AD-4 «Skyraider»

 

Следующей серийной модификацией стал AD-4 Skyraider с двигателем R3350-26WA мощностью 2700 л.с., раз­работанный специально для войны в Корее. При проектировании учитывался опыт применения предыдущих модифи­каций. Для защиты пилота от огня стрел­кового оружия лобовую часть фонаря закрыли бронестеклом. Для облегчения пилотирования в длительных полетах на штурмовик установили автопилот Р-1 и изменили компоновку приборов на при­борной доске. Для снижения аварийно­сти при посадках усилили тормозной крюк. Количество крыльевых пушек уве­личили до четырех.

После всех доработок взлетная мас­са самолета увеличилась, а радиус дей­ствия снизился до 2000 км. Однако эти недостатки с лихвой компенсировала возросшая эффективность применения. До окончания войны успели построить более 300 «корейских» AD-4, всего же их было выпущено 398 единиц.

Следующей крупной серией строился двухпушечный трехместный ночной штурмовик AD-4N с мощным прожекто­ром и контейнером с РЛС. Однако боль­шинство этих машин поступило в части с обозначением AD-4S — противолодоч­ный самолет. Уже в боевых условиях их переделывали в обычные штурмовики — снимали лишнее оборудование и в кры­ло устанавливали снятые ранее пушки. Переделанные таким образом самолеты получили обозначение AD-4NA.

В сентябре 1962 года оставшиеся в строю машины получили новое обозна­чение—A-1D. Для ведения боевых действий в условиях суровой корей­ской зимы фирма Douglas модернизиро­вала 36 машин в арктический вариант — AD-4NL с противообледенительной системой крыла, AD-4NL имел че­тыре пушки.

В 1959 году для подавления восста­ния в Алжире США поставили француз­ским ВВС партию самолетов SKYRAI-DER — 93 штурмовика AD-4NA и AD-4N. В феврале 1960 года этими машинами укомплектовали сначала второй, а затем первый и третий эскадроны 20-й эскад­ры ВВС Франции. Перед отправкой в Ал­жир штурмовики AD-4N доработали по стандарту AD-4NA и установили на все самолеты дополнительное оборудова­ние для использования на них француз­ского подвесного вооружения. В Алжире штурмовики применялись вполне успеш­но, однако несколько машин было все же сбито.

После завоевания Алжиром независи­мости первый и третий эскадроны пере­вели в 21 эскадру, а второй — расфор­мировали. В 1963 году первый эскадрон участвовал в боевых действиях в Сома­ли. Несколько машин воевали в Чаде после получения им независимости от Франции, участвуя в подавлении много­численных восстаний в центральной ча­сти страны. В 70-х годах все француз­ские штурмовики Skyraider были сня­ты с вооружения.

В конце 40-х годов по заказу ВМС был разработан вариант штурмовика Skyraider с обозначением AD-4B для транспортировки и применения ядерно­го оружия — тактической ядерной бом­бы типа Мк.7 или Мк.8. Серийное произ­водство Мк.7 мощностью 1 Кт началось в 1952 году — впервые в истории габа­риты и масса бомбы позволяли достав­лять ее самолетами тактической авиа­ции. Типичной нагрузкой для «атомного» штурмовика считались одна бомба и два подвесных топливных бака по 1136 л.

С бомбой Мк.7 боевой радиус дей­ствия составлял 1448 км, а с более со­вершенной бомбой Мк.8 — 2315 км. Для бомбометания штурмовики могли ис­пользовать единственно возможный спо­соб — сброс с кабрирования или, как го­ворят американские летчики, — «через плечо». Самолет при этом сначала дол­жен был пикировать в сторону цели, а затем при выполнении полупетли с пе­реворотом в верхней точке траектории, в начальной ее фазе, сбрасывать полез­ную нагрузку. Бомба по баллистической траектории летела к цели, а самолет в это время уже делал переворот и летел в противоположном направлении. Таким образом, летчик получал некоторый ре­зерв времени для ухода от цели.

Думается, что даже такая тактика бомбометания не могла дать гарантий безопасности летчику. Это косвенно подтверждается тем, что настоящие бомбы ни разу не подвешивались под эти самолеты и, тем более, не сбрасы­вались с них. Скорее всего, атомный штурмовик был чисто политическим оружием в борьбе с военно-воздушны­ми силами за деньги из военного бюд­жета. Тем не менее, конструкция само­лета была усилена на случай воздей­ствия ударной волны. Всего имелось 298 машин этой модификации, из них только 165 самолетов были специаль­ной постройки, остальные переделали из обычных штурмовиков AD-4.

Во второй половине мая 1953 года AD-4B (заводской номер 132363) устано­вил рекорд грузоподъемности для одно­моторных поршневых самолетов, взле­тев с грузом 6783 кг.

Практически традиционной модифи­кацией AD-4 стали 158 AD-4W — само­летов дальнего радиолокационного об­наружения (радарного пикета), оснащен­ных РЛС AN/APS-20A, Ее характеристи­ки были серьезно улучшены, по сравне­нию с РЛС от AD-3W. Так, мощность пе­редатчика, по американским источникам, довели до одного мегаватта. Столь вы­сокое значение представляется весьма сомнительным, учитывая то, что мощ­ность большинства современных назем­ных РЛС, изготовленных без существен­ных ограничений по размерам и массе, не превышает нескольких сотен кило­ватт.

Вибрации громоздкого обтекателя и затенение обзора фюзеляжем и крыль­ями сильно уменьшали дальность и ка­чество обнаружения воздушных целей. Несмотря на это, самолет широко ис­пользовался в Корее. В районе действия 77-го оперативного соединения AD-4W и AD-3W постоянно «висели» в воздухе и предупреждали корабли о приближении самолетов противника. Их значение осо­бенно возросло после нескольких не­ожиданных атак МиГ-15 по английским ударным машинам с авианосца «Океан» летом 1952 года.

Наиболее яркий случай использова­ния радиолокационного дозора имел место 18 ноября 1952 года. В этот день 77-е оперативное соединение в составе авианосцев «Эссекс», «Бон Хом Ри­чард», «Кирсардж» и «Орискани» нахо­дилось в 110 милях к югу от Владивос­тока. Во второй половине дня оператор РЛС AD-4W доложил о приближении к соединению восьми неопознанных само­летов, позже классифицированных как МиГ-15. Когда МиГи подлетели к кораб­лям на дальность 50 миль, с авианосца «Орискани» на перехват поднялись че­тыре «Пантеры» из VF-781. Наводимые с самолетов и кораблей, они скрытно сблизились с МиГами и внезапно атако­вали их. Два самолета сбили лейтенан­ты Мидлтон и Вильяме. Еще один Миг, подбитый пушечной очередью F9F лей­тенанта Ровландса, задымил и скрылся в облаках.

Через пять минут в район боя на по­мощь «пантерам» подлетели еще восемь палубных реактивных истребителей, но МиГи уже ушли в сторону побережья. Этот бой стал самым удачным для ис­требителей F9F за всю войну благодаря AD-4W Skyraider.

Англичане, проявлявшие к AD-4W большой интерес, добились разрешения на покупку пятидесяти таких самолетов. В английской палубной авиации они по­лучили обозначение AEW.1. Из них толь­ко 20 самолетов были новыми, осталь­ные передавались прямо из боевых под­разделений американской палубной авиации.

В конце 1951 года AEW.1 поступили в учебную эскадрилью 778. После переучивания летного состава на базе Колдрос это подразделение приступило к по­летам с палубы авианосца «Игл». Дру­гая эскадрилья под номером 849 посто­янно базировалась на базе Колдрос и ее самолеты передавались на разные авиа­носцы по необходимости. В боевых дей­ствиях AEW.1 участия практически не принимали — единственный самолет в ноябре 1956 года летал с палубы авиа­носца «Булварк», обеспечивавшего мор­скую блокаду Египта во время Суэцкого кризиса.

В период с 1960 по 1962 год AEW.1 Skyraider снимались с вооружения и заменялись новыми турбовинтовыми машинами AEW.3 «Ганнет» (обозначе­ние AEW.2 нес базовый четырехмотор­ный самолет «Шеклтон»).

Списанные, но еще пригодные к ис­пользованию 12 машин Skyraider продали в Швецию. Перед продажей с них снимали радиолокационные стан­ции и посадочные крюки. Шведы ис­пользовали машины в качестве букси­ровщиков мишеней до середины 70-х годов минувшего века. Два самолета были потеряны в результате катаст­роф.

 

Следующей серийной модификацией стал AD-4 Skyraider с двигателем R3350-26WA мощностью 2700 л.с., раз­работанный специально для войны в Корее. При проектировании учитывался опыт применения предыдущих модифи­каций. Для защиты пилота от огня стрел­кового оружия лобовую часть фонаря закрыли бронестеклом. Для облегчения пилотирования в длительных полетах на штурмовик установили автопилот Р-1 и изменили компоновку приборов на при­борной доске. Для снижения аварийно­сти при посадках усилили тормозной крюк. Количество крыльевых пушек уве­личили до четырех.

После всех доработок взлетная мас­са самолета увеличилась, а радиус дей­ствия снизился до 2000 км. Однако эти недостатки с лихвой компенсировала возросшая эффективность применения. До окончания войны успели построить более 300 «корейских» AD-4, всего же их было выпущено 398 единиц.

Следующей крупной серией строился двухпушечный трехместный ночной штурмовик AD-4N с мощным прожекто­ром и контейнером с РЛС. Однако боль­шинство этих машин поступило в части с обозначением AD-4S — противолодоч­ный самолет. Уже в боевых условиях их переделывали в обычные штурмовики — снимали лишнее оборудование и в кры­ло устанавливали снятые ранее пушки. Переделанные таким образом самолеты получили обозначение AD-4NA.

В сентябре 1962 года оставшиеся в строю машины получили новое обозна­чение—A-1D. Для ведения боевых действий в условиях суровой корей­ской зимы фирма Douglas модернизиро­вала 36 машин в арктический вариант — AD-4NL с противообледенительной системой крыла, AD-4NL имел че­тыре пушки.

В 1959 году для подавления восста­ния в Алжире США поставили француз­ским ВВС партию самолетов SKYRAI-DER — 93 штурмовика AD-4NA и AD-4N. В феврале 1960 года этими машинами укомплектовали сначала второй, а затем первый и третий эскадроны 20-й эскад­ры ВВС Франции. Перед отправкой в Ал­жир штурмовики AD-4N доработали по стандарту AD-4NA и установили на все самолеты дополнительное оборудова­ние для использования на них француз­ского подвесного вооружения. В Алжире штурмовики применялись вполне успеш­но, однако несколько машин было все же сбито.

После завоевания Алжиром независи­мости первый и третий эскадроны пере­вели в 21 эскадру, а второй — расфор­мировали. В 1963 году первый эскадрон участвовал в боевых действиях в Сома­ли. Несколько машин воевали в Чаде после получения им независимости от Франции, участвуя в подавлении много­численных восстаний в центральной ча­сти страны. В 70-х годах все француз­ские штурмовики Skyraider были сня­ты с вооружения.

В конце 40-х годов по заказу ВМС был разработан вариант штурмовика Skyraider с обозначением AD-4B для транспортировки и применения ядерно­го оружия — тактической ядерной бом­бы типа Мк.7 или Мк.8. Серийное произ­водство Мк.7 мощностью 1 Кт началось в 1952 году — впервые в истории габа­риты и масса бомбы позволяли достав­лять ее самолетами тактической авиа­ции. Типичной нагрузкой для «атомного» штурмовика считались одна бомба и два подвесных топливных бака по 1136 л.

С бомбой Мк.7 боевой радиус дей­ствия составлял 1448 км, а с более со­вершенной бомбой Мк.8 — 2315 км. Для бомбометания штурмовики могли ис­пользовать единственно возможный спо­соб — сброс с кабрирования или, как го­ворят американские летчики, — «через плечо». Самолет при этом сначала дол­жен был пикировать в сторону цели, а затем при выполнении полупетли с пе­реворотом в верхней точке траектории, в начальной ее фазе, сбрасывать полез­ную нагрузку. Бомба по баллистической траектории летела к цели, а самолет в это время уже делал переворот и летел в противоположном направлении. Таким образом, летчик получал некоторый ре­зерв времени для ухода от цели.

Думается, что даже такая тактика бомбометания не могла дать гарантий безопасности летчику. Это косвенно подтверждается тем, что настоящие бомбы ни разу не подвешивались под эти самолеты и, тем более, не сбрасы­вались с них. Скорее всего, атомный штурмовик был чисто политическим оружием в борьбе с военно-воздушны­ми силами за деньги из военного бюд­жета. Тем не менее, конструкция само­лета была усилена на случай воздей­ствия ударной волны. Всего имелось 298 машин этой модификации, из них только 165 самолетов были специаль­ной постройки, остальные переделали из обычных штурмовиков AD-4.

Во второй половине мая 1953 года AD-4B (заводской номер 132363) устано­вил рекорд грузоподъемности для одно­моторных поршневых самолетов, взле­тев с грузом 6783 кг.

Практически традиционной модифи­кацией AD-4 стали 158 AD-4W — само­летов дальнего радиолокационного об­наружения (радарного пикета), оснащен­ных РЛС AN/APS-20A, Ее характеристи­ки были серьезно улучшены, по сравне­нию с РЛС от AD-3W. Так, мощность пе­редатчика, по американским источникам, довели до одного мегаватта. Столь вы­сокое значение представляется весьма сомнительным, учитывая то, что мощ­ность большинства современных назем­ных РЛС, изготовленных без существен­ных ограничений по размерам и массе, не превышает нескольких сотен кило­ватт.

Вибрации громоздкого обтекателя и затенение обзора фюзеляжем и крыль­ями сильно уменьшали дальность и ка­чество обнаружения воздушных целей. Несмотря на это, самолет широко ис­пользовался в Корее. В районе действия 77-го оперативного соединения AD-4W и AD-3W постоянно «висели» в воздухе и предупреждали корабли о приближении самолетов противника. Их значение осо­бенно возросло после нескольких не­ожиданных атак МиГ-15 по английским ударным машинам с авианосца «Океан» летом 1952 года.

Наиболее яркий случай использова­ния радиолокационного дозора имел место 18 ноября 1952 года. В этот день 77-е оперативное соединение в составе авианосцев «Эссекс», «Бон Хом Ри­чард», «Кирсардж» и «Орискани» нахо­дилось в 110 милях к югу от Владивос­тока. Во второй половине дня оператор РЛС AD-4W доложил о приближении к соединению восьми неопознанных само­летов, позже классифицированных как МиГ-15. Когда МиГи подлетели к кораб­лям на дальность 50 миль, с авианосца «Орискани» на перехват поднялись че­тыре «Пантеры» из VF-781. Наводимые с самолетов и кораблей, они скрытно сблизились с МиГами и внезапно атако­вали их. Два самолета сбили лейтенан­ты Мидлтон и Вильяме. Еще один Миг, подбитый пушечной очередью F9F лей­тенанта Ровландса, задымил и скрылся в облаках.

Через пять минут в район боя на по­мощь «пантерам» подлетели еще восемь палубных реактивных истребителей, но МиГи уже ушли в сторону побережья. Этот бой стал самым удачным для ис­требителей F9F за всю войну благодаря AD-4W Skyraider.

Англичане, проявлявшие к AD-4W большой интерес, добились разрешения на покупку пятидесяти таких самолетов. В английской палубной авиации они по­лучили обозначение AEW.1. Из них толь­ко 20 самолетов были новыми, осталь­ные передавались прямо из боевых под­разделений американской палубной авиации.

В конце 1951 года AEW.1 поступили в учебную эскадрилью 778. После переучивания летного состава на базе Колдрос это подразделение приступило к по­летам с палубы авианосца «Игл». Дру­гая эскадрилья под номером 849 посто­янно базировалась на базе Колдрос и ее самолеты передавались на разные авиа­носцы по необходимости. В боевых дей­ствиях AEW.1 участия практически не принимали — единственный самолет в ноябре 1956 года летал с палубы авиа­носца «Булварк», обеспечивавшего мор­скую блокаду Египта во время Суэцкого кризиса.

В период с 1960 по 1962 год AEW.1 Skyraider снимались с вооружения и заменялись новыми турбовинтовыми машинами AEW.3 «Ганнет» (обозначе­ние AEW.2 нес базовый четырехмотор­ный самолет «Шеклтон»).

Списанные, но еще пригодные к ис­пользованию 12 машин Skyraider продали в Швецию. Перед продажей с них снимали радиолокационные стан­ции и посадочные крюки. Шведы ис­пользовали машины в качестве букси­ровщиков мишеней до середины 70-х годов минувшего века. Два самолета были потеряны в результате катаст­роф.