MIRAGE 5

 

В середине 1960-х годов доходы от продаж «миражей» стали падать. При­чиной этого была перенасыщенность рынка сложными и дорогими летатель­ными аппаратами. К тому же в развива­ющихся странах предпочитали покупать более дешевые и простые советские ис­требители, выгодно отличавшиеся на­дежностью и нетребовательностью к квалификации обслуживающего персо­нала.

Фирма Dassault поставила перед со­бой цель снизить стоимость самолета и затраты на его обслуживание. Как нельзя кстати в сентябре 1966 года на фирму обратились представители ВВС Израи­ля с предложением разработать упро­щенный вариант истребителя MIRAGE IIIE специально для Ближнего Востока. Действительно, там, где почти всегда хо­рошая погода, использовать дорогие все­погодные самолеты было нерациональ­но. При этом предполагалось приобрес­ти 50 таких самолетов.

Созданный в соответствии с требова­ниями заказчика, MIRAGE 5J не имел РЛС и все оборудование из закабинного отсе­ка удалось разместить в удлиненной и изрядно «похудевшей» носовой части. В освободившемся закабинном отсеке смонтировали дополнительный топлив­ный бак на 500 л. ЖРД на этой модифи­кации не устанавливался. Все эти дора­ботки позволили увеличить радиус дей­ствия до 1300 км и существенно снизить стоимость самолета. На семи пилонах под крылом и фюзеляжем можно было подвесить боевую нагрузку общей массой до 4000 кг или сбрасываемые топливные баки суммарной емкостью до 4700 л. В варианте перехватчика самолет мог не­сти две УР «Сайдуиндер» или «шафрир», а также сбрасываемые топливные баки. Первый опытный образец самолета под­нялся в воздух 19 мая 1967 года в Милан Вилярош. Испытания показали, что MIRAGE 5J может вполне успешно эксп­луатироваться с элементарно подготов­ленных взлетно-посадочных полос.

Уже через год заказанные ВВС Изра­иля 48 самолетов MIRAGE 5J и два двух­местных MIRAGE 5JB были готовы к по­ставкам. Однако 3 июля 1967 года пре­зидент Франции генерал де Голль нало­жил эмбарго на продажу оружия Израи­лю. Но, поскольку заказ был оплачен, правительство Израиля оставило за со­бой право требовать самолеты в обес­печение платежа.

Облет серийных машин происходил на Корсике. Однажды израильские пилоты попросили разрешения установить подвесные топливные баки, что вызва­ло подозрение у французов, и они за­претили «миражам» подниматься в воз­дух. В ожидании окончательного реше­ния проблемы самолеты MIRAGE 5 в начале 1970 года были подготовлены для длительного хранения, а затем пе­реданы ВВС Франции.

Военно-воздушные силы Бельгии заказали 63 самолета MIRAGE 5BA в варианте истребителя-бомбардировщи­ка, 27 самолетов-фоторазведчиков MIRAGE 5BR и 16 тренировочных само­летов MIRAGE 5BD. Первые 15 машин, заказанных для ВВС Бельгии, собира­лись во Франции, остальные — фирма­ми Фейри и SABCA в Бельгии; фирма SABCA, в которой фирма Dassault име­ла 50 процентов капитала, должна была осуществлять окончательную сборку са­молетов. В отличие от стандартного ва­рианта MIRAGE 5 самолет с индексом 5В оснащался усовершенствованной нави­гационной системой, a MIRAGE 5BR обо­рудовался к тому же пятью камерами «Винтен 360», установленными в носо­вой части фюзеляжа.

Военно-воздушные силы Перу также не обошли вниманием популярный французский самолет — в эту южноаме­риканскую страну было поставлено 12 самолетов MIRAGE 5R Кстати, разве­дывательные MIRAGE 5 были настолько похожи на машины с индексом IIIR, что иногда «тройки» поставляли вместо «пя­терок». Помимо перечисленных выше стран, MIRAGE 5 приобретали ВВС Абу Даби, Колумбии, Египта, Габона, Ливии, Пакистана, Венесуэлы и Заира. Всего был выпущен 531 самолет MIRAGE 5.

Не дожидаясь отмены эмбарго на по­ставку заказанных французских самоле­тов, израильская разведка сумела раз­добыть производственную документа­цию на MIRAGE 5 в Швейцарии, и изра­ильтяне развернули собственное произ­водство самолетов MIRAGE 5 под обо­значением «Нешер» (орел). Дальнейшим развитием «Нешера» стали самолеты «Кфир» (кинжал) с американскими дви­гателями J79.