С ДВИГАТЕЛЯМИ ВК-5

Одним из путей совершенствования Ил-28 являлось повышение тяговоору-женности. Впервые предложение заменить ВК-1 на более мощные ВК-5 (с тягой 3100 кг) было выдвинуто по результатам испытаний разведчика Ил-28Р. Военные потребовали модернизировать этот самолет, обеспечив максимальную дальность 3250 км и практический потолок не менее 13 000 м. В дальнейшем предполагалось довести максимальную дальность полета до 4000 км и практический потолок до 13 500 - 14 000 м. На будущее высказывалось пожелание установить на ВК-5 еще и форсажную камеру. Этот вариант, ВК-5Ф, по расчетам, мог при включенном форсаже дать 5250 кг.

Это пожелание закрепили постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1951 г. В результате был создан Ил-28РМ. Он проходил заводские испытания с февраля по апрель 1952 г. По их итогам машину подвергли доработке и в июле того же года самолет передали в НИИ ВВС.

Летные испытания с двигателями ВК-5 (без форсажной камеры) закончились в сентябре 1952 г. В мае следующего года Совмин принял решение об оснащении ими торпедоносцев Ил-28Т (в варианте, обозначенном Ил-28ТМ). Однако спустя год, выпустив четыре машины с такими двигателями (по два Ил-28РМ и Ил-28ТМ), работу прекратили. По этому поводу 20 мая министр авиационной промышленности П.В. Дементьев и главнокомандующий ВВС П.Ф. Жи-гарев докладывали в Бюро по машиностроению при Совете Министров СССР: "В результате проведенных контрольных государственных испытаний... установлено, что максимальная скорость самолета... возросла всего на 10 - 11 км/ч. При увеличении полетного веса на 2950 кг, в том числе бомбовой нагрузки на 1000 кг, дальность увеличилась на 620 км, а разбег - на 220 м.

При проведении летных испытаний самолетов были выявлены... неустойчивая работа (помпаж) двигателей в полете, превышение допустимой температуры газов за турбиной на боевом режиме на высотах свыше 7000 м, затрудненный запуск двигателей на земле... ВК-5 пока не доведен до серийного производства.

Учитывая, что достигнутые улучшения летно-технических данных самолета Ил-28 с двигателями ВК-5 незначительны, считаем целесообразным дальнейшие работы... прекратить".

Оба выпущенных Ил-28РМ позже проходили испытания в НИИ ВВС. Они отличались друг от друга. На одном (№ 3701) гондолы двигателей и шасси выполнили как у серийного бомбардировщика, а на другом (№ 3719) - как у разведчика. Полетная масса первой машины оказалась на 150 - 170 кг меньше (в зависимости от заправки горючим), но преимущества в скорости это не дало, хотя практическая дальность возросла на 280 км.

Установили ВК-5 и на торпедоносец Ил-28Т, совершивший свой первый вылет с новыми двигателями 22 июня 1953 г. Для него разработали новые удлинительные трубы, а в фюзеляже разместили дополнительный топливный бак.

Машина прошла государственные испытания в июле 1953 г., но, как и Ил-28РМ, осталась лишь в разряде опытных.