Во Франции

Армейская авиация Франции начала готовиться осваивать "пумы" с весны 1969 г. В состав каждой дивизии по штату тогда уже входили вертолетные подразделения, в число которых включили звено из десяти транспортных вертолетов SA.330B. Первые серийные "пумы" в апреле 1970 г. поступили на вооружение 7-й дивизии, затем их получила 11-я дивизия. Подготовка экипажей велась в центре боевого применения армейской авиации, располагавшем 14 "пумами". Всего армейская авиация получила 130 вертолетов SA.330B. Изначально они использовались исключительно как транспортно-десантные, но затем "пумы" стали применять как воздушные командные пункты, санитарно-эвакуационные вертолеты, а также для разведки погоды.

В преддверии операции "Буря в пустыне" в августе 1990 г. в Саудовскую Аравию перебросили 48 вертолетов армейской авиации Франции. В саудовский порт Янбу "газели" и "пумы" доставил авианосец "Клемансо". К декабрю количество французских вертолетов в Саудовской Аравии увеличилось до 138, а 139-м стала "Орхидея". Основу этой группировки составили подразделения 3, 4-го и 5-го полков боевых вертолетов 4-й аэромобильной дивизии, входившей в состав сил быстрого реагирования. Кроме того, на театр военных действий перебросили вертолеты из 2, 6-го и 7-го полков боевых вертолетов, номинально приданных трем армейским корпусам. Большинство экипажей уже имели опыт боевых действий в сходных природно-климатических условиях - вертолетчики в 1986 г. принимали участие в боевых действиях в Чаде. У них имелась практика длительных маловысотных полетов над пустыней, а техники умели обслуживать машины в жарком пустынном климате. Перед отправкой в Персидский залив на "пумы" установили приемники предупреждения об электромагнитном облучении Томсон-CSF "Шерлок", а несколько машин доработали для ведения радиотехнической разведки.

Французские "Пумы" использовались главным образом для снабжения передовых частей, а также находились в "горячем резерве" для эвакуации раненых с передовой в тыл. Раненых почти не было, но командиры подразделений отмечали положительное влияние на моральный дух личного состава самого наличия санитарных вертолетов.

В войне с Ираком за Кувейт участвовали только SA.330. К осени 1990 г. в составе армейской авиации Франции имелось уже около трех десятков "супер пум", но их не отправили, так как командование экспедиционных сил настаивало на максимальном упрощении снабжения и эксплуатации развернутой в Саудовской Аравии военной техники.

Французы применяли "пумы" и на территории бывшей Югославии. В конце 1992 г. в мусульманских анклавах восточной Боснии шли ожесточенные бои. Население Сребреницы, Зипы и Горажде испытывали острую нужду в продуктах питания, медикаментах и одежде. Американцы начали сбрасывать грузы на парашютах. В марте 1993 г. в этот район начали вводить канадские войска, разделившие враждующие стороны. 24 марта первый вылет в Сребреницу выполнили "пумы" и английские вертолеты "Си Кинг". Одну "Пуму" обстреляли сразу после посадки, несколько солдат получили ранения.

"Пумы" использовались и для спасения экипажей сбитых самолетов сил НАТО. Например, 16 апреля 1994 г. французский вертолет вывез из окрестностей Горажде английского пилота, катапультировавшегося из "Си Харриера".

Летом 1999 г., в преддверии ввода сил НАТО в Косово на болгарский аэродром Куманово перебросили двадцать французских "пум". Вертолетчикам предстояло поддерживать действия сухопутных войск. Французской бригаде "Леклерк" была отведена зона ответственности в районе Косовской Митровицы. 16 июня разведывательные подразделения еще не достигли города, в окрестностях которого начались столкновения между местными сербами и албанцами. Только стремительные действия могли предотвратить кровопролитие. На 20 вертолетах в Митровицу спешно перебросили две роты морской пехоты. Им удалось на какое-то время восстановить видимость спокойствия и порядка. Утром 16 июня в город вошли французские танки. Французы начали брать под свой контроль ключевые объекты. Ситуация вновь обострилась. В Косовской Митровице еще оставались подразделения Югославской народной армии (ЮНА), которые могли вмешаться в конфликт на стороне сербов. Требовалось подкрепление. Прибывшие на "пумах" дополнительные подразделения морской пехоты высадились прямо на главной городской площади и оцепили казармы ЮНА.

В различных конфликтах за рубежом французская армия использует силы быстрого реагирования, ядром которых является 4-я аэромобильная дивизия. На ее вооружении в 1998 г. состояли 74 вертолета SA.330 "Пума" и 20 SA.532 "Кугар". Два звена "кугаров" (по десять машин в каждом) предназначались для выполнения боевых поисково-спасательных операций. По оценке западных экспертов, 4-я дивизия в конце 1990-х гг. полевых орудий (на внешней подвеске) и средств ПВО, а также на снабжение "харриеров", размещенных на передовых взлетно-посадочных площадках.

В начале 1990-х гг. "пумы" состояли на вооружении четырех эскадрилий: 18-й (Лаарбрух), 27-й (Одихэм), 33-й (тоже Одихэм), 230-й (Олдергроув). Кроме этого, до 1994 г. отдельное звено "Пум" дислоцировалось в Белизе, в Центральной Америке. 230-я эскадрилья несколько лет находилась "на передовом рубеже обороны свободного мира", была самым подготовленным аэромобильным соединением в мире. Ее вертолеты часто перебрасывались на отдаленные ТВД кораблями, в частности танкодесантными типа "Ураган". В 1999 г. дивизия была преобразована в 4-ю аэромобильную бригаду.

Однако материальная часть французской армейской авиации постепенно устаревает. Во второй половине 1990-х гг. выделяемые на новую технику средства неоднократно сокращались. Из-за нехватки денег ряд основных программ перевооружения затянулся, в частности, закупка вертолетов "Кугар" ведется крайне медленными темпами. Все усилия были направлены на разработку и испытания вертолетов "Тигр" и NH-90, а парк армейской авиации постепенно деградировал. В настоящее время только 10% вертолетов в короткий срок могут быть направлены в "горячие точки". Очень небольшое количество машин можно считать современными; в их числе 28 "кугаров", четыре из которых несут РЛС "Хоризон". Основу парка до сих пор составляют 100 вертолетов "Пума", большинство из которых построено 25 лет назад. Старая техника требует тщательного и более частого технического обслуживания, постепенно заканчиваются накопленные на складах запасные части к ней. Не менее 50% вертолетов находится в непригодном для полетов состоянии. Существует мнение, что "Пумы" смогут прослужить где-то до 2007 - 2008 гг., но уже в настоящее время они не способны принимать участие в крупных акциях, подобных операции в Афганистане. Поставки тактических транспортных вертолетов NH-90 согласно плану начнутся только в 2011 г., вертолеты типов "Пума" и "Кугар" до этого времени просто не доживут. Возможно, часть "пум" пройдет модернизацию, чтобы закрыть брешь в период с 2006 по 2011 г.