Над Норвегией

 

Операция по предупреждению высадки союзников в Норвегии началась 9 апреля 1940 года. Воздушное прикрытие операции осуществ­лял X Fliegerkorps, в который входили следующие части, оснащенные Хейнкелями-111:

• S, I., П., III./KG4 – 95 He 111P;

S, I., II., III./KG 26 - 103 Не 111Н;

• KGr 100 - 27 He 1111H;

• 1(F)/120 - 3 He 111H (+ 5 Do 17P);

• 1(F)/122 - 8 He 111H;

• другие части - 6 He 111H.

Всего против Норвегии немцы выстави­ли 529 бомбардировщиков Не 111, что довольно любопытно, поскольку всего в Х-й корпус насчи­тывал 1086 самолетов, из них 282 транспортных и только 98 истребителей! На один истребитель приходилось по 6.5 бомбардировщика, такое соотношение не встречалось ни в одной кампании. Более того, уже в ходе кампании немецкие войска получили поддержку в виде I. и II./KG 54, а также II. и I11.(K)/LG I, которые также были оснащены Не 111. Операцию "Weseruebung" ("Везерские учения") также поддержива­ли несколько других частей, которые оперировали над морскими путями, по которым шли конвои снабжавшие силы союзников в Норвегии, и у берегов Англии. Однако эти части не входили в состав X Fliegerkorps. Одной из таких частей была KueFlGr 806, которая не достигла ка­ких-либо значительных успехов, а в конце кампании уча­ствовала в самой неудачной операции. Защищая свой конвой, немцы пропустили польского "Орла", который пустил на дно транспорт "Рио-де-Жанейро" ("Rio de Janeiro"). Транспорт стал братской могилой для 97 солдат 33-го зенитного полка. Несколько дней спустя - 11-12 мая - группа совершала налеты на английскую эскадру Force RZ. Не потопив ни одного корабля KueFlGr 806 потеряла один Не 111J, еще один бомбардировщик был поврежден.

Операция "Weseruebung" состояла из двух ста­дий, но ее исход был предрешен уже спустя два дня боев. 9 апреля Люфтваффе совершило восемь массированных налетов на батареи береговой артиллерии англичан, во­енно-морские базы и аэродромы. Две самые многочис­ленные группы Не 111 произвели налет на столицы Да­нии и Норвегии и ... разбросали листовки. Но самое главное событие того дня произошло к западу от Норве­гии в Северном море, где разыгралась битва в воздухе и на море, в которой участвовали 28 английских кораблей и 88 немецких бомбардировщиков, в том числе 41 Не 111 из KG 26. Немцы потеряли 4 .lu 88, а англичане один эс­минец, четыре крейсера получили повреждения. В то же время около Ставангера немцы пустили на дно норвеж­ский эскадренный миноносец "Эгер" ("Aeger"), потеряв при этом один Не 111 из KG 4. На следующий день само­леты из X Flgks совершили подобный вылет, но потеря­ли семь Не 111 и три было повреждено (накануне было потеряно три Не 111 и один поврежден). Из интересных событий, произошедших до конца апреля стоит упомя­нуть уничтожение норвежской радиостанции Не 111 из III.(K)/LG 1, который сбил крылом мачтовую антенну и уничтожение трех норвежских бомбардировщиков на двух аэродромах одним Не 111 из II.(K)/LG 1.

Хотя армия Норвегии была полностью разбита, у немцев появился достойный противник в лице англий­ского ВМФ и экспедиционного корпуса союзников. Анг­личане оказали упорное сопротивление немцам, защищая северную часть Норвегии. В результате военные дейст­вия затянулись до начала июня, фашисты понесли тяже­лые потери. Если в апреле атаки на корабли английского флота были безуспешными, то в мае немцам уда­лось одержать несколько "побед". 2 мая какой-то садист из II.(K)/LG 1 отправил на дно английское госпитальное судно, которое несло отчетливую маркировку. Погибло множество раненных. Не­сколько дней спустя этот же пилот разбомбил де­ревеньку Гратанген, под развалинами домов по­гибло два человека. 4 мая группа из 13 Не 111 об­наружила в море польский эсминец "Гром" ("Grom") и потопила его одной прицельной сери­ей бомб. Такая же участь ожидала польский транспорт "Хробры" ("Chrobry"). который 15 мая стал добычей шести Не 111 из I./KG 26, и крейсер "Керлью" ("Curlew"), который 26 мая записали на свой счет летчики из KGr 100. Потеря крейсера была ощутима для англичан, поскольку на его борту находился радар, контролирующий воз­душное пространство над Норвегией.

Другая стадия норвежской кампании также принесла фашистам много воздушных по­бед. Самая большая битва в воздухе произошла 2-5 апреля в районе озера Лесйяског. где располагал­ся английский аэродром. Утром того дня одиноч­ный Не 111 уничтожил четыре "Гладиатора" из 263-го дивизиона, а чуть позже 19 Не 111 из I1.(K)/LG 1 совершили налет и уничтожили еще 10 английских самолетов. На этом, однако, битва не закончилась. Налеты производились целый день, итоги операции были следующими: англи­чане потеряли 19 самолетов, а немцы пять, из них четыре Не 111. 14 мая около Вернеса в бою меж­ду 806-м дивизионом RAF и II./KG 26 попал под перекрестный огонь и погиб лучший английский пилот самолетов "Scua" лейтенант У.П.Люси (Lucy), который в свое время разбомбил крейсер "Кенигсберг" ("Koenigsberg"). 22 мая около Салангена во время воздушного боя МА.Крейг-Адамс (Craig-Adams) на своем "Гладиаторе" тара­нил Не 111 К.Х.Хесса (Hess) из II./KG 26. Инте­ресно развивались события 29 мая над Нарвиком. 9 "Харрикейнов" из 46-го дивизиона атаковали группу, состоявшую из 11 Не 111 из KGr 100. Англичане сбили машину командира KGr 100 ка­питана фон Казимира (von Casimir), но перед этим бортовые стрелки немецкого бомбардировщика успели свалить один английский истребитель, а оставшиеся бомбардировщики сбили еще одного англичанина. Всего в Норвегии Люфтваффе поте­ряло 61 Не 111 (в том числе семь машин - небое­вые потери), а 31 бомбардировщик был повреж­ден. 42 Не 111 было потеряно в воздушных боях, в которых немецким летчикам удалось сбить 10 англий­ских самолетов. На земле фашисты уничтожили еще 21 союзнический самолет. На дно фашистские бомбовозы отправили не менее 15 кораблей и судов союзников.