Вьетнам

 

Не прошло и года после окончания войны в Корее и разделения страны по 38 параллели на две части, как весьма схожая ситуация сложилась и в Индо­китае. Все началось с раздела страны после того, как французские войска, ко­торые вели войну во Вьетнаме, покину­ли эту страну. В качестве границы была использована 17-я параллель.

Северный Вьетнам контролировал Хо Ши Мин, тесно сотрудничавший с Ки­таем и Советским Союзом. Южный Вьетнам, который ориентировался на западный путь развития, пользовался поддержкой США. Хрупкое равновесие между вьетнамскими государствами было нарушено, когда премьер-министр Южного Вьетнама Нго Динь Дьем отка­зался от проведения референдума о воссоединении страны. Это решение премьера спровоцировало серьезные беспорядки в Южном Вьетнаме, кото­рые вскоре переросли в настоящую партизанскую войну.

В декабре 1960 года разрозненные партизанские отряды объединились в Национальный фронт освобождения и вялотекущие боевые действия стали пе­рерастать в настоящую войну между Се­вером и Югом Вьетнама. Армия южан была слаба, и это позволяло отрядам Хо Ши Мина брать под свой контроль одну провинцию за другой.

Естественно, что американцы не мог­ли ограничиться лишь наблюдением за победным наступлением вьетнамских коммунистов. Первая военная помощь армии Южного Вьетнама поступила еще до образования Национального фрон­та освобождения, то есть с некоторым опережением событий. Прогнозируя развитие ситуации, США еще в сентяб­ре 1960 года решили усилить ВВС Юж­ного Вьетнама (VNAF), передав им 25 штурмовиков Skyraider AD-6.

Передача первых шести самолетов превратилась в своего рода демонстра­цию силы. Старый конвойный авиано­сец, на палубе которого находились са­молеты, зашел в устье реки Сайгон и проследовал на виду у изумленного на­селения столицы к месту разгрузки. Самолеты сопровождал американский морской летчик лейтенант Кен Моранвилль, еще несколько летчиков прибы­ло позже — в их задачу входило пере­учивание вьетнамских пилотов на но­вые самолеты.

«Скайрейдеры» разместили на авиа­базе, где находились оставленные французами старые, практически не бое­способные F8F «Биркет» из 1-й истре­бительной эскадрильи. Вскоре начались тренировочные полеты, однако амери­канцы занимались не только обучени­ем вьетнамских летчиков, но и летали «по вызову» на поддержку правительствен­ных войск.

11 ноября парашютно-десантная часть на аэродроме Бьен Хо начала ан­типравительственный мятеж. Для его подавления были подняты в воздух все боевые самолеты, способные нести бомбы, но бомбардировка, к счастью, не потребовалась, поскольку десантники уже успели сдаться. Однако два штур­мовика Skyraider AD-6 — ими управ­ляли вьетнамские летчики, симпатизи­ровавшие мятежникам, — взяли курс на президентский дворец. Пробиться им к нему не удалось — метким огнем зенит­чиков противовоздушной обороны один самолет был сбит, второй Skyraider AD-6 смог улететь в Камбоджу. Так на­чалось боевое применение «Скайрейдеров» во Вьетнаме.

Тактика применения авиации во Вьетнаме в значительной степени бази­ровалась на опыте, накопленном в бое­вых действиях за время войны в Ко­рее. Свои основные удары авиация на­носила по коммуникациям противника, занимаясь, как формулировалось в до­кументах того времени, «изоляцией рай­она боевых действий».

Вспомните характерное прозвище «Скайрейдеров» — «разрушители же­лезных дорог». Однако во Вьетнаме же­лезных дорог не было, а снабжение войск производилось по «тропам Хо Ши Мина» — разветвленной сети грунтовых дорог и пешеходных троп, накрывавших своей сетью огромные территории Вьет­нама, Лаоса и Камбоджи. Стремление перерезать эти транспортные артерии привело к наращиванию авиационных сил в этом регионе.

Палубная авиация начала действо­вать по коммуникациям в Лаосе осенью 1960 года. Поначалу это были эпизоди­ческие полеты. Настоящая война нача­лась после инцидента в Тонкинском за­ливе 2 августа 1964 года. По заявлени­ям американцев, вьетнамские торпед­ные катера атаковали эскадренный ми­ноносец «Мэддокс». Волею случая палубные штурмовики Skyraider A-1H из эскадрилий VA-52 и VA-145 стали од­ними из первых самолетов, поднявших­ся в воздух для нанесения ответного удара по прибрежной зоне и кораблям Северного Вьетнама.

В отличие от Кореи, первый вылет палубных штурмовиков во Вьетнаме прошел не столь гладко. Самолеты по­пали под огонь противовоздушной обо­роны, в результате которого один Skyraider (серийный номер 139760) был сбит, а другой получил поврежде­ния, но, тем не менее, смог сесть на свой корабль.

Основным аэродромом базирования для южновьетнамских «Скайрейдеров» стала база Бьен Хо — аэродром в 16 ки­лометрах севернее Сайгона. Там же располагались бомбардировщики В-57, вертолеты и транспортные самолеты.

Особое стратегическое значение этого аэродрома в полной мере было оцене­но партизанами. В ночь с 31 октября на 1 ноября 1964 года они атаковали базу, выведя из строя тринадцать В-57 и шесть «Скайрейдеров».

В ответ на это нападение американ­цы начали серию авиационных ударов под названием Flaming dart — огненный дротик. Южновьетнамские «Скайрейдеры» повел в бой лично командующий VNAF генерал Нгуен Ки — один самолет в ходе этой операции был сбит.

В 1965 году применение тактической авиации для прекращения снабжения партизан по «Тропе Хо Ши Мина» было признано неэффективным, поэтому ре­шение этой проблемы возложили на стратегическую авиацию. Но, тем не ме­нее, «скайрейдеры» продолжали актив­но использоваться. Такие качества штурмовиков с поршневыми двигателя­ми, как большая продолжительность полета и способность летать на неболь­ших скоростях, делали их идеальными самолетами сопровождения вертоле­тов. А высокая точность бомбометания и сильное пушечное вооружение позво­ляли штурмовикам эффективно бороть­ся с современной ПВО.

Известны случаи, когда А-1 высту­пали и в роли истребителей. Так, 20 июня 1965 года лейтенанты Чарльз Хартман и Джонсон Клинтон на своих А-1Н совместным огнем из пушек сби­ли истребитель МиГ-17. В следующем году, 9 октября, лейтенант Уильям Паттон на А-1Н сбил еще один МиГ-17 над Ханоем.

Последний боевой вылет одномест­ного палубного штурмовика SKY-RAIDER имел место 20 февраля 1968 года. Самолет принадлежал к эскадри­лье VA-25 авианосца «Корал Си». Мно­гоместные самолеты пролетали до де­кабря 1968 года. Последний вылет па­лубного постановщика помех EA-1F из VAQ-33 состоялся 27 декабря 1968 года. Все снятые с вооружения палуб­ные штурмовики отправлялись на хра­нение. Окончательный вывод AD из морской авиации закончился к 1972 году.

Военно-воздушные силы использова­ли «скайрейдеры» гораздо дольше. ВВС начали проявлять интерес к этой уни­кальной машине еще в 1949 году. Но разногласия между двумя военными ве­домствами привели к тому, что AD по­явились у ВВС только в 1962 году. В ап­реле этого года ВВС, испытывая острую нехватку ударных самолетов, провели на авиабазе Эглин во Флориде испыта­ния снятых с вооружения поршневых са­молетов. В них участвовали В-26 INVADER, Т-28 «Тексан» и А-1 SKY-RAIDER. Результаты завершились весь­ма успешно, и ВВС заказали 150 само­летов Skyraider A-1E, специально модифицированных для вьетнамской войны.

Одним из обязательных требований к этим самолетам было наличие двойно­го управления. Оно позволяло американ­цам проводить обучение вьетнамских летчиков и переучивать своих пилотов с реактивных самолетов на поршневые. Поставки модернизированных штурмовиков начались в апреле 1963 года и за­кончились в декабре 1965 года. В фев­рале 1964 года первые 25 самолетов поступили в состав 34-й тактической группы во Вьетнаме. К серийным номе­рам машин добавляли две последние цифры бюджетного года, в котором они заказывались флотом. Например, AD-5 с номером 132649 заказанный моряка­ми в 1952 году, получил номер 52-132649. Группа базировалась на авиабазе Бьен Хо и первое время считалась учебной. После приобретения летчика­ми достаточного опыта они стали со­вершать боевые вылеты. В состав эки­пажа обязательно входили вьетнамцы. Предполагалось, что они должны отве­чать за опознавание цели и принимать решение о ее уничтожении. На деле же вьетнамский летчик в силу своей не­подготовленности не мог оперативно и достоверно оценить ситуацию и в боль­шинстве случаев летал в качестве пас­сажира.

По воспоминаниям американцев, не­которые вьетнамцы просто спали в воз­духе, просыпаясь лишь в критические моменты от больших перегрузок или от резкого изменения оборотов двигателя. Впоследствии их просто перестали брать на борт, а их место резервирова­лось для сбитых американских летчи­ков. Известен случай, когда майор Бер­нард Фишер вывез сбитого летчика дру­гого штурмовика Skyraider под огнем противника. Легендарный самолет Фи­шера сейчас хранится в музее ВВС в Дейтоне.

История еще одного самолета Skyraider легла в основу известного кинофильма о спасении оператора ра­диоэлектронных систем самолета ЕВ-66С (серийный номер 54-0466) с личным позывным «ВАТ 21». Эта машина была сбита ракетой комплекса С-75 над Се­верным Вьетнамом 31 марта 1972 года. Четверо членов экипажа погибло, а од­ному удалось спастись на парашюте. Skyraider несколько дней прикрывал сбитого пилота, который общался со своим «ангелом-хранителем» через аварийную радиостанцию, используя термины игры в гольф, опасаясь, что канал прослушивается вьетнамцами. В конце концов, сбитого летчика удалось вывезти в расположение своих войск. Правда, в кинофильме Skyraider за­менила легкая «Цесна О-2А» — съем­ки настоящего штурмовика обошлись бы киношникам в весьма круглую сум­му, так как сейчас все летающие А-1 находятся в частных руках.