MILAN

 

В 1968 году фирма Dassault в сотруд­ничестве с швейцарскими инженерами начала работу по созданию на базе само­лета MIRAGE его модификации, известной как MILAN, или «Бумажный змей». Главной его особенностью была пара выдвижных передних горизонтальных поверхностей, предназначенных для сокращения взлет­ной дистанции и повышения маневренно­сти в ближнем воздушном бою. Эти аэро­динамические поверхности получили не­официальное название «усы».

Три первых опытных образца самоле­та MILAN представляли собой переделан­ные MIRAGE IIIR, причем одна из машин получила название «Астерикс» — по име­ни популярного французского героя комик­сов и мультиков с огромными усами. Пер­вый из самолетов, поднявшийся в воздух 27 сентября 1968 года, имел неубирающие­ся «усы». Второй, с убирающимися «уса­ми», совершил свой первый полет 29 мая 1970 года. На самолете стоял новый дви­гатель ATAR 09K-50 с тягой 7200 кгс на форсаже. В состав оборудования входи­ли лазерный указатель и дальномер.

Чисто аэродинамически «усы» пред­ставляли собой миниатюрное крыло большого удлинения с неподвижными предкрылками и фиксированными щелевыми закрылками по всему размаху. Угол поперечного V этого мини-крыла состав­лял 15°, угол установки — 19°. Полная масса всей системы «усов» с механиз­мом их выпуска-уборки составляла око­ло 50 кг. На выпуск «усов» затрачивалось около 8 секунд. Самолет с выпущенны­ми «усами» имел взлетную дистанцию на 600 м короче обычной, а его посадочная скорость снизилась на 35 км/ч. Возрос­ла и маневренность истребителя на ско­ростях до 600 км/ч. Однако летные ис­пытания выявили и существенные недо­статки, главными из которых были нару­шения в работе воздухозаборников, вы­званные завихрениями от «усов».

В 1972 году работы над «усами» были прекращены и усилия конструкторов сосре­доточены на разработке управляемого пе­реднего горизонтального оперения, кото­рые в результате привели к появлению последней модификации истребителя — MIRAGE MING (Nouvelle Generation — новое поколение).