MIRAGE IIIC

 

Первым серийным боевым самолетом стал MIRAGE IIIC, его первый полет под управлением летчика-испытателя Жана Коро состоялся 9 октября 1960 года. Пос­ле летных испытаний развернулся се­рийный выпуск истребителя с произво­дительностью 10 самолетов в месяц. Самолеты MIRAGE IIIC оснащались тур­бореактивными двигателями ATAR 9B3 со статической тягой на форсаже 6000 кгс. В качестве дополнительной силовой установки использовался жидкостный ракетный двигатель SEPR 844 с тягой 1680 кгс, который устанавливался вмес­то дополнительного топливного бака в фюзеляже. Бак емкостью 410 л с неаг­рессивным фуралином (ТХ2) замещал съемный модуль в передней части фю­зеляжа с двумя 30-мм пушками «Дефа»; бак с окислителем (азотная кислота) на­ходился внутри контейнера с ЖРД. Про­должительность полета самолета в ва­рианте перехватчика с ЖРД составляла 30 минут.

MIRAGE IIIC в одинаковой степени мог выполнять функции всепогодного пере­хватчика или ударного самолета для атак наземных целей. Для этого на машину устанавливали различные виды воору­жения. На первых серийных самолетах стояли один подфюзеляжный пилон и два подкрыльевых, затем на всех маши­нах добавили еще два внешних подкрыль­евых пилона для управляемых ракет класса «воздух-воздух» малого радиуса действия. Система управления огнем «Сирано» предназначалась для наведе­ния ракет класса «воздух-воздух» «Матра R.511» с полуактивной радиолокаци­онной головкой самонаведения или вы­полняла роль дальномера для ракет AIM-9 «Сайдуиндер» с инфракрасной системой наведения.

Типичное вооружение самолета для выполнения перехвата состояло из раке­ты «Матра R.511», подвешиваемой под фюзеляжем, и двух УР «Сайдуиндер» — под крылом. Для нанесения ударов по на­земным целям под крылом на пилонах можно подвесить две 453-кг бомбы или два контейнера с неуправляемыми раке­тами JL-50, вмещающих до 36 МУР калиб­ра 37 мм, или два контейнера JL-100, вме­щающих по 16 НУР калибра 37 мм и 600 л топлива, или два контейнера JL-200, вме­щающих по 36 НУР и 900 л топлива. Для поражения точечных целей под фюзеля­жем можно было подвесить УР класса «воздух-земля» AS.20, а под крыло два сбрасываемых бака емкостью 622 л. В пе­регоночном варианте под крылом подве­шивались два топливных бака емкостью по 1300 или 1700 л, нормальный внут­ренний запас топлива на самолете со­ставлял 2200 л.

Ознакомившись с достоинствами но­вого французского истребителя, ВВС Из­раиля заказали 72 самолета MIRAGE NIC без ЖРД под обозначением IIICJ— по­ставки его были организованы в начале 1963 года. К слову, машины эти исполь­зовались в «шестидневной войне» 1967 года. Помимо Израиля, 16 самолетов MIRAGE IIICZ заказали ВВС ЮАР для применения в качестве ударного мало­высотного самолета, вооруженного раке­тами «воздух-земля» AS.20 с радиоко­мандной системой наведения.

Вариант машины IIIC под обозначени­ем MIRAGE IMS был выбран для производства по лицензии фирмой «Фабрик Федераль д'Авьон» для ВВС Швейцарии. Самолеты HIS были оснащены ТРД ATAR 09СЗ, которые строила по лицензии фир­ма «Зульцер». Первоначально в Швей­царии предполагалось построить 80 ма­шин, однако в связи с увеличением сто­имости программы было построено все­го лишь 60 самолетов, которыми укомп­лектовали 16-ю и 17-ю эскадрильи ВВС Швейцарии.

Вариант для ВВС Швейцарии претер­пел ряд изменений. Швейцарские «мира­жи» отличались отклоняющейся носовой частью фюзеляжа с целью облегчения хранения в подземных ангарах, а также более мощными колесными тормозами, усиленным шасси, обеспечивающим экс­плуатацию самолета с аэродромов в Альпах, и некоторыми местными измене­ниями, повышающими прочность конст­рукции. Радиолокатор «Сирано» и раке­ты класса «воздух-воздух» R.511 были за­менены американской системой управле­ния огнем фирмы «Хьюз» TARAN 1S и ра­кетами класса «воздух-воздух» AIM-26 «Фалкон», лицензионного производства шведской фирмы SAAB. Помимо этого, фирмой «Фабрик Федераль д'Авьон» для ВВС Швейцарии было построено допол­нительно еще 17 самолетов разведыва­тельной модификации IIIRS. Первый эк­земпляр такого самолета построили на фирме Dassault.

Двухместный учебно-тренировочный вариант MIRAGE IIIB, разрабатывавший­ся параллельно с вариантом NIC, совер­шил первый полет 21 октября 1959 года, а первый серийный самолет —19 июля 1960 года. Всего было построено более 60 самолетов MIRAGE 1MB. Машина име­ла удлиненную на 0,6 м носовую часть для размещения кресла второго члена экипажа, и с нее был снят радиолокатор. Хотя самолет предназначался в основ­ном для обучения, но при необходимос­ти на него можно было установить сис­тему управления огнем и две пушки «Дефа» или ракеты «воздух-воздух». Серийные 1MB, предназначенные для ВВС Франции, не имели вооружения.

На экспорт поставлялись варианты са­молета 1MB для ВВС Ливана (два IIIBL), для ВВС Швейцарии (три IIIBS), для ВВС ЮАР (три IIIBZ), два самолета для ВВС Перу, шесть — для ВВС Испании, один— для ВВС Бразилии и 10 MIRAGE IIIO —для ВВС Австралии. Три спарки под обозначением MIRAGE IIIDP продали ВВС Пакистана.

Один MIRAGE 1MB был использован в качестве «летающей лаборатории» для исследований по программе «Конкорд». В связи с этим в его кабине установили органы управления — такие же, как на пассажирском сверхзвуковом лайнере «Конкорд», и специальные автоматы воспроизведения усилий управления и нагрузок. Самолет использовался для приобретения гражданскими пилотами-испытателями навыков полета на сверх­звуковых самолетах.