Avions Marcel Dassault — реальность миража

 

После Второй мировой войны состо­яние авиационной промышленности в разоренной Франции было плачевным. Поэтому при послевоенном перевоору­жении французских ВВС основными бое­выми самолетами стали машины, за­купленные за рубежом. Одними из пер­вых были приобретены английские реак­тивные истребители VAMPIRE фирмы De Havilland Aircraft Co («Де Хэвилленд») и лицензия на их производство — машины эти под названием «Мистраль» выпускались фирмой Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud-Est (SNCASE) до 1954 года. Однако Франция, по праву считавшаяся родиной мировой авиации, не могла ориентиро­ваться лишь на достижения зарубежных авиационных фирм.

Одной из первых французских фирм, приступивших в послевоенные годы к проектированию собственных самоле­тов, стала компания авиаконструктора и промышленника Марселя Дассо, осно­ванная им еще в 1931 году и воссоздан­ная в 1945 году под названием Sosiete des Avions M.Dassault. Первой ее разра­боткой стал самолет MD-30 с двумя порш­невыми двигателями. Затем последо­вал небольшой транспортный самолет MD-315 «Фламан» с двумя поршневыми двигателями «Аргус», который имел до­вольно большой коммерческий успех — фирма реализовала около 320 машин различных модификаций.

Работа над самолетом «Фламан», се­рийный выпуск которого продолжался с 1950 по 1953 год, позволила фирме соз­дать полноценное конструкторское бюро и прекрасно организованное производ­ство. В сложный для становления фран­цузской авиационной промышленности период под выпуск этой машины фирме Dassault удалось приобрести самое со­временное оборудование и оснастку для ее производства.

Не менее важным для фирмы Dassault стало внедрение так называемой мето­дики прогрессивной разработки. Коман­дующий системами оружия ВВС США ге­нерал Фергюсон, исследовавший опыт работы французской авиационной про­мышленности, назвал эту методику наи­более перспективной. В соответствии с ней разработка начиналась с проектиро­вания и изготовления опытного экземп­ляра самолета, его испытания и доводки. Далее фирма выпускала второй опыт­ный образец, несколько отличавшийся от первого, что позволяло конструкторам и заказчику сравнивать модели и осуще­ствлять выбор оптимальных конструк­торских и технологических решений.

Фергюсон был уверен, что фирма Dassault достигла больших успехов ис­ключительно благодаря системе перс­пективной разработки. К слову, прибли­зительно такой же методики проектиро­вания в настоящее время придержива­ется российское ОКБ имени П.О.Сухого, выпускающее многочисленные вариан­ты истребителя Су-27. В послевоенные годы конструкторское бюро фирмы Dassault работало одновременно более чем над 100 проектами — от транспорт­ного самолета большой дальности до тренировочного и от истребителя до бом­бардировщика, причем каждый рассмат­ривался в нескольких вариантах.

Самым главным препятствием в про­ектировании фирмой новой авиационной техники стало отсутствие турбореактив­ных двигателей. Единственный имев­шийся во Франции двигатель NENE фир­мы Rolls-Royce с тягой 2200 кгс, выпус­кавшийся по лицензии компанией Hispano-Suiza, не мог обеспечить сово­купность таких противоречивых характе­ристик самолета, как высокая скорость полета и малая взлетная дистанция, до­статочная дальность и мощное вооруже­ние. Тем не менее в 1947 году фирма Dassault приступила к проектированию летательного аппарата, соответствовав­шего мировому уровню техники того вре­мени.

Опытный экземпляр истребитель MD-450 OURAGAN («Ураган») с прямым крылом и двигателем NENE 104B (тяга 2300 кгс) совершил первый полет 28 февраля 1949 года. После испытания опытных и предсерийных образцов са­молет был запущен в крупную серию из 350 единиц и стал первым серийным реактивным истребителем французской разработки. Позднее эти боевые маши­ны поставлялись в Израиль и Индию, причем последняя приобрела самолеты с более мощными двигателями NENE 105А с тягой 2350 кгс, где они получили наименование «Туфани».

Сразу же после первого полета истре­бителя MD-450 конструкторы Dassault приступили к постройке на его базе но­вого самолета MD-452 MYSTERE, отличавшегося от предшественника только стреловидным крылом (33 градуса по передней кромке). В дальнейшем его оснастили более мощными двигателями типа «Тэй», а серийные самолеты —дви­гателями типа ATAR.

Первый опытный образец взлетел 23 февраля 1953 года. Однако в носовой части этого самолета с осевым воздухо­заборником было невозможно устано­вить современное радиолокационное обо­рудование, и в 1951 году на базе MD-452 фирма создала истребители с боковы­ми воздухозаборниками — MD-450-30L и VD-453.

Новый самолет предполагалось экс­плуатировать с недостаточно оборудованных или временных аэродромов и, чтобы сделать его независимым от взлетно-посадочных полос с бетонным покрытием, конструкторы попытались оснастить его лыжами (как самолет «Барудер» фирмы SNCASE) или шасси с пневматиками низкого давления. В ито­ге модифицированный OURAGAN, полу­чивший наименование «Бароган», обо­рудовали специальным шасси с двумя колесами и пневматиками низкого дав­ления. Семейство самолетов OURAGAN продолжало расти: на основе исходной машины было разработано шесть раз­личных опытных вариантов, отличавших­ся от прототипа заметными усовершен­ствованиями.

Не дожидаясь начала поставок само­лета OURAGAN в ВВС Франции и окон­чательной оценки различных вариантов самолета MYSTERE, фирма Dassault приступила к проектированию новой ма­шины MYSTERE IV с более тонким кры­лом увеличенной стреловидности(38° по линии четвертей хорд) и ТРД «Вердон» с тягой 3500 кгс. Постройка опытного эк­земпляра самолета была одобрена в 1951 году, а первый полет машина со­вершила 28 сентября 1952 года. Боль­шую помощь в разворачивании серийно­го производства MYSTERE IV оказали два американских представителя в совете НАТО — генерал Альберт Бойд и майор Чарльз Игер. Они использовали все свое влияние, чтобы ускорить раз­работку этого самолета. По программе взаимной военной помощи для ВВС Франции было заказано 225 новых ма­шин. Часть выпуска предназначалась для поставки на экспорт — в Израиль и Индию.

Конструкция самолета MYSTERE IVA оказалась на редкость удачной, и в сво­их дальнейших разработках фирма Dassault сохраняла ее характерные осо­бенности, прибегая в необходимых слу­чаях лишь к увеличению размеров ма­шины. Например, на основе самолетов MYSTERE IVA и SUPER MYSTERE B.1 был разработан истребитель SUPER MYSTERE В.2 со стреловидным крылом (угол стреловидности по передней кром­ке 45°) и новым ТРД ATAR G с тягой на форсаже 4400 кгс.

Как правило, практически во всех авиационных фирмах периоды разработ­ки различных самолетов перекрывают­ся — едва сдается в серийное производ­ство одна машина, как ВВС начинают обсуждать с фирмой-изготовителем тре­бования к следующей, более современ­ной. Именно так было с истребителем MYSTERE IV: едва первые серийные са­молеты сошли со сборочной линии, как была принята новая программа создания легких истребителей-перехватчиков. Произошло это не без влияния анализа боевых действий авиации в период вой­ны в Корее.

Как известно, в воздушных боях лет­чики самолетов F-86 «Сейбр» оказыва­лись подчас в невыгодном положении, поскольку этот самолет был слабо во­оружен и менее маневрен по сравнению с советским истребителем МиГ-15. Ре­комендации экспертов в Лондоне, Ва­шингтоне и Париже были одинаковыми: конкурентом МиГ-15 может стать само­лет более простой, более легкий и бо­лее маневренный. Поиски такой конст­рукции привели к созданию в США не­большого боевого истребителя Дуглас А-4 «Скайхок» и в Англии — истреби­теля Фолленд «Нэт». Во Франции были спроектированы три различных самоле­та, оснащенных из-за отсутствия двига­телей с требуемой тягой комбинирован­ными силовыми установками из ТРД и ЖРД, что сулило машинам хорошую ско­роподъемность и маневренность на вы­соте.

Фирма Dassault создала небольшой самолет MD 550-01 MYSTERE DELTA с треугольным крылом, двумя ТРД VIPER и одним ЖРД. Треугольное крыло, впер­вые примененное фирмой на реактив­ном MD 550-01, сделало его прямым предшественником семейства истребителей MIRAGE («Мираж»). Конкурента­ми MD 550-01 были самолеты SNCASE «Тридан» с прямым крылом, двумя установленными на концах крыла ТРД и одним ЖРД в фюзеляже и SNCASE «Дюрандаль» с одним ТРД и ЖРД. Испыта­ния трех конкурирующих машин продол­жались более года. Самолеты должны были полностью наводиться с земли — почти как ракеты класса «земля-воз­дух». Вследствие недостаточного запа­са топлива они были неспособны выпол­нять самостоятельный поиск противни­ка или вести маневренный воздушный бой на близких дистанциях и, соответ­ственно, не отвечали требованиям того времени.

На этой стадии фирма Dassault реши­ла существенно модифицировать само­лет. Буквально за несколько месяцев для MD 550-01 был изготовлен новый фюзе­ляж под турбореактивный двигатель ATAR G с форсажной камерой; треуголь­ное крыло было сохранено. Новая мо­дификация машины получила обозначе­ние MD 550-03 и наименование MIRAGE. Первый ее полет состоялся 18 ноября 1956 года.

Программа, разработанная в февра­ле 1955 года штабами НАТО в Европе, предусматривала оснащение эскадри­лий западных стран вооруженными са­молетами-разведчиками. В частности, в программе фигурировала и легкая раз­ведывательная машина, способная со­вершать взлет и посадку с автострад.

Опытные самолеты, соответствовав­шие техническим требованиям штаба верховного главнокомандующего объ­единенными вооруженными силами НАТО в Европе, дали возможность фирме Dassault разработать на их основе ма­шину «Этандар IV» с ТРД ATAR 8, кото­рая соответствовала требованиям воен­но-воздушных сил ВМС Франции. Было построено около 100 самолетов «Этан-дар» для вооружения авианосцев «Фош» и «Клемансо».

Одновременно с постройкой самоле­тов «Этандар» для флота и проектными исследованиями самолета «Этандар» с управляемым пограничным слоем на крыле продолжалась разработка машин MIRAGE III. На фирме Dassault был орга­низован отдел, в котором разрабатыва­лось оборудование для сервоуправления — его значение с наступлением эры полетов на больших скоростях суще­ственно возрастало. В тот же период на фирме был создан отдел двигателей, конструкторы которого разработали фор­сажную камеру для ТРД Армстронг-Сиддли VIPER, увеличившую его тягу с 740 до 1000 кгс.

Помимо сервоуправления и двигате­лей фирма Dassault начала заниматься электроникой. Первоначально ее дея­тельность в этой области сводилась в основном к установлению чисто техни­ческих связей между производителями радиолокатора и конструкторами, рабо­тавшими над планером. Отдел электро­ники был организован на фирме в 1955 году, и вскоре там были созданы радио­локаторы системы управления огнем «Аладин» и «Аида» для самолетов «Этандар».

Производство машин MIRAGE разви­валось быстрыми темпами, однако их стоимость была заметно выше, чем у предшественников. По этой причине производство большой серией единственной модификации самолета было нерациональным. Именно поэтому фир­ма Dassault приступила к разработке не­скольких модификаций, различия меж­ду которыми не слишком усложняли их производство. Сборка исходной маши­ны и всех ее вариантов осуществлялась на одной производственной линии, на которой на различные варианты само­лета устанавливалось предназначенное для них специальное оборудование. Так появились MIRAGE С (перехватчик), MIRAGE R (разведчик), MIRAGE В (двух­местный тренировочный самолет) и MIRAGE E (истребитель-бомбардиров­щик).

В 1966 году был разработан истреби­тель-бомбардировщик MIRAGE 5 с более простым электронным оборудованием и увеличенным запасом топлива. Появи­лись также два других самолета — вер­тикально взлетающий эксперименталь­ный самолет MIRAGE V и двухдвигательный стратегический бомбардировщик MIRAGE IV. Последний начинали проек­тировать в 1955 году как тяжелый истре­битель, однако годом позже он был пе­реоборудован в бомбардировщик, спо­собный нести французскую атомную бомбу.

Опытный образец самолета MIRAGE IV впервые был показан в 1959 году на авиационной выставке в Ле-Бурже. Четыре года спустя серийная машина с незначительно увеличенными размера­ми и улучшенным электронным обору­дованием поступила на вооружение пер­вых эскадрилий стратегических сил ВВС Франции. Этот самолет мог совершать крейсерский полет со скоростью, соот­ветствующей числу М=2, в течение бо­лее 30 минут. В сентябре 1960 года ма­шина установила на маршруте протя­женностью 1000 км мировой рекорд ско­рости в 1820 км/ч.

Проектирование самолета вертикаль­ного взлета и посадки (СВВП) MIRAGE V было начато в соответствии с требо­ваниями НАТО к военным самолетам. Постройка этого летательного аппарата потребовала разработки системы стаби­лизации летательного аппарата на режи­ме висения и исследования проблем, создаваемых подобным самолетом. Од­нако вскоре была принята новая концеп­ция обороны НАТО — в соответствии с ней разработка перспективного СВВП была прекращена.

Следуя выработанной концепции вы­пуска разнообразной продукции, фирма Dassault в 1962 году приступила к созда­нию транспортного самолета MYSTERE 20. Стадия от чертежной доски до пер­вого полета была пройдена всего за год. А спустя еще три месяца были заверше­ны его летные испытания. В начале ав­густа 1963 года компания авиалиний «Пан Америкэн» заказала несколько са­молетов этого типа.

Новый самолет непрерывно совершен­ствовался. По мере развития аэродина­мики, разработки новых силовых устано­вок и оборудования NYSTERE 20 посто­янно улучшался. Эта методика постоян­ного совершенствования летательного аппарата, хотя и неторопливого, но непре­рывного и безошибочного, стала давать все лучшие и лучшие результаты.

В соответствии с этой концепцией ус­пех самолета с крылом изменяемой стре­ловидности MIRAGE G предопределял дальнейшую его модернизацию. В итоге менее чем за два года был спроектиро­ван, построен, испытан и доведен экспе­риментальный аппарат с взлетной мас­сой 15 тонн. Хотя его начали разрабаты­вать позднее знаменитого самолета F-111 фирмы General Dynamics, и к тому же фирма Dassault получила на его созда­ние весьма незначительную финансовую поддержку по сравнению с вкладом аме­риканского правительства в производство самолетов F-111, французы сумели дове­сти планер самолета раньше, чем это удалось сделать американцам.

Американские делегации, состоящие из летчиков и инженеров, посещали Париж и Истр для оценки самолета MIRAGE G, при этом тщательно изучался каждый аспект разработки и производства маши­ны. Масса самолета точно соответствова­ла проектной, а некоторые его летные дан­ные были лучше расчетных. MIRAGE G мог летать со скоростью, соответствую­щей числу М=2 на большой высоте, и совершать посадку с пробегом менее 400м.

Самолеты MIRAGE модификаций F.2 и F.3 были построены раньше самолета MIRAGE G и, по сути, проторили дорогу этому самолету. К тому же это обстоя­тельство серьезно ускорило разработку нового летательного аппарата, отличав­шегося от MIRAGE F.2 только крылом с механизмом изменения его стреловид­ности, а также позволило избежать серь­езных ошибок при испытаниях само­лета.

В декабре 1966 года в воздух поднял­ся одноместный легкий истребитель MIRAGE F.1 с трапециевидным крылом, разработанный фирмой Dassault в ини­циативном порядке. Несмотря на то, что его опытный образец разбился, ВВС Франции заказали еще три таких же са­молета для продолжения испытаний. Вы­сокие летные характеристики этой маши­ны (максимальная скорость самолета со­ставляла 2260 км/ч на высоте 11 000 м) и мощное вооружение в совокупности с весьма скромными требованиями к дли­не ВПП (до 800 м) способствовали при­нятию машины на вооружение в качестве перехватчика (F.1C) и истребителя-бом­бардировщика — F.1E. Находясь на бое­вом дежурстве, самолеты MIRAGE F.1C могли подниматься в воздух через две минуты после поступления команды, что обеспечивалось высокой автономностью оборудования.

К1965 году фирма Dassault стала фак­тически монополистом в стране по про­изводству авиационной техники. Фран­цузское правительство попыталось подключить к совместному англо-француз­скому проекту ЕСАТ по разработке про­стого, мощного и дешевого самолета фирму Breguet Aviation, однако та была не в состоянии соответствовать англий­ской фирме British Aircraft Corporation (ВАС) в такой большой работе, как раз­работка самолета ЕСАТ, позднее полу­чившего название JAGUAR. Тогда пра­вительство Франции выступило с пред­ложением, чтобы Breguet вошла в состав фирмы Dassault. Этот маневр дал отлич­ные результаты, поскольку он привел к созданию во Франции очень мощной про­изводственной организации Dassault-Breguet, способной на паритетных нача­лах сотрудничать со своими зарубежны­ми партнерами в разработке программы ЕСАТ.

В 70-х годах минувшего века француз­ские ВВС, стремившиеся поддерживать свою авиационную технику на уровне времени, заказали фирме Dassault истре­битель следующего поколения. Им стал многоцелевой самолет MIRAGE 2000 с электродистанционной системой управления и тяговооруженностью бо­лее единицы. Первый опытный экзем­пляр MIRAGE 2000 совершил полет 10 марта 1978 года. Поставки серийных машин в боевые части, где они заме­няли устаревшие MIRAGE III, начались в 1983 году. Основной подход того вре­мени к формированию истребительной авиации предполагал наличие на воору­жении двух типов самолетов — легкого и тяжелого. У американцев это были истребители F-16 и F-15, в СССР — МиГ-29 и Су-27. Во Франции роль лег­кого самолета играл MIRAGE 2000, а роль тяжелого должен был исполнять SUPER MIRAGE 4000, разработка ко­торого велась параллельно с истреби­телем MIRAGE 2000.

Первый прототип SUPER MIRAGE 4000 поднялся в воздух 9 марта 1979 года. Уже в шестом полете он достиг скорос­ти, соответствующей числу М=2,2. Само­лет оснащался двумя двигателями и более мощным вооружением. Для повышения маневренных характеристик его оснастили передним горизонтальным оперением. Однако военные отказались принять SUPER MIRAGE 4000 на воору­жение — причиной тому стали высокая стоимость самолета и большие затраты на его эксплуатацию.

Вместо этого они сосредоточили свои финансовые усилия на разработке ново­го самолета, способного заменить уста­ревающие JAGUAR в ВВС и «супер Этандары» и американские «крусейдеры» в палубной авиации флота. Так появилась экспериментальная программа АСХ, в результате которой был создан самый элегантный и передовой самолет фир­мы Dassault — истребитель RAFALE, впервые поднявшийся в воздух в 1986 году. В настоящее время самолеты MIRAGE 2000 и RAFALE составляют ос­нову французской истребительной авиа­ции, став достойными преемниками MIRAGE III.