Над Польшей

 

Весной 1939 года главной силой Германии стал воздушный флот, состоящий из 3368 самолетов первой линии. Большинство из них были современными. Со­гласно с немецкой доктриной, ставящей основной упор на атаке и полном уничтожении врага, в Люфтваффе преобладали бомбардировщики, которых на 1 сентября было 1180 штук. Из них 808 было Не 111, в том числе 749 Не 11 IP и Не 111Н. Хейнкели состояли на вооружение следующих бомбар­дировочных частей:

Stab (K)/LG - 18 Не 111Н - Польша:

• П., III.(K)/LG 1 - 81 Не 111Н - Польша;

S, I., II./KG 1  - 82 Не 111Н, Е, F - Польша;

S, I., П., III./KG 4 -  102 Не 111P - Польша;

S, I., II./KG 26 - 75 Не 111H - в Польше было только четыре эскадрильи;

S, I., II., III./KG 27 - 94 Не  111P -Польша;

II./КG 28 - 35 Не 111H;

S, I., III./KG 51 -78 Не 111Н;

S, I., II., III./KG 53 - 105 Не 111H - в Польше был только 1-й дивизион;

S, I./KG 54 - 45 Не 111Н - в Польше были только две эскадрильи, начиная с 03.09.1939;

S, I., II., III./KG 55 - 73 Не 111Н - в Польше были только I и 11-й дивизионы, начиная с 03.09.1939;

• KGr. 806 - 21 He111J;

• 10(M)/LG2 - 8 He111;

• Ln.Abt. 100 - 9 Не111.

Кроме того Люфтваффе располагало 5 и 1 Wekusta, оснащенное 20 Не 111, около 8 Не 111 использовали для курьерских целей, еще около 20 оставалось в Германии, и еще несколько машин в разведывательных группах. Итого Германия рас­полагала почти 900 Не 111 модификаций Е, F (38 штук в I./КG 1), Н, J и P.

Главной целью "Летающих лопат" были предместья Варшавы. Уже в первый день войны немцы провели два налета на аэродромы вокруг этого города. Первый налет провели рано утром 30 бомбардировщиков из II.(L)/LG 1 под прикры­тием Me 110 из I.(Z)/LG 1. Результаты этого на­лета были довольно скромными, поскольку полет проходил в тяжелых погодных условиях, а поль­ская Brygada Poscigowa (бригада истребителей) оказала значительное сопротивление. Второй на­лет, проведенный силами 60 бомбардировщиков из КО 27 под прикрытием 30 истребителей закон­чился разгромом польских истребителей во время воздушного боя и многочисленными разруше­ниями на трех аэродромах в Мокотове, Окенче и Голсаве. Налеты продолжились 2 сентября, а в дальнейшем начали слабеть, но 16 сентября фа­шисты провели налет силами 12 Не 111 из I./KG 4 непосредственно на Варшаву, а не на какой-либо военный объект в границах города. Отдельные налеты продолжались 18. 19 и 22 сентября, а 24-25 сентября была проведена двухдневная бомбар­дировочная акция, в которой участвовали 400 бомбардировщиков. Только 25 сентября фашисты произвели 1776 самолето-вылетов в ходе которых сбросили 500 тонн фугасных бомб и 72 тонны за­жигалок. Часть города превратилась в руины, бы­ло разрушено много исторических памятников, и через три дня Варшава капитулировала. Нанеся два мощных удара немцы сломили сопротивление защитников юрода и смогли избежать больших потерь. Бомбардировщики еще раз показали свою эффек­тивность.

1 сентября около 60 Не 111 из I. и III./KG 4 со­вершили налет на аэродром под Краковом, a II./KG 4 раз­бомбил львовский аэродром, потеряв при этом одну ма­шину. Аэродром Раковице под Краковом был перепахан 48 тоннами бомб, а на львовский аэродром упало "всего лишь" 22 тонны. Подобное задание полк выполнил и на следующий день, когда силами 88 машин достиг много­численных попаданий на трех аэродромах Демблинского узла уничтожив 11 машин. За всю польскую кампанию KG 5 "General Wever" потерял пять бомбардировщиков, из них два бомбардировщика в один день - 6 сентября. В районе Груйца Не 111 из 3./KG 4 разбомбили автомо­бильную колонну III/6 дивизиона, но вслед за этим звено обер-лейтенанта Келля (Kell) было атаковано звеном PZL Р.11, возглавляемым подпоручником Глувчиньским (Glowczynski) из упомянутого дивизиона. В ходе боя 2 Не 111 были сбиты, а самолет самого Келля получил 70 попаданий. Погибло семеро фашистских летчиков, трое было ранено.

В дальнейшем основной целью для немецких бомбардировщиков были дороги, особенно железнодо­рожные пути (и переполненные беженцами вокзалы). Грунтовые дороги, по которым шли толпы беженцев и разбитые части, также контролировались бомбардиров­щиками. Поскольку польская противовоздушная оборона была подавлена, бомбардировщики летали без прикрытия и часто малыми группами. Скорость Не 111, составляв­шая около 400 км/ч, позволяла немецким самолетам ухо­дить от польских истребителей, если их удавалось забла­говременно обнаружить. Польские пилоты докладывали, что ими за сентябрьскую кампанию было сбито 83 бом­бардировщика, из них 41 определялся как Не 111. Еще 10 Не 111 "добавили" зенитчики. Эти цифры довольно за­вышены, поскольку по документам противоположной стороны потери фашистов в Польше составили только 78 бомбардировщиков.