Специальные обозначения

Кроме описанных выше обозначений, самолеты зачастую несли еще много различных эмблем, показывающих звание пилота, национальную принадлежность экипажа, сообщающих о числе боевых вылетов или воздушных победах. Иногда применялись также цветные полосы или окраска некоторых элементов конструкции, позволявшие быстро отличить свои машины от чужих. Кроме того, наносилось большое количество технических надписей.

Перед войной и в ее начале довольно широко пользовались системой эмблем, указывающих на звание пилота. Они имели вид флажков разной конфигурации в цветах голубом (фон) (Air Force Blue), красном (полоски) (Red), темно-синем (окантовка) (Royal Blue). Флажок рисовался на одном или на обоих бортах перед кабиной, немного ниже ее козырька.

Эскадрильи, укомплектованные летным составом из эмигрантов, обычно демонстрировали свою национальную принадлежность. Это официально оговаривалось при заключении соглашений с правительствами в изгнании. Обычно на носовой части фюзеляжа или на киле наносился маленький опознавательный знак ВВС того государства, откуда были родом члены экипажа. Поляки рисовали красно-белые "шашечки", голландцы - оранжевый треугольник с черным кантом, чехи - круг, разделенный на три части: синюю, белую и красную. Самыми активными в этом отношении были французы. Они изображали крупный лотарингский крест (символ "Свободной Франции" де Голля) на белом круге на киле (вместо английского "флажка") или на фюзеляже, заменяя британскую кокарду. При этом опознавательные знаки на крыле сверху и снизу оставлялись английские. Иногда руль направления красили полосами по французскому стандарту (красной полосой вперед по полету).

Летчики часто фиксировали на самолетах свои боевые успехи. В истребительной авиации воздушные победы обозначали крестами (теми, что рисовались на бортах немецких самолетов) или свастиками, нарисованными на фюзеляже. Встречались и другие значки, придуманные фантазией пилота или техника. Поскольку у англичан учитывались также "половинки" побед (когда одного врага сбили парой), то и эмблемки иногда были половинчатыми. Их, как правило, размещали на одном борту (чаще левом) под кабиной. На истребителях-бомбардировщиках встречались картинки локомотивов, автомобилей, танков и т.п. На бортах бомбардировщиков иногда было помногу желтых или белых "бомб" или черточек - ими отмечали совершенные данным экипажем боевые вылеты.

В течение всей войны первостепенное значение придавалось обозначениям, предназначенным для быстрой идентификации своих самолетов. Особенно это важно было для истребителей. Вовремя отличить своего от чужого - подчас залог победы в воздушном бою. Да и погибнуть от пуль своего летчика или огня своих зенитчиков тоже перспектива не из лучших.

Конечно, для этого существуют опознавательные знаки, да и силуэты своей и чужой техники заставляют заучивать всех: летчиков, зенитчиков, наблюдателей ПВО. Но зачастую силуэты схожи, а знаки можно распознать не во всех ракурсах и лишь с довольно близкого расстояния. Поэтому требовалось очень простое, но достаточно эффективное решение.

И оно нашлось - выкрасить в отличительный цвет коки винтов. В ходе "Битвы за Англию", как и до войны, английские истребители имели черные коки, похожие по цвету на коки немецких самолетов. Это затрудняло идентификацию собственных машин. 11 ноября 1940 г. появился приказ покрасить коки всех дневных истребителей в "небесный" (Sky) цвет. Одновременно была введена полоса того же цвета шириной 18 дюймов (457 мм), охватывающая фюзеляж перед хвостовым оперением.

Такую полосу наносили только на истребители, базировавшиеся в метрополии. На других театрах, в частности, на Ближнем и Дальнем Востоке, ее не применяли. С января 1945 г. она была отменена и на самолетах 2-х тактических воздушных сил (2 TAF), поддерживавших наступление в Европе. Одновременно коки винтов там опять стали красить в черный цвет.

Но перекраской коков не ограничились. 15 августа 1941 г. окраску истребителей дополнили желтой полосой на передней кромке крыла. Ширина ее равнялась 6 дюймам, то есть 152 мм. Полоса шла от середины крыла до его конца. Например, на "Харрикейне" ее рисовали от посадочной фары. На высотных и ночных истребителях желтая полоса отсутствовала.

Поскольку некоторые типы английских самолетов (в частности, истребитель "Тайфун" - при виде снизу) при этом было трудно отличить от вражеских машин, для них придумали специальные полосы. На нижней поверхности каждого крыла поперек размаха наносили по четыре черных и три белых полосы, шедших от передней до задней кромки. Черные были в два раза шире белых: у последних ширина равнялась 12 дюймам (305 мм), у вторых - 24 дюймам (610 мм). Размещались полосы близ корневой части крыла.

Иногда специальные обозначения наносились на самолеты, участвовавшие в какой-либо кампании или операции. Самой крупной операцией, проведенной союзниками в период Второй мировой войны в Западной Европе, бесспорно являлась высадка в Нормандии в июне 1944 г. Для ее поддержки сформировали специальное англо-американское авиационное соединение - Союзные экспедиционные воздушные силы (Allied Expeditionary Air Force, AEAF). Все его самолеты непосредственно перед вторжением получили обозначения, которые должны были исключить путаницу с авиацией противника. Для этой цели опять выбрали контрастные полосы. Решили, что всего их будет пять: три белых (White) и две черных (Black). Их наносили на крыло сверху и снизу (близ корневой части), а также на хвостовую часть фюзеляжа. Все полосы выполнялись равной ширины.

Учитывая глубокую секретность операции, технику покрасили за одну ночь. С 4 июня 1944 г. транспортные самолеты, буксировщики, десантные планеры, группа дневных бомбардировщиков, разведывательное крыло "мустангов" и "спитфайров", а также истребители и истребители-бомбардировщики, включая выделенные из состава ПВО Великобритании, уже несли эти полосы.

Перекраска осуществлялась непосредственно в воинских частях, в большой спешке. Хотя была подготовлена и разослана специальная инструкция, на практике имелись значительные отличия в размещении и размерах полос. На многие самолеты полосы наносили только на нижние поверхности крыльев, а сверху их не было; на фюзеляже - только его нижнюю половину, не замыкая кольцо сверху.

Уже имевшаяся на английских истребителях фюзеляжная полоса цвета Sky могла использоваться вместо одной из белых или перекрашивалась в белый цвет полностью или частично. На истребителях "Тайфун" по-новому наносились в большинстве случаев только фюзеляжные полосы, на крыле же оставляли старые, с разной шириной белых и черных полос.

Подобные обозначения применялись и на других театрах военных действий. На Ближнем Востоке самолеты имели черные (Black) коки винтов или покрашенные в цвет нижних плоскостей (чаще всего ярко-голубой Azure Blue). Во время высадки на юге Франции в августе 1944 г. все выделенные для этой операции машины отличались ярко-красными (Bright Red) коками.

В 1943 - 1944 гг. в Юго-Восточной Азии применяли отличительные белые полосы шириной 24 дюйма (610 мм) на крыле сверху и снизу. Они располагались на внешней части крыла, у начала элерона (не заходя на него). На истребителях "Харрикейн" эти обозначения дополнялись вертикальной полосой шириной 16 дюймов (406 мм, такой же, как у "флажка"), шедшей от "флажка" вверх. Иногда она заканчивалась на вершине киля, не заходя на роговой компенсатор руля направления. С лета 1945 г. в этом же регионе стали применять белые полосы шириной 18 дюймов (457 мм), "обернутые" вокруг вертикального и горизонтального оперения.

При операциях в Индии и Бирме в начале 1944 г. отдельные эскадрильи имели свой цвет коков винтов: 81-я эскадрилья - красный (Red), 136-я - зеленый (Green), 152-я - коричневый (Brown), 607-я - темно-синий (Dark Blue), 615-я - голубой (Light Blue).

На Дальнем Востоке, а также в Австралии, самолеты имели на передней кромке по всему размаху широкую белую (White) полосу.

Встречались случаи, когда требовалось как-то обозначить машины, несшие какое-либо специальное оборудование. Так, в 105-й эскадрилье бомбардировщики "Москито", оснащенные системой слепого бомбометания "Оубоу" ("Гобой"), имели две тонкие (по 2 дюйма, 51 мм, шириной) полосы вокруг хвостовой части фюзеляжа (примерно там, где у истребителей шла полоса цвета Sky). Это обозначение применялось с конца 1942 г. до конца 1943 г.

Различные опытные образцы и экспериментальные самолеты несли в хвостовой части фюзеляжа эмблему в виде буквы "Р", вписанной в круг. И буква, и круг были желто-оранжевого цвета Trainer Yellow. Этот знак размещался между кокардой и военным номером. Таким же образом обозначали трофейную технику, испытывавшуюся в Англии.