Над Англией

 

После победы над Францией у Германии оста­вался только один противник - Англия. Из-за фатальных решений, недостаточной последовательности и безответ­ственности верхушки III Рейха, битва за Англию разы­гралась только в воздухе. Результаты этой битвы, кото­рые оказались явно не в пользу Германии, в первый раз поставили под сомнение доктрину генерала Дуэ. Лето и осень 1940 года стали переломным моментом в судьбе конструкции братьев Гюнтер. которая стала уступать ме­сто Ju 88 - своему более совершенному конкуренту. Но не смотря ни на что, благодаря своим достоинствам и универсальности. Не 111 сыграли в "Битве за Англию" одну из главных ролей.

Началом битвы можно считать 13 августа. В этот день немецкие бомбардировщики нанесли удар по аэродромам, расположенным в южной части Англии. Однако поскольку налеты совершались уже с начала ию­ля, англичане располагали сетью радаров и хорошо на­лаженной службой оповещения, поэтому о внезапном ударе речи уже быть не могло. Поэтому господство в воздухе немцам пришлось завоевывать не бомбя аэро­дромы, а сбивая английские самолеты в жарких воздуш­ных битвах. Еще один массированный налет фашисты провели 15 августа, но оказалось, что 2-й и 3-й Воздушные флоты потеряли в этот день 79 самолетов, из них 12 Не 111Н и Р. Самые тяжелые потери понес II1./KG 26, который в составе отряда из 72 Не 111 бомбил цели на восточном берегу Британии. Дивизион базировался в Норвегии и на долгом пути его прикрывали 21 Me 110 из ZG 76. Прикрытие оказалось недостаточным. Четыре не­полных английских дивизиона сбили восемь Не 111Н-4 и три истребителя, потеряв при этом 1 "Харрикейн" (интересно, что англичане объявили о 25 сбитых самоле­тах противника). Потери оказались неожиданно высоки­ми. Если в первый день операции немцы потеряли 39 машин, из них только 2 Не 111 (и только один Не 111 из III./KG 27 в бою), то 14 августа из 18 потерянных само­летов уже 8 было Не 111 (из них шесть - боевые потери). Очередной раз немцы понесли ощутимые потери 18 августа, когда на базу не вернулось 69 машин, из них 9 Не 111. Потери англичан в тот день составили 39 истребителей и 29 самолетов разных типов, уничтоженных на аэродромах. Ночью 24 августа I1I./KG 55 в первый раз бомбил Лондон, который двумя неделями спустя стал главной целью фаши­стской авиации. В эту ночь английский "Бленхейм" из 29-го дивизиона сбил один Не 111.

Немцы медленно, день за днем расшаты­вали систему противовоздушной обороны Анг­лии, сами неся при этом значительные потери. Бои были очень напряженными. Хотя безвозврат­ные потери были очень высоки, основную про­блему составляли повреждения самолетов. К 7 сентября - в день начала второй фазы битвы за Англию (англичане считают эту фазу третьей) - во 2-м. 3-м и 5-м Воздушных флотах было следую­щее состояние материальной части (относительно Не 111):

Luftflotte 2:

•  S. 1., II., III./KG I - 50 исправных/29 неисправных;

• S, I., II./KG4-51/33;

• S, I., II./KG 26 - 17/40;

• S, I., II., II1./KG 53 - 33/43;

• KGr 126-26/7. Luftflotte 3:

• S, I., II., III./KG 27 - 45/49;

• KGr 1007/21;

• S, I., II., III./KG 55 - 68/20.

Около 35 He 111 находилось в разведы­вательных эскадрильях - 2, 3, 4, 5(F)/122, 1. 3(F)/121 и 1(F)/120. Еще 20 самолетов этого типа использовалось в качестве курьерских и самоле­тов управления. Но больше всего было Хейнкелей в бомбардировочных полках - 526 машин, из ко­торых 239 были небоеспособны. В четырех пол­ках поврежденных самолетов было больше чем боеготовых. Положение Люфтваффе в те дни бы­ло критическим.

За переломный момент битвы за Англию считают 15 сентября. И хотя этот факт часто ос­паривают, но без сомнения можно сказать, что в этот день разгорелись самые жаркие бои. В ходе круглосуточного сражения немцы произвели 14 ночных (участвовало 74 Не 111) и 8 дневных (73 Не 111) налета, в которых потеряли 56 машин, в том числе 10 Не 111.

О напряженности боев можно судить по тому факту, что польские пилоты объявили о 25 сбитых Не 111, из которых, в действительности, на их счет можно отнести не больше 5. Печально для союзников закончился день 26 сентября. 59 Не 111 из KG 55 "Greif' вылетели бомбить завод Соленте, выпускавший "Спитфайры". По дороге немцев перехватили истребители из трех диви­зионов, в том числе 303-го польского дивизиона. После длительного боя поляки объявили 11-1-1 побед (Это означает 11 самолетов сбитых наверняка, один сбитый правдоподобно и один поврежден­ный), но в действительности KG 55 потерял только один самолет и еще один был поврежден. Эти потери не помешали немцам выполнить зада­ние, в результате которого погибло 89 человек, уничтожено 3 истребителя и повреждено еще 20 самоле­тов.

Последним бомбовозом Хейнкеля, потерянным в ходе битвы за Англию был Не 111Н-3 из I./KG 1, кото­рый пропал в районе Уэст-Рейнхема 29 октября 1940 го­да. Это была уже третья (четвертая) фаза битвы, которая постепенно перешла в операцию "Nachte Blitz" (ночная молния) ограничившуюся беспокоящими ночными нале­тами, продолжавшимися до лета 1941 года. К этому вре­мени Люфтваффе потеряло 395 Не 111, из них 235 сби­тыми союзниками.