«Война судного дня»

 

В 1973 году началась «Великая осво­бодительная война» — как называли ее арабы, или «Война судного дня» — в версии израильтян. В субботу 6 октяб­ря, когда в Израиле начался большой еврейский религиозный праздник (Yom Kippur), египетские и сирийские войска, в составе которых насчитывалось около 1400 танков и 80000 солдат, начали широкомасштабные боевые действия. Активную помощь наступающим оказы­вали Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт и Иордания. Необходимые для планиро­вания операции разведывательные дан­ные добывались с помощью самолетов-разведчиков МиГ-25РБ.

За несколько часов войны израиль­ские войска на Синае и Голанских высо­тах были смяты и разгромлены. К вече­ру 7 октября казалось, что Израиль сто­ит в одном шаге от гибели. Но на следу­ющий день израильские войска предпри­няли контратаку и отбросили египетские части. К югу от Исмаилии они пересекли Суэцкий канал и двинулись в сторону Каира. Аналогичная ситуация разыгра­лась и на Голанских высотах.

Израильские моторизованные части ударили по сирийцам и двинулись на Да­маск. Благодаря вмешательству ООН 24 октября было заключено очередное пе­ремирие. Такой неожиданный финал «Ве­ликой освободительной войны» говорит о прекрасной осведомленности израильско­го генерального штаба о планах арабских государств. Разведданные им передава­ла американская разведка, которая опи­ралась на фотоснимки с самолета SR-71.

В начале войны «миражи» патрулиро­вали израильское воздушное простран­ство. В ходе одного из таких полетов пи­лоту «миража» удалось сбить крылатую ракету КСР-2, запущенную с борта еги­петского Ту-16.

После перехвата инициативы изра­ильская авиация переключилась на под­держку своих наступающих войск и за­воевание превосходства в воздухе. Воз­душные бои велись с большим ожесто­чением; потери с обеих сторон были большими.

Анализируя тактику группового боя израильтян, можно заключить, что их основной целью было подставить про­тивника под ракетную атаку. Именно для этого выделялась демонстративная группа — выполняя роль приманки, она увлекала арабские истребители за собой и подставляла их под атаку ударной груп­пы, которая летела на 1000 м ниже и была «невидима» на фоне земли. Резервная группа предназначалась для ликви­дации внезапно появляющихся или ра­нее не замеченных самолетов.

От маневренного воздушного боя с применением пушек израильтяне не уклонялись, зная о преимуществах истре­бителя MIRAGE над МиГ-21 в радиусе виража. Наиболее известным израиль­ским летчиком, летавшим на «миражах», был Гиора Эпштейн, уничтоживший 17 самолетов противника — 12 из них он сбил всего за одну неделю боев, с 18 по 24 октября. За весь период войны 1973 года Израиль потерял в воздушных боях только 12 «миражей». Оставшиеся само­леты продолжали использоваться в ВВС до 1982 года — они даже подготавлива­лись для участия в операции «Мир для Галилеи», но в бой их все же не послали. Последний пригодный к полетам MIRAGE IIICJ с бортовым номером 59 находится в музее ВВС Израиля. Имен­но на этом самолете сбили сирийский МиГ-21 в июле 1966 года.