В гражданской авиации

Первый ТБ-1 в гражданскую авиацию поступил в 1933 г. Эту машину передали НИИ ГВФ для изучения возможности ее использования для перевозки пассажиров и грузов.

Годом позже, в феврале 1934 г., гражданские летчики сели за штурвалы бомбардировщиков при чрезвычайных обстоятельствах. Для операции по спасению людей, высадившихся на льдину после гибели парохода "Челюскин", собрали около двух десятков разных самолетов. Из состава ВВС МСДВ выделили два ТБ-1 без вооружения. Но экипажи для них взяли из ГВФ, с опытом полетов на севере. Первым к лагерю челюскинцев 5 марта пробился на ТБ-1 А.В. Ляпидевский. Он привез свежее мясо, инструмент и аккумуляторы для радиостанции, а обратным рейсом вывез в Уэлен всех женщин и детей - 12 человек. Но дальше пошла полоса невезения: мешала непогода, поломки, а кончилось все вынужденной посадкой с вышедшим из строя двигателем. Тем не менее, Ляпидевский стал первым Героем Советского Союза.

С 1935 г. устаревшие бомбардировщики под маркой Г-1 начали передавать авиации ГУСМП, а затем и ГВФ. Все вооружение снималось, проемы турелей обычно зашивались листом. Часто ликвидировали и все остекление штурманской кабины. Над местами пилотов монтировали крышу и делали боковые окна. Переделку вел завод № 89, а позднее и завод им. Побежимова в Красноярске.

Такие самолеты обычно использовались как грузовые, но иногда на них перевозили и пассажиров. Большая их часть эксплуатировалась на окраинах страны: в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Например, они обслуживали трассу Иркутск - Чита, летали вдоль Енисея и Лены. Металлический планер демонстрировал отличную живучесть в условиях безангарного хранения под дождем и снегом. Летали на колесах, лыжах и поплавках. Поплавковый вариант именовался Г-1 А.

Широкого распространения Г-1, однако, не получили. Их количество измерялось десятками. ГУСМП в июле 1938 г. располагало 12 такими машинами, парк ГВФ к 1 марта 1940 г. дошел до 15. Единичные самолеты достались другим ведомствам. Потери от аварий и износа восполнялись передачей техники из ВВС. Так, в октябре 1940 г. Комитет обороны распорядился о выделении гражданским летчикам еще 14 ТБ-1.

Несмотря на малочисленность, эти прочные и надежные самолеты сыграли значительную роль в освоении малообжитых районов. В феврале - июне 1937 г. Ф.Б Фарих на самолете с номером Н-120 пролетел из Москвы до Уэле-на через Сибирь и вернулся обратно вдоль побережья Северного Ледовитого океана, преодолев 23 000 км. В марте - мае Г-1 Управления полярной авиации (УПА) приняли участие в спасении людей с каравана судов, затертых льдом в море Лаптевых.

В период войны с Финляндией зимой 1939/40 г. несколько Г-1 вошли в состав Северо-западной особой авиагруппы ГВФ, обслуживавшей действующую армию. Они перевозили продукты, боеприпасы и эвакуировали раненых.

Г-1 успешно эксплуатировались гражданскими летчиками вплоть до начала Великой Отечественной войны.