НА ЧУЖБИНЕ

Поставки Ил-28 за рубеж, видимо, начались с Китая, и причиной тому стала война в Корее. Уже в ее конце в Маньчжурии было развернуто несколько китайских полков на этих машинах. Но в боевых действиях они не участвовали. Скорее всего, "илы" в Корейской войне играли роль сдерживающего фактора. Первыми в Китай поступили самолеты в варианте бомбардировщика, а затем последовали учебные машины, разведчики и торпедоносцы.

В 1950-х гг. эти самолеты эпизодически применялись в конфликтах с Тайванем, ведя разведку и осуществляя бомбометание по опорным пунктам гоминьдановцев на островах в Тайваньском проливе. По крайней мере, один бомбардировщик был угнан летчиком-перебежчиком на Тайвань, где с ним ознакомились и американцы. В 1959 г. китайские Ил-28 участвовали в подавлении восстания в Тибете. Капитальный ремонт советских бомбардировщиков осуществлялся на заводе в Харбине. Позднее там же вели их модернизацию: частично заменялось оборудование, ставились новые прицелы, усовершенствовалась кормовая пушечная установка с увеличением ее боекомплекта.

В отличие от машин советского производства, китайские Н-5 в боях не участвовали. Разведчики HZ-5 проводили с высоты фотосъемку целей на Тайване, при этом несколько самолетов были сбиты зенитными ракетами "Найк-Аякс". Н-5 различных модификаций и сейчас служат в Китае.

Северокорейская авиация, также, как и китайская, получила первые Ил-28 в самом конце войны с американцами. В боях они не участвовали, но были показаны на параде в Пхеньяне 28 июля 1953 г. В 1950-х и 1960-х гг. советские бомбардировщики состояли на вооружении ВВС КНДР и ее морской авиации. В конце 1960-х к ним добавились китайские Н-5. К концу 1990-х гг. в строю оставалось около 50 последних. Часть из них приспособлена для несения ядерного оружия, которым уже обладает Северная Корея.

Вслед за Китаем и Кореей Ил-28 советской постройки стали поступать в ВВС стран Варшавского Договора. К тому времени наша авиационная промышленность сдала военным около тысячи Ил-28. Теперь можно было поделиться и с "товарищами по оружию". С 1952 г. новые самолеты поставлялись в Польшу. В июле первые Ил-28 начали летать с варшавского аэродрома Океце. Позднее в Польшу прибыло несколько партий бомбардировщиков, а также разведчики Ил-28Р. В морскую авиацию поступили также самолеты, способные нести торпеды РАТ-52. Учебные же машины получили польское обозначение SIL-28. В 1956 - 1957 гг. в Польшу поставили 12 Ил-28, изготовленных в Иркутске на заводе № 39 и оборудованных РЛС ближней навигации и точного бомбометания "Рым-С". Поляки и сами вели переоборудование Ил-28 в самолеты радиотехнической разведки, отличавшиеся как от советских, так и друг от друга.

Как боевые Ил-28 эксплуатировались в Польше до 1965 г., а для различных вспомогательных целей использовались до 1977 г. "На закате" несколько самолетов поляки переоборудовали в летающие лаборатории. В частности, они служили для испытаний турбореактивных двигателей НО-10 и SO-1, предназначенных к установке на будущий учебно-тренировочный самолет TS-11 "Искра" и беспилотный летательный аппарат МАК-30.

Основу бомбардировочной авиации чехословацких ВВС тоже составляли советские Ил-28, получившие там обозначение В-228. Первые три машины перегнали в ЧССР в начале 1955 г. Обучение первых 10 экипажей советскими инструкторами началось с 9 февраля. 9 мая на параде в Праге продемонстрировали три реактивных бомбардировщика. 17 сентября на учениях уже десятка В-228, прикрываемая истребителями, нанесла удар по условному противнику. Как и в Польшу, в эту страну поставлялись также Ил-28Р и Ил-28У. В июне 1956 г. чехословацкие "илы" участвовали в маневрах Варшавского Договора в Венгрии и ГДР.

В 1959 - 1960 гг. самолеты прошли модернизацию. С них демонтировали неподвижные пушки, зато добавили различной электроники. В частности, на машинах появилась система "Сирена", оповещавшая об атаке сзади. Существовали и местные варианты самолетов радиоэлектронной разведки, отличавшиеся расположением антенн. Часть оборудования они несли в контейнерах, закрепленных на месте бывших дополнительных консольных баков. С вооружения бомбардировочных полков Ил-28 сняли в 1965 г. В разведывательных частях и училищах они служили до 1973 г. Один самолет был переделан в летающую лабораторию, на которой испытывали двигатели М-701 и Вальтер "Титан" (АИ-25В). На чехословацкой территории в 1955 - 1959 гг. на аэродроме Бежи Дар (вблизи г. Миловице) базировался и 29-й бап советских ВВС, укомплектованный Ил-28.

Некоторое количество Ил-28 в первой половине 1950-х гг. передали Венгрии. По данным, опубликованным в журнале "Авиация и время", экипажи, перешедшие на сторону повстанцев, нанесли на этих машинах несколько бомбовых ударов по переправам советских войск через реку Тису. Ил-28 состояли на вооружении также в Болгарии и ГДР. В 1959 г. один Ил-28Р, получивший гражданское обозначение DM-ZZI, немцы переоборудовали в летающую лабораторию по испытанию ТРД "Пирна 014", предназначавшегося для пассажирского самолета "152". В Румынии сначала появились бомбардировщики и разведчики советского производства, которые потом были дополнены китайскими Н-5.

Довольно много машин в разное время отправлялось в страны Азии и Африки. В апреле 1954 г. советское правительство обязало министерства авиационной промышленности и обороны до середины сентября 1957 г. поставить 30 бомбардировщиков Ил-28 и два учебных Ил-28У Египту. Это указание не стали откладывать в долгий ящик, и первые машины отправили заказчику уже в следующем, 1955 г. Самолеты собирала и облетывала на аэродроме Каир-Вест бригада с иркутского завода № 39. К моменту нападения Англии, Франции и Израиля на Египет осенью 1956 г. успели укомплектовать одну эскадрилью бомбардировщиков. Но к октябрю самостоятельно мог летать всего один египетский летчик. В самом начале боевых действий самолеты эскадрильи совершили несколько разведывательных полетов у побережья. На большее слабо подготовленные экипажи были еще не способны. Египетские источники утверждают, что на бомбежку их Ил-28 не летали. Но по израильским данным, все-таки одним Ил-28 в ночь с 1 на 2 ноября был совершен налет на цель поблизости от поселка Рамат-Рашель. Машину пытались перехватить два истребителя "Метеор", но неудачно. Предполагают, что эту операцию провел один из советских экипажей. Далее, когда противник захватил подавляющее превосходство в воздухе, командование ВВС Египта приняло единственно правильное решение: перегнать самолеты в Саудовскую Аравию. Осуществлялась эта операция советскими летчиками. Одна из машин при этом была атакована вражескими истребителями, которых отогнал огнем стрелок-радист.

В 1962 г. Ил-28 появились в небе Йемена, где после свержения местного монарха вспыхнула гражданская война. На стороне йеменской революции воевали не только наши летчики на бомбардировщиках, поступивших из Советского Союза, но и эскадрилья египетских машин. Египетские Ил-28 пробыли в дружественной стране около пяти лет и были выведены оттуда после начала очередной арабо-израильской войны в самый критический момент.

В июне 1967 г. значительная часть египетских бомбардировщиков (27 из 40 машин) была уничтожена, не успев взлететь, в первые же дни "шестидневной войны". Тогда же досталось и союзникам Египта. В частности, Сирия потеряла на земле два Ил-28, что составляло почти половину ее парка фронтовых бомбардировщиков. Уцелевшие после "шестидневной войны" египетские машины продолжали боевые действия против израильтян до 1970 г.

К началу 1970 г. в составе египетских ВВС самолетами Ил-28 была вооружена одна бригада (четырехэскадрильного состава, но недоукомплектованная) и частично отдельная смешанная разведывательная эскадрилья. Имелись "илы" также во вспомогательных и учебных подразделениях. Потери несли в основном от зенитной артиллерии и ракет. В 1969 - 1970 гг. из 11 египетских самолетов, уничтоженных ПВО израильтян, восемь было сбито огнем зенитной артиллерии. Наблюдались даже случаи уклонения Ил-28 от ракет "Хок". В целом Ил-28 эксплуатировались в Египте свыше 20 лет. Закупались Ил-28 также Ираком. С конца 1960-х гг. до середины 1974 г. иракские ВВС использовали их для борьбы с курдскими повстанцами. Последние машины этого типа сохранялись там как учебные до конца 1990-х гг.

В 1964 г. 12 Ил-28 приобрел Алжир. Несколько самолетов примерно в это же время поставили в Марокко.

С 1960 г. в Финляндии эксплуатировали четыре разведчика Ил-28Р, получивших прозвище "Никита" - в честь Н.С. Хрущева, санкционировавшего передачу в страну Суоми этих машин. Два из них впоследствии до 1966 г. использовали для буксировки мишеней, а остальные - для наблюдения за ними. По крайней мере, один Ил-28Р дожил до наших дней и экспонируется в авиационном музее в Финляндии.

Во Вьетнаме формирование первой и единственной бомбардировочной части, 929-й эскадрильи, началось в мае 1965 г. В мае следующего года сюда прибыла группа советских авиационных специалистов во главе с капитаном М.М. Березником. Им предстояло обучить технический состав вьетнамских ВВС обслуживанию и ремонту самолетов Ил-28. Для эскадрильи, размещавшейся на аэродроме Нойбай, поставили 12 бомбардировщиков Ил-28, два разведчика Ил-28Р и два учебных Ил-28У. Где обучали вьетнамских летчиков - неизвестно. Ночные полеты на Ил-28У выполняли также два советских экипажа во главе с капитанами В.М. Кавериным и В.Н. Вагиным.

Доподлинно известно только об одном боевом вылете, совершенном вьетнамскими летчиками. 9 октября 1972 г. пара бомбардировщиков атаковала американский гарнизон в Бан Луанге (Лаос). Их прикрывали два истребителя МиГ-21. Каждый Ил-28 сбросил по восемь бомб, вызвавших значительные разрушения и пожары. Американцы вызвали на помощь южновьетнамские истребители, но прибывшие F-5 не рискнули вступить в бой с МиГ-21. Вьетнамские бомбардировщики благополучно вернулись на свой аэродром.

Наиболее полно боевые возможности Ил-28 проявились во время войны в Афганистане, причем воевали там на них не советские, а афганские экипажи из 335-го смешанного авиаполка, в котором числилось до 32 машин. Устаревший, но надежный самолет оказался очень подходящим для действий в горной местности. По воспоминаниям командующего 40-й армии генерала Б.В. Громова, Ил-28 афганских ВВС находились на авиабазе в Шинданде. Хотя машины были очень старые, их интенсивно использовали в боевых операциях.

В начале 1985 г. аэродром подвергся нападению душманов. Ночью одновременно было взорвано одиннадцать "илов". Пожар от них перекинулся дальше, и практически весь авиационный полк сгорел дотла.

Советские реактивные бомбардировщики некоторое время находились на вооружении в Индонезии. Экипажи для них готовили в Чехословакии.

В Африке, кроме Египта, Алжира и Марокко, на советских бомбардировщиках летали в Сомали и Нигерии. В первой они ничем себя не проявили, а во второй приняли участие в гражданской войне. Правительственная авиация применяла Ил-28 как разведчики и бомбардировщики против повстанцев отделившейся Биафры.

Когда к власти в Камбодже (Кампучии) пришел Пол Пот, китайцы передали его армии несколько Н-5. Летали на них китайские экипажи. Эти машины участвовали в гражданской войне, нанося удары по отрядам Хенг Самрина. Когда в Кампучию в январе 1979 г. вошли вьетнамские войска, на аэродроме Почентонг они захватили два Н-5.

В настоящее время Н-5 китайского производства эксплуатируются в самом Китае, Северной Корее и Румынии. Немало Ил-28 и Н-5 экспонируется в музеях Германии, Польши, Китая и Чехии.