«Война на истощение»

 

Конец «шестидневной войны» не при­нес мира на Ближний Восток. 4 июля 1967 года египетские ВВС нанесли не­сколько ответных ударов по целям на захваченном израильтянами Синайском полуострове и потеряли один МиГ-17. 8 июля MIRAGE из 119-й эскадрильи сбил египетский разведчик МиГ-21 Р. На следующее утро над Синаем появилась пара Су-7, которые летели на большой скорости и малой высоте. Израильтянам не удалось их перехватить. Очередной разведывательный полет последовал после полудня. На этот раз в воздухе дежурило звено «миражей», и один Су-7 был сбит.

15 июля летчик на MIRAGE впервые добился победы с помощью управляе­мой ракеты «Шафрир». 20 июля егип­тяне ответили хорошо организованным ударом по объектам израильской ПВО, уничтожив батарею зенитных пушек и ЗРК «Хок». Очередная эскалация вой­ны началась с обстрелов израильских позиций 8 сентября 1968 года. Израиль­тяне ответили бомбардировками, дока­зав, что с захватом Синая они могут доставать до любой точки на египет­ской территории.

Египет предпринял реорганизацию своих ВВС, постепенно восстанавливая силы за счет поставок авиатехники из СССР. Израильтяне же построили це­лый ряд укреплений по Суэцу — «Линию Бар-Лев» (Bar-Lev), предназначен­ную для задержки египетских войск в случае их наступления на Синайский полуостров до проведения мобилиза­ции и перегруппировки основных изра­ильских сил.

8 марта 1969 года группа египет­ских самолетов вылетела для удара по израильским позициям на Синае, но была перехвачена «миражами», кото­рые в результате воздушного боя сби­ли два МиГ-21. Один из египетских пилотов катапультировался и был взят в плен.

Через несколько часов египетская артиллерия открыла массированный огонь по «Линии Бар-Лев», а президент Насер объявил по радио, что начата «война на истощение». В июне 1969 года израильтяне провели демонстрацион­ный полет четырех «миражей» над Каи­ром, показав слабость ПВО египтян. В июле прошли несколько воздушных боев, в которых были сбиты девять МиГ-21 и один МиГ-17. Израильтяне потеряли один MIRAGE, сбитый 26 июня.

В 1969 году США начали постав­ки в Израиль 48 штурмовиков А-4 SKYHAWK и 44 истребителей F-4E PHANTOM. По некоторым данным, американцы выступили посредником между Израилем и Францией, и на са­молетах С-5 доставили в Тель-Авив из Франции «арестованные» ранее 50 ис­требителей MIRAGE 5 в разобранном виде. В конце 1969 года самолеты со­брали на фирме IAI (Israel Aircraft Industries) и представили их как само­леты собственной постройки под наи­менованием NESHER.

Одновременно спецслужбы (ЦРУ или Моссад) проводили операцию прикры­тия, выдав швейцарским властям неко­его инженера, который якобы продал до­кументацию на MIRAGE 5 Израилю. В 1973 году американцы помогли изра­ильтянам в разработке самолета «Кфир» — это был все тот же MIRAGE с двигателем J-79. Ведущим конструкто­ром был американец Джин Селвей.

Слабость ПВО противника израильтя­не демонстрировали не один раз. Напри­мер, истребитель F-4E из 201-й эскад­рильи совершил 118 боевых вылетов, проникая в глубину Египта. Кроме этого, самолеты MIRAGE III CJ(R) совершили разведывательный полет, засняв на пленку все египетские аэродромы.

Вскоре ситуация несколько измени­лась. Самый известный бой того време­ни произошел 30 июля 1970 года, когда самолеты MIRAGE и PHANTOM сбили три МиГ-21, потеряв при этом три «миража».

7 августа 1970 года между противни­ками было заключено перемирие. В ито­гах «войны на истощение» значатся чуть более 100 потерянных египетских само­летов и 16 израильских. В составе ВВС Израиля оставалось около 40 исправных «миражей», а 101-я эскадрилья была полностью перевооружена самолетами NESHER.