"А" - от "Аква"

Еще в декабре 1925 г. Остехбюро предложило ЦАГИ взять на себя постройку "морского бомбовоза". Под таковым понималась большая летающая лодка. Но без наличия гидроканала для испытания моделей браться за такую работу было рискованно. Более реальной представлялась установка на поплавки уже имеющегося сухопутного самолета. 15 января 1926 г. из ОТБ пришло письмо с просьбой произвести предварительные расчеты поплавкового варианта АНТ-4. Их сделали, но из-за большой занятости АГОС в этот период дальше дело не двинулось.

К поплавкам вернулись в начале 1928 г., теперь уже по заявке УВВС. Расчеты выполнялись для машины с моторами BMW VI. Тип поплавков при этом не конкретизировался. В декабре того же года из ЦАГИ направили в НТК УВВС полученные данные.

В сентябре 1929 г. УВВС сообщило ЦАГИ о желании получить часть серийных ТБ-1 в морском варианте и сделало запрос о рекомендуемом типе поплавков. В ответе от 11 октября ЦАГИ предлагал использовать в качестве образца поплавки, поставляемые фирмой "Юнкере" для самолета ЮГ-1, с некоторой переделкой передней части. От проектирования новых поплавков институт отказался. 30 октября в УВВС решили заказать морское шасси в Англии, у известной фирмы "Шорт".

Но тут срочно потребовались поплавки для перелета в Америку. Скопировав немецкую конструкцию, их изготовили по чертежам ЦАГИ на заводе № 22. В Таганроге поплавки смонтировали на "дублере" и успешно испытали. Там самолет потерпел аварию - разрушилась лопасть винта, но машину быстро отремонтировали. Впоследствии на этих поплавках "Страна Советов" благополучно проделала значительную часть своего маршрута.

Тем временем "Шорт" продала Советскому Союзу пару поплавков подходящей грузоподъемности. Они были немного больше использованных ранее и имели более "полные" очертания. В апреле 1931 г. в Таганрог перегнали один из серийных ТБ-1. Три месяца заняли его сборка и установка на поплавки. 15 июня машину передали морскому отделу НИИ ВВС для госиспытаний. Их проводили в Севастополе до конца августа. Поплавковый вариант в АГОС назвали ТБ-1 а ("а" - от "аква" - "вода").

Увеличение веса пустого самолета и дополнительное аэродинамическое сопротивление от поплавков, разумеется, снизили данные машины. Максимальная скорость не превышала 185 км/ч, потолок - 3620 м. Существенно ухудшились маневренность и скороподъемность. Тем не менее, результаты признали удовлетворительными. По сравнению с имевшимися в морских эскадрильях поплавковыми ЮГ-1 и летающими лодками "Валь", ТБ-1 а выгодно отличался возможностью несения боеприпасов крупных калибров, необходимых для поражения боевых кораблей. Машину приняли на вооружение ВВС РККА.

Начали готовиться к серийному производству поплавков. Английский образец обмерили и выполнили чертежи. Серию хотели поручить заводу № 22, но он был перегружен другими заказами. В результате документацию и поплавок-образец перевезли в Таганрог. Там их стали производить под названием "тип Ж" и устанавливать на самолеты, прибывавшие из Москвы.

Монтаж поплавков велся уже после прекращения производства ТБ-1. Всего доработке подверглись 66 самолетов. Серийные поплавковые бомбардировщики именовали ТБ-1П или иногда МТБ-1.

Принятие на вооружение ТБ-1П сделало ненужным серийное производство другой машины, ТОМ-1. Этот самолет разрабатывался с августа 1928 г. в конструкторском бюро при заводе № 28 под руководством приглашенного из Франции конструктора П. Ришара. По схеме он был близок к ТБ-1П, но получился больше, тяжелее и имел гладкую, а не гофрированную обшивку. Опытный образец ТОМ-1 изготовили в декабре 1931 г. Хотя эта машина значительно превосходила ТБ-1 а по летным данным, от ее запуска в серию отказались из-за технологической сложности и дороговизны конструкции.