Над Европой

 

В мае 1944 года начался обратный отсчет суще­ствования девятилетнего "тысячелетнего Рейха". На всех фронтах немецкая армия перешла к глухой обороне. Это положение вещей как на лакмусовой бумажке отразилось на состоянии Люфтваффе. Если еще в середине 1940 года на 1464 истребителя приходилось 1808 бомбардировщи­ков, то по состоянию на 31 мая 1944 года на 1730 истре­бителей приходилось всего 841 бомбардировщик, из ко­торых 435 составляли Не 111! Еще 45 машин состояло на вооружении разведывательных и транспортных частей (не считая планерных). Кроме того, Не 111 был основ­ным самолетом 19 бомбовых дивизионов (из 45 сущест­вующих 21 летал на Ju 88). Месячный выпуск Не 111 достигал 100 штук, при этом бомбардировщиков всех остальных типов выпускалось в месяц около 250 штук. В мае 1944 года на Не 111 летали следующие части:

на западе:

III./KG3 – 35 He 111;

• II., IV/KG27 – 54 He 111;

• IV./KG53 – 39 He 111;

• IV./KG55 – 34 He 111;

• I./KG 100 - 15 Не 111;

• FAGrl23 – 6 He 111;

на востоке:

• 14./KG55 – 11 He 111;

• S/SG3 - 1 Не 111;

• I/KG4 – 34 Не 111.

• 1., II., IIl./KG53 – 108 He 111;

• NASt. 1 - 6 He 111;

• II., III., IV./KG 4 - 109 He 111;

• I., II., 14./KG27 – 90 He 111;

• I., II., III./KG55 - 101 He 111;

TGr30 - 33 He 111.

Несмотря на большое количество, польза Не 111 практически сводилась к нулю. На западе практически все дивизионы, оснащенные Не 111, представляли собой учебно-запасные части и не участвовали в боевых действиях. Единственным боевым применением Не 111 на Западном фронте был пуск с их помощью летающих бомб Fi 103, к которому немцы приступили с середины 1944 го­да. Сначала пуск ракет осуществляли с самолетов III./KG 3 майора М. Феттера (Vetter), а в даль­нейшем для выполнения этого же задания выде­лили целый полк - KG 53. Однако самолеты из KG 53 больше стояли на земле из-за катастрофиче­ской нехватки топлива. Первое время потерь у "ракетоносцев" не было, но по мере того как пор­тилась погода и усиливалась противовоздушная оборона союзников, потери стремительно росли. В начале января в КО 53 было 101 Не 111Н-22, из которых в течение нескольких недель выбыло целых 77 машин, из них только 16 было сбито союзниками. Потери и издержки превышали тот эффект, который достигался летающими бомба­ми, поскольку точность Fi 103 оставляла желать лучшего.

В сентябре 1944 года со сборочных ли­ний сошли два последних Не 111 (в том месяце промышленность дала Люфтваффе всего 120 бомбардировщиков). На этих двух Хейнкелях за­кончился восьмилетний период их серийного производства. Из 19 дивизионов бомбардировщи­ков Не 111 в мае 1944 года в январе оставалось только пять(!), причем четыре из них входили в состав KG 4. Этот полк по состоянию на 10 января располагал 87 Не 111, к началу апреля их оста­лось 33, 25 апреля число самолетов увеличилось до 76, главным образом за счет машин R2. В кон­це войны на этих самолетах летали также Schlepgruppe 1 (15 Не 111, 14 самолетов других типов и 19 планеров) и TGr 30 (16 Не 111).