УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-28У

Выполняя пожелания заказчика, весной 1950 г. на заводские испытания поступил учебный Ил-28У с двигателями ВК-1, созданный в соответствии с постановлением правительства от ноября 1949 г. Самолет переделали из серийного бомбардировщика, выпущенного заводом № 30. 18 марта следующего года шеф-пилот ОКБ В.К. Коккинаки и бортрадист Б.А. Ефремов выполнили на нем первый полет. Ведущим инженером на этапе заводских испытаний был А.П. Виноградов, а бортмехаником - Б.А. Голубев.

В отличие от боевой машины, на учебном самолете переделали носовую часть фюзеляжа (до 6-го шп.) и расположили там кабину летчика-инструктора, в которой установили дополнительные органы управления самолетом и двигателями, выпуском и уборкой шасси и закрылками. С самолета сняли станцию ПСБН-М, все оборонительное и бомбардировочное вооружение с прицелами и бомбодержателями, фотоаппаратуру, бронезащиту, радиовысотомер РВ-10 и систему заполнения баков нейтральным газом. Связную радиостанцию РСИУ-5 заменили на РСИУ-3. Вместо снятой турели Ил-Кб установили полусферический обтекатель.

Ил-28У стал не только "летающей партой" будущих летчиков, но и при необходимости мог использоваться для обучения стрелков-радистов.

Кабина курсанта была такой же, как и на боевом самолете, за исключением выреза в приборной доске, предназначенного для зрительной связи с инструктором. Последнее обстоятельство считалось очень важным для начинающих летчиков. Идентичное оборудование кабин значительно облегчало переход с учебного самолета на боевой.

В таком виде Ил-28У с 18 по 30 марта 1950 г. прошел заводские испытания. Прежде, чем отправить на государственные испытания, опытный образец учебной машины ненадолго передали в полк, которым командовал А.А. Анпилов в Московском военном округе, где реактивные бомбардировщики проходили войсковые испытания. Его там использовали для подготовки летчиков к первомайскому воздушному параду над Красной площадью. Лишь затем учебный самолет поступил в НИИ ВВС.

Государственные испытания заняли всего две недели (с 13 по 27 мая). Ведущими по машине были летчики Субботин и Фролов и инженер Шубралов. В заключении акта НИИ ВВС отмечалось: "Ил-28У... отвечает требованиям ВВС к учебно-тренировочным самолетам. Самолет рекомендовать для внедрения в серийное производство.

Основные летные данные самолета практически соответствуют данным боевого... Ил-28, а скороподъемность и взлетно-посадочные свойства незначительно улучшились за счет уменьшения полетного веса.

Техника пилотирования и поведение самолета в полете и на земле аналогичны боевому... Самолет по технике пилотирования прост и доступен летчикам средней квалификации".

В том же 1950 г. московский завод № 30 построил первые восемь серийных Ил-28У ("изделие 6"). Уже со следующего года эту машину можно было встретить в строевых частях, а с 1952 г. и в летных училищах. Позднее на Ил-28У вносили те же изменения, что и на боевых самолетах.