Над Северным морем

 

После окончания польской кампании - 22 сентября - немцы начали переброску войск к западным границам Германии. Несмотря на то, что главным противником Германии в то время была Франция, до мая 1940 года основные цели немецких бомбардировщиков лежали за предела­ми континента: на Северном море и в Англии. Главная тяжесть боев на этом театре военных действий выпала на долю KG 26 Loewen ("Львы") и во время "Странной войны" этот полк добился наибольших успехов, но и понес самые тяжелые потери. Началось все с потерь и с потерь ощути­мых.

9 октября 1940 года немецкий самолет-разведчик доложил об обнаружении в районе Эгерзунда группы кораблей из трех крейсеров и двух эсминцев. По тревоге в воздух поднялось целых 148 машин, в том числе 127 Не 111 из S, 1.. I1./KG 26 и II., III.(K)/LG I. но на цель вышло ... только 10 самолетов. Мало того, что не удалось добиться попаданий, но что еще хуже, на обрат­ном пути в катастрофах погибли четыре Не 111. Еще один Не 111 из KG 26 пришлось списать 28 октября 1939 года, когда Не 111Н лейтенанта Р.Нихоффа (Niehoff) из Stab/KG 26 был окружен и обстрелян "Спитфайрами" из 602-го и 603-го ди­визионов. В результате немецкий пилот совершил вынужденную посадку на территории Англии. Это был первый самолет противника, сбитый анг­личанами над своим островом. Подобная участь ожидала Не III из 5./KG 26 унтер-офицера Х.Майера (Meyer). 9 февраля этот самолет был поврежден огнем "Спитфайров" из 602-го диви­зиона и совершил вынужденную посадку. На этот раз посадка прошла довольно удачно так. что англичанам удалось отремонтировать самолет и включить его в состав RAF. Однако не всякий раз попытки захва­тить самолет заканчивались успешно. 22 февраля двое пилотов из 602-го дивизиона перехватили He'l I IP из (F) Ob.d.L. После короткой погони, сопровождавшейся стрельбой из пулеметов и пушек, английским истребите­лям удалось повредить "Лопату" и немец совершил вы­нужденную посадку. Одному из английских пилотов пришла в голову мысль приземлиться рядом с самолетом и помешать немцам сжечь свою машину. Однако при по­садке "Спитфайр" скапотировал и пилот оказался заперт в кабине истребителя. Увидев все это, командир бомбар­дировщика - лейтенант Гроте (Grote) - вместе со всем экипажем покинул свой самолет, на глазах у беспомощ­ного англичанина поджег машину, а затем по-джентельменски помог пилоту "Спитфайра" выбраться из кабины.

Для KG 26 январь 1940 года принес успех и очередные потери. На протяжении четырех дней (9-12 января) полк потопил семь судов, потеряв два Не 111, причем один из этих самолетов был сбит огнем зенитной артиллерии. Еще один самолет из KG 26 получил значи­тельные повреждения. Еще больший успех сопутствовал полку 30 января, когда 26 экипажей из 1./KG 26 и II./KG 26 пустили на дно четыре судна, потеряв только один Не 111 сбитым и один поврежденным. Радость победы сме­нилась 2 февраля горечью поражения. В тот день 24 Не 111 из I. и 1I./KG 26 оказались перехваченными секцией "Харрикейнов" их 43-го дивизиона RAF и "Гудзонами" из 46-го дивизиона. Во время воздушного боя, продол­жавшегося два часа, немцы потеряли три самолета, еще три машины были повреждены. В качестве утешения немцам удалось сбить один "Гудзон'' и потопить одно судно.

22 февраля стал для KG 26 просто кошмарным днем. В ходе первой из двух, проводимых в тот день опе­раций, 1 Не 111 был поврежден огнем зенитной артилле­рии в ходе безуспешной попытки потопить английские минные заградители, ставившие мины. Во время второй операции фельдфебель Йегер (Jaeger) из 4./KG 26 дважды прицельно сбросив бомбы, загнал немецкий эсминец "Леберехт Маасе" ("Leberecht Maass") на минное поле, где тот подорвался и затонул. Спустя несколько часов, ночью, немецкие моряки "ответили" летчикам, по ошибке сбив Не 111 из KGr 100. Так. эта только что сформированная часть, выполняла свое первое боевое задание.

В марте летчики I./KG 26 только однаж­ды - 20 марта - достигли успеха, совершив налет на большую группу судов, повредив пять из них. а немного времени спустя, одно из этих судов по­топили. В ходе этой операции 2 Не 111 были сби­ты "Харрикейнами" из 43-го дивизиона и "Скуа" из 803-го дивизиона.

Боевая активность бомбардировочной авиации над Францией практически равнялась нулю, а над линией Мажино велась "листовочная война", которая, тем не менее, сопровождалась потерями. Например, 17 ноября несколько экипа­жей из I. и II./KG 51 полетели сбрасывать листов­ки. Два экипажа на базу не вернулись из-за пло­хой погоды. Из восьми членов экипажа этих двух самолетов смог спастись только один.

Последним Не 111, потерянным во вре­мя "Странной войны" был самолет из Stab/KG 1, пилотированный лейтенантом Леманном (Lehmann). Этот самолет стал добычей истребите­лей группы 5MS 406 из GC Н/3 около Маастрих­та.