Техническое описание

Фюзеляж вертолета SA.330 цельнометаллический, типа полумонокок. Носовую и центральную его части занимают двухместная кабина летчиков, где предусмотрено третье сиденье, и грузовая кабина, разделенные противопожарной перегородкой. Задняя часть фюзеляжа переходит в хвостовую балку монококовой конструкции с отогнутой вверх концевой балкой, на которой установлены стабилизатор и рулевой винт. В поисково-спасательном варианте балка с рулевым винтом складывается.

Грузовая кабина имеет с каждой стороны сдвижные двери размерами 1,35x1,35 м. Пол кабины рассчитан на распределенную нагрузку 800 кг/м2. На нем размещены 13 швартовочных узлов. В полу имеется люк размерами 1,0x0,7 м, через который выпускается трос для подвески груза, способный выдержать 2500 кг. Обе кабины снабжены системами обогрева, вентиляции и звукоизоляции.

Несущий винт имеет шарнирное крепление лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, складывающиеся. Лонжерон из алюминиевого сплава обработан по форме носка профиля, секции хвостовой части крепятся на клею. Вдоль задней кромки лопасти имеются усиливающие элементы из стеклопластика, а ее конец закрыт обтекателем. Лопасти снабжены сигнализатором трещин. Механизм складывания лопастей во французском варианте полуавтоматический, в английском складывание осуществляется вручную.

Рулевой винт имеет горизонтальные шарниры. Его лопасти прямоугольной формы в плане, цельнометаллические. Горизонтальное оперение трапециевидной формы в плане, однолонжеронной конструкции.

Двигатели установлены рядом в верхней части фюзеляжа перед несущим винтом, имеют отдельные воздухозаборники и закрыты обтекателем. Между собой они разделены противопожарной перегородкой. Сухая масса двигателя 225 кг.

Трансмиссия состоит из главного, промежуточного углового и хвостового редукторов, привода рулевого винта и соединительных валов с муфтами. От каждого двигателя осуществляется привод генератора переменного тока, мас-лонасоса и двух насосов гидросистемы. Передаточное отношение к несущему винту 86,8 : 1, к рулевому винту 1 : 4,8. Масса главного редуктора - 290 кг.

Шасси не полностью убирающееся, трехколесное с носовой опорой. Главные и носовые стойки имеют сдвоенные колеса. Главные стойки убираются назад в боковые обтекатели (спонсоны), носовая - назад в фюзеляж. Выпуск и уборка стоек шасси производится с помощью гидравлической системы. Шасси снабжено гидравлическими дифференциальными дисковыми тормозами. Давление в пневматиках 3 кг/см2. Для движения по земле при остановленном несущем винте колеса снабжены гидравлическими моторами. База шасси - 4,04 м.

Топливо размещается в четырех мягких баках общей емкостью 1550 л, расположенных под полом грузовой кабины. Каждый двигатель питается от группы из двух сообщающихся баков. Один из баков каждой группы - питающий, имеет протектированную нижнюю часть. В поисково-спасательном варианте предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 1600 л внутри грузовой кабины, который может использоваться также в качестве сиденья.

Система управления двойная, бустерная. Проводка управления несущим винтом жесткая, рулевым винтом - тросовая. В систему управления несущим и рулевым винтами включены гидроусилители. Предусмотрена установка автопилота.

Гидравлическая система состоит из двух автономных контуров, каждый из которых включает бак, саморегулируемый насос, приводимый от главного редуктора вертолета, и приборы, контролирующие давление и уровень.

Электросистема имеет цепи переменного и постоянного тока. Переменный ток напряжением 115 - 200 В и частотой 400 Гц вырабатывается генератором мощностью 20 КВт, приводимым в действие от главного редуктора. Предусмотрена установка дополнительного аварийного генератора. Постоянный ток вырабатывается от двух трансформаторов-выпрямителей (28,5 В, 10 КВт), питающихся от сети переменного тока. Аварийный преобразователь мощностью 400 Вт, соединенный с аккумуляторной батареей, обеспечивает работу основного навигационного оборудования, позволяя продолжать полет в течение 20 мин.

Электронное оборудование включает навигационную систему "Декка", радиокомпас, допплеровский радиолокатор, радиовысотомер, навигационное вычислительное устройство, курсограф, УКВ и KB радиостанции. На вертолете может быть установлен автопилот SFIM-Ньюмарк 127.

Вертолеты семейства AS.332 "Супер Пума" имеют целый ряд важных отличий по конструкции и оборудованию от описанных выше. Панели остекления фюзеляжа снабжены электрической противообледенительной системой. Боковые двери пилотской кабины в аварийной ситуации могут сбрасываться. Грузовая кабина объемом 11,4 м3 имеет размеры 6,81x1,80x1,55 м и по одной сдвижной двери размерами 1,35x1,35 м с каждой стороны. В задней части кабины находится люк трапециевидной формы с размерами 0,98 м у основания и 0,7 м в верхней части. В варианте с удлиненным (на 0,765 м) фюзеляжем общий объем грузовой кабины - 13,3 м3.

Снизу хвостовой балки установлен большой киль. Стабилизатор имеет увеличенную по сравнению с "Пумой" площадь 1,34 м2 и обратный аэродинамический профиль большой кривизны. Стабилизатор зафиксирован под углом 3°.

Вертикальный шарнир каждой лопасти несущего винта снабжен эластомерным подшипником, демпфирующим ее колебания. Сами лопасти выполнены из композиционных материалов. На них установлена противообледенительная система. При этом на носок из нержавеющей стали крепится титановая накладка толщиной 0,8 мм с нагревательным элементом. Над втулкой ротора установлен обтекатель, уменьшающий лобовое сопротивление.

Рулевой винт имеет лопасти из композиционных материалов с усовершенствованным профилем, обеспечивающие на 50% большую тягу. Профиль в концевой части - NACA 23010, а в комлевой - NACA 23012.

На воздухозаборниках ГТД монтируются пылезащитные устройства. Каждое из них имеет центральное тело сотовой конструкции и обшивку из стеклоткани. Для снятия или монтажа двигателей они сдвигаются вперед по направляющим. Для удобства обслуживания капоты ГТД снабжены двумя откидывающимися на шарнирах панелями. Сами двигатели имеют модульную конструкцию, облегчающую ремонт. Ресурс горячих частей двигателя 2000 ч, а холодных - 3000 ч. Масса двигателя с оборудованием 242 кг. На вертолеты AS.332 модификаций В, С, F, L и М ставятся ГТД "Макила" 1А, а на вертолеты типов В1, F1, L1, и М1 -"Макила" 1А1.

Главный редуктор рассчитан на максимальную мощность 2800 л.с. Он пятиступенчатый, снабжен двумя торсиометрами и двумя отдельными цепями смазки. От первой ступени редуктора обеспечивается привод двух гидравлических насосов и двух вентиляторов. Гидравлический тормоз несущего винта останавливает последний через 15 с после выключения двигателей. Ресурс главного редуктора около 3000 ч. Применение модифицированных шестерен позволило снизить уровень шума трансмиссии на 5 дБ.

В системе управления автоматом перекоса и рулевым винтом установлены новые гидроусилители, разработанные фирмой SAMM. Они крепятся соответственно к картерам главного и рулевого редукторов. Главные стойки шасси с рычажной подвеской имеют по одному колесу. Носовая стойка - со спаренными колесами. Колея шасси - 3 м, база - 4,49 м (для варианта с удлиненным фюзеляжем - 5,25 м).

Варианты В, Bt и С имеют пять топливных баков общей емкостью 1560 л, типы L, L1 , М, М1 - шесть, общей емкостью 2060 л. Предусмотрена установка четырех дополнительных баков внутри фюзеляжа в сумме на 1900 л и двух подвесных по 350 л. В военных вариантах баки протектированы и рассчитаны на попадание пуль калибром до 12,7 мм.

Военные вертолеты AS.332 вооружаются 7,62-мм пулеметом, или 36 НУР калибра 68 мм в двух контейнерах, или 19 УР калибра 70 мм. В морском варианте предусмотрена подвеска двух ракет AM 39 "Экзосе" или шести AS.ISTT. Альтернативно можно брать две торпеды и гидролокатор или магнитный детектор для обнаружения подводных лодок и сбрасываемые гидроакустические буи.

Электронное оборудование включает новый автопилот SFIMPA 155. В поисково-спасательном варианте устанавливается РЛС Бендикс RDR 1400, в противолодочном - OMERA ORB.32.