YRB-49А — Идеальный стратегический разведчик

 

Закрывая программу разработки бомбардировщика В-49, военно-воз­душные силы продолжали финансиро­вать работы по переделке десятого предсерийного YB-35 в стратегический самолет-разведчик. Эта машина име­ла фирменное обозначение NS-41 и внешне существенно отличалась от бомбардировщиков В-35 и В-49. Само­лет был оснащен шестью реактивны­ми двигателями J35-A-19 с тягой по 2542,4 кг. Четыре двигателя стояли внутри крыла, как на В-49, а два рас­полагались в обтекаемых гондолах под крылом. При такой компоновке подве­шенные двигатели и их пилоны повы­шали курсовую устойчивость самоле­та.

Экипаж разведчика состоял из шес­ти человек — двух летчиков, бортинже­нера, оператора фотооборудования, техника по фотооборудованию и опе­ратора РЛС. Семь фотоаппаратов ус­танавливались в средней и хвостовой частях кабины экипажа. Радиопрозрач­ный обтекатель антенны панорамной РЛС выступал из нижней части хвос­тового конуса. Оборонительное воору­жение на самолетах не предусматри­валось.

Контракт на разработку проекта само­лета был подписан 12 июня 1948 года. В августе 1948 года ВВС заключили с фирмой Northrop соглашение, согласно которому первый из 30 серийных само­летов будет построен на заводе этой компании, а остальные 29 — на заводе фирмы Convair в Форт-Уэрте (шт. Техас).

Однако реализоваться этим планам было не суждено. Виновником очеред­ной неудачи оказался самолет ХВ-47, который на войсковых испытаниях по­казал более высокую максимальную скорость полета. В середине января 1949 года заказ на 30 самолетов был отменен, а программе YRB-49A был присвоен научно-исследовательский статус. В серийное производство ре­комендовали модификации бомбарди­ровщиков В-45 и В-47.

Первый полет YRB-49A состоял­ся 4 мая 1950 года с аэродрома в Хоутхорне, самолетом управляли Фрэд Брэтчер и Дэйл Джонсон. Машина со­вершила посадку на авиабазе Эд­варде, где начались ее всесторонние испытания. Максимальная скорость и дальность разведчика оказалась ниже, чем у YB-49.

В десятом полете, состоявшем­ся 10 августа 1950 года, произошла авария, которая продемонстрирова­ла все преимущества уникальной компоновки кабины самолетов В-35 и В-49. В воздухе разрушился фонарь кабины пилота, и сорвавшейся кис­лородной маской летчику рассекло лицо. Бортинженер легко добрался до своего командира, дал ему запас­ную маску и помог прийти в себя. Самолет совершил успешную посад­ку. Подобное происшествие на В-47 привело бы к неминуемой гибели са­молета и экипажа.

Последний 13-й полет состоялся 26 апреля 1951 года, когда YRB-49A прилетел в международный аэропорт Онтарио, где на него предполагалось установить автопилот от В-47. Но фи­нансирование проекта прекратили, а машину оттащили на окраину аэропор­та. 1 декабря 1953 года ее разрезали на металлолом. К этому времени все остальные «летающие крылья», остав­шиеся в Хоутхорне, были уже уничтожены. До настоящего времени сохра­нилось только три «летающих крыла» Джона Нортропа: N-9MB — в музее Чино, N-1M — в Национальном аэро­космическом музее США и пилотируе­мая бомба JB-1 — в экспозиции музея в Хоутхорне.

 

Легко-технические характеристики экспериментального стратегического самолета-разведчика YRB-49A

Размах крыла, мм..............................................................................................................................52 426

Длина, мм...........................................................................................................................................16 179

Высота, мм..............................................................................................................................................612

Площадь крыла, м2..............................................................................................................................371,6

Запас топлива, л.............................................................................................................................57 649,3

Масса пустого, кг..............................................................................................................................40 200

Нормальная взлетная масса, кг.......................................................................................................79 365

Максимальная взлетная масса, кг...................................................................................................93 440

Максимальная скорость полета, км/ч..................................................................................................710

Крейсерская скорость, км/ч...............................................................................................................630,7

Практический потолок, м..............................................................................................................12 984,5

Максимальная дальность полета, км.................................................................................................4225

Максимальная бомбовая нагрузка.............................................................6 осветительных бомб Т-89