Банковские кредитные карты

ОБШАЯ ОЦЕНКА

В нашей стране основным конкурентом Ил-28 являлся Ту-14 с теми же двигателями ВК-1. При примерно одинаковом размахе крыла туполевская машина была чуть длиннее и несколько тяжелее. Она немного уступала Ил-28 по скорости и практическому потолку и существенно - по скороподъемности, что определялось существенно большим запасом топлива. Кроме того, аэродинамика входной части мотогондол, доставшаяся бомбардировщику "в наследство" от предыдущей машины этого ОКБ - Ту-12, - создавала слишком большое сопротивление, и те же двигатели реально обеспечивали несколько меньшую тягу. Ил-28 легче и быстрее взлетал и был проще на посадке.

В ильюшинский самолет каждый член экипажа легко попадал через свой собственный люк. На Ту-14 пилот пробирался на свое рабочее место через штурманскую кабину - верхний люк открывался только аварийно. Но при этом кабина туполевской машины была попросторнее, хотя обзор из кабин из-за широких переплетов остекления получился хуже.

В полете Ту-14 держался устойчивее, он вообще вел себя несколько более инертно. Тем не менее, из-за применения оригинальных тяг в системе управления летчик на высоте тратил меньше усилий, и ему легче было выполнить разворот. Однако главными преимуществами Ту-14, за которые его выбрали для морской авиации, были более емкий бомбоотсек и превосходство в дальности полета. За рубежом наиболее близким аналогом Ил-28 считается английский бомбардировщик "Канберра" компании "Инглиш электрик". Как и советская машина, "Канберра" имеет два двигателя. Этот самолет, создававшийся для полетов в стратосфере, по концепции напоминает знаменитый "Мос-кито" периода Второй мировой войны. Главными отличиями "Канберры" от Ил-28 являются среднее расположение крыла и отсутствие оборонительного вооружения.

Разработка британского самолета началась в 1945 г. под руководством главного конструктора Тедди Петтера, а первый полет опытного образца (вариант AI) состоялся 13 мая 1949 г. В следующем году на третьем опытном образце самолета англичане установили мировой рекорд высоты - 15 240 м, что намного превышает потолок нашего бомбардировщика.

Как это удалось сделать? Ведь тяго-вооруженность и нагрузка на крыло у серийных машин обоих типов довольно близка. Последняя составляет 302,6 - 345,4 кг/м2 у Ил-28 и 258 - 286 кг/м2 у "Канберры". Но англичане значительно облегчили рекордный вариант по сравнению с серийным, соответственно уменьшив и нагрузку на крыло.

Высотное бомбометание англичане сначала предполагали осуществлять с помощью радиолокатора, но его на машину по каким-то причинам не установили, предоставив в распоряжение бомбардира лишь оптический прицел, что значительно ограничило боевые возможности самолета. На Ил-28 станция ПСБН позволяла бомбить "вслепую" по радиолокационно-контрастным целям ночью или через облака.

Как и на нашем самолете, экипаж "Канберры" включал трех человек. Но состав его был иным. Поскольку оборонительное вооружение не устанавливалось, стрелок англичанам не понадобился. Зато функции нашего штурмана разделили: в состав экипажа входили отдельно навигатор и бомбардир. В боевой обстановке последний перемещался в носовую часть самолета, к оптическому прицелу, и ложился на пол. По сравнению с сидячим положением штурмана на Ил-28, это не самая удобная поза для работы. В 1954 г. "Канберру" модифицировали в двухместный вариант В.(1)Мк.8, предназначенный для действий с мачавшийся установкой в фюзеляже неподвижной трехствольной 20-мм автоматической пушки, а также телевизионной и инфракрасной систем ночного видения FLIR. Кроме этого, на самолете имелась система лазерного наведения для четырех 227-кг корректируемых авиабомб. Первый B-57G был готов в июле 1969 г. Всего в этот вариант переоборудовали 60 бомбардировщиков. На базе В-57В выпускали также постановщик помех ЕВ-57В и тренировочный самолет В-57С (ТВ-57С).

В 1957 г. в США был создан высотный стратегический разведчик RB-57F с крылом увеличенного до 37,19 м размаха и двухконтурными двигателями TF33-11 тягой по 8200 кг компании "Пратт-Уитни". Кроме того, машину оснастили двумя дополнительными ТРД той же компании, но тягой по 1500 кг, расположенными на пилонах под крылом. В конце 1950-х гг. эти разведчики выполняли с малых высот. Самолет мог поднимать до 2400 кг бомб, включая ядерные, и был вооружен четырьмя 20-мм неподвижными пушками "Испано".

Летчик и штурман располагались в двухместной кабине друг за другом, но, как и прежде, при необходимости штурман перебирался в носовую часть фюзеляжа к бомбовому прицелу. Катапультное кресло при этом сохранилось лишь у летчика, штурман в аварийной ситуации покидал самолет через боковой люк. На Ил-28 пилот и штурман могли катапультироваться, стрелок же выпрыгивал вниз под прикрытием створки люка.

По сведениям, опубликованным в зарубежной печати, с 1951 по 1961 г. промышленность Великобритании построила от 1000 до 1329 самолетов "Канберра".

Как и в случае с Ил-28, на базе бомбардировщика англичане создали разведчик PR.Mk.9, но, в отличие от советской машины, на нем увеличили площадь крыла, что позволило летать на гораздо большей высоте. На сильно облегченном PR.Mk.9 был установлен новый мировой рекорд высоты - 20 083 м.

"Канберра" в составе британских вооруженных сил в 1956 г. применялась в боевых действиях на Ближнем Востоке, участвовала в индо-пакистанских вооруженных конфликтах в 1966 г. и 1971 г. Индийские "Канберры" и пакистанские В-57 использовались, в основном, в качестве дальних бомбардировщиков. В 1982 г. без них не обошелся и англо-аргентинский конфликт (причем с обеих сторон).

Как ни удивительно, но к началу 1950-х гг. в мире существовало лишь два типа фронтовых (тактических) реактивных бомбардировщиков - Ил-28 и "Канберра", в достаточной мере отвечавших требованиям военных. В США, несмотря на усилия нескольких фирм (можно вспомнить, например, разработанный компанией "Мартин" бомбардировщик ХВ-51), все попытки создания машины аналогичного назначения не увенчались успехом. Командование ВВС США было вынуждено обратиться к Великобритании с просьбой предоставить лицензию на изготовление в Америке самолетов "Канберра".

Эти машины под обозначением В-57 начала серийно строить фирма "Мартин". В июле 1953 г. первый В-57А поднялся в воздух. Он превосходил ХВ-51 в дальности полета более чем в два раза, по потолку - на 2300 м и отличался лучшей маневренностью. Но английский самолет все же не полностью соответствовал требованиям ВВС США, которые считали необходимым иметь на борту пушки и пулеметы. Поэтому фирма "Мартин" сдала военным лишь несколько бомбардировщиков В-57А, а остальные машины переделали в разведчики RB-57A.

Спустя год взлетел первый самолет модификации В-57В, оснащенный восемью пулеметами калибра 12,7 мм. На пилонах под крылом у него подвешивались авиабомбы, топливные или напалмовые баки и неуправляемые ракеты.

Во время войны во Вьетнаме В-57В переделывали в вариант B-57G, отличавшийся установкой в фюзеляже неподвижной трехствольной 20-мм автоматической пушки, а также телевизионной и инфракрасной систем ночного видения FLIR. Кроме этого, на самолете имелась система лазерного наведения для четырех 227-кг корректируемых авиабомб. Первый B-57G был готов в июле 1969 г. Всего в этот вариант переоборудовали 60 бомбардировщиков. На базе В-57В выпускали также постановщик помех ЕВ-57В и тренировочный самолет В-57С (ТВ-57С). В 1957 г. в США был создан высотный стратегический разведчик RB-57F с крылом увеличенного до 37,19 м размаха и двухконтурными двигателями TF33-11 тягой по 8200 кг компании «Пратт-Уит-ни». Кроме того, машину оснастили двумя дополнительными ТРД той же компании, но тягой по 1500 кг, расположенными на пилонах под крылом. В конце 1950-х гг. эти разведчики выполняли успешные разведывательные полеты над территорией СССР.

Все В-57 давно сняты с вооружения. А вот "Канберра" продолжает нести военную службу. Подтверждением тому является летное происшествие, имевшее место 18 декабря 2005 г., когда самолет индийских ВВС, выполнявший учебный полет, упал вблизи г. Агра