самолета писался краской разного цвета, пользовались нетрадиционными цветами (так, в знаменитой 617-й эскадрилье буквы - желтые с окантовкой), наносили все три буквы по одну сторону от опознавательного знака. Тогда последняя буква (индивидуальная) отделялась дефисом. Бывало, что самолет нес только одну букву без кода эскадрильи. Например, в Северной Африке попадались "харрикейны" со старыми, довоенными, геометрическими обозначениями частей на фюзеляже, дополненными одной буквой. Командиры, особенно высокого ранга, подчас изображали на самолетах свои инициалы. Иногда буквы наносились не строго вертикально по отношению к полетному положению машины, иногда - не на одной линии (например, на "спитфайрах").

Английские части, дислоцировавшиеся на аэродроме Ваенга под Мурманском, вообще заменили индивидуальные буквенные обозначения самолетов на цифры - на советский манер. На фоторазведчиках "Спитфайр" пошли еще дальше, закрасив кокарды красными звездами. Цифрами вместо букв иногда пользовались и в Средиземноморье в 1943 г.

Сложная система кодовых обозначений применялась в учебных и тренировочных частях. Каждой школе или части боевой подготовки (OTU) предписывался буквенно-цифровой код, наносившийся к тому же определенным цветом. Из последних употребляли "небесный" (Sky), черный (Black) и белый (White).

Обозначение складывалось из группы цифр или букв и включало код школы или части, а также типа самолета. Так, самолеты частей для обучения радистов несли трехзначные цифры. Вообще, эта система идентификации была столь сложна, что, в отличие от системы для боевых эскадрилий, ее вообще нельзя кратко описать.

В конце войны, в 1944 - 1945 гг., на тяжелых бомбардировщиках стали появляться обозначения частей в виде цветных полос. По-видимому, сказалось влияние американцев, которые размещали на хвостовом оперении полосы или крупные геометрические фигуры, чтобы отличить самолеты разных эскадрилий и групп. На "Ланкастерах" рисовали довольно узкие полосы, вдоль, поперек или наискосок пересекающие килевые шайбы с наружной стороны. Такие знаки несли бомбардировщики 57, 514-й и 630-й эскадрилий. Но все это было самодеятельностью, не имевшей никакого официального статуса.