Предисловие

 

Снедаемая амбициозными планами стать хо­зяином Азии, милитаристская Япония в начале 30-х годов прилагала большие усилия, чтобы создать мощ­ную сухопутную армию и военно-воздушные силы, на­ходившиеся прежде в упадочном состоянии. В качестве полигона для своих войск, Япония избрала Манчжу­рию - обширный регион на севере Китая, граничащий с Внутренней и Внешней Монголией, Советским Со­юзом и Кореей. Прежде японская армия уже была од­нажды разбита в 1894 году китайскими войсками, пос­ле чего Япония была вынуждена уступить Китаю Фор­мозу и Пескадоры. Затем последовала русско-японская война 1904 года, в которой Японии удалось одержать быструю и решительную победу. В результате России также пришлось отказаться от притязаний в Манчжу­рии.

Выступив в 1-й Мировой войне на стороне Антанты, Японии удалось после победы заполучить немецкие владения в Китае и на Тихом океане. Таким образом, Япония получила возможность оказывать дав­ление на слабое китайское правительство, не способ­ное что-либо противопоставить агрессору. С позиции силы Японии удалось вынудить Китай сдать в аренду Южную Маньчжурскую железную дорогу.

Международные договоры оставляли для Японии возможность создать мощные вооруженные силы, известные под названием Квантунской армии. Кроме того, Япония сформировала в Манчжурии отря­ды ополчения, которые занимались ликвидацией китай­ских банд и охраной Южной Маньчжурской железной дороги. После нескольких стычек с китайскими войс­ками отряды ополчения заняли ключевые города в Ман­чжурии.

В 1931 году Япония аннексировала у Китая Манчжурию и создала там марионеточное правитель­ство. Тысячи переселенцев отправилось с островов в Манчжурию и начали организовывать различные пред­приятия: шахты, заводы и железнодорожные компании, эксплуатируя природные богатства региона.

Зреющее недовольство среди граждан Китая вылилось в вооруженное столкновение китайских и японских войск возле моста Марко Поло в Пекине. Эта стычка, произошедшая 7 июля 1937 года, стала нача­лом необъявленной японо-китайской войне. В этой вой­не Япония смогла значительно расширить свои владе­ния в Китае. Этот успех японской армии был бы не воз­можен без поддержки военно-воздушных сил.

Основным истребителем японской армейской авиации в это время был самолет Кавасаки Ки-10 Тип 95 "Перри". Ки-10 представлял собой биплан (макси­мальная скорость 400 км/ч на высоте 3000 м), воору­женный двумя 7.7-мм пулеметами, размещенными в носовой части фюзеляжа.

Китайские ВВС Гоминдана, оснащенные пе­строй смесью итальянских, американских, немецких и советских самолетов, не могли оказать японцам сколько-нибудь ощутимого сопротивления и занима­лись главным образом "ликвидацией коммунистичес­ких банд" - подобные операции регулярно проводи­лись Гоминданом на протяжении 30-х годов. Кроме правительственных ВВС, китайцы располагали не­сколькими авиаотрядами, подчинявшимися местным военачальникам. Однако эти отряды не участвовали в китайско-японской войне, а использовались исключи­тельно для разборок удельных князьков между собой.

Основу парка правительственных ВВС со­ставляли американские бипланы Curtiss Hawk П. Кро­ме того, китайцы располагали американскими истре­бителями других типов: Vought Corsair и Douglas O-2. Однако в первых же боях с японскими морскими ис­требителями А5М2 Тип 96 "Клод" китайцы понесли тяжелые потери, которые со временем только увели­чились.

Летом 1937 года японские ВВС (представлен­ные следующими частями: 10-й Докурицу Хико Чутай, 33-й и 64-й Сентай и 8-й Хико Дайтай) не смогли одержать ни одной воздушной победы, хотя и сами не понесли потерь. Лишь 19 сентября 1937 года самоле­ты 33-го Сентая (командир - лейтенант Йосио Хиросеи), выполняя ежедневное патрулирование воздуш­ного пространства, сбили четыре или шесть китайс­ких самолетов. Это была первая победа японских ВВС.

21 августа 1937 года СССР и Китай подписа­ли пакт о ненападении и вскоре Советский Союз на­чал крупномасштабные поставки самолетов своему южному соседу. Всего в рамках советской помощи Китай получил 255 самолетов (в том числе 155 истребителей И-15 и И-152). Кроме того, в Ки­тай прибыло более 250 пилотов "добровольцев" и тех­ников. Все это вдохнуло новую жизнь в умирающие китайские ВВС и японские морские летчики, летавшие на А5М2, сразу же отметили возросшее сопротивление и агрессивность авиации противника.

Но уже к январю 1938 года китайцы потеряли большую часть полученных самолетов в боях с японс­кой армейской и морской авиацией. Выяснилось, что японские Ки-10 превосходят в техническом плане аме­риканские Hawk, советские И-15 и английские "Gladiator". Тем временем тучи грядущей войны нача­ли сгущаться над Европой и Советский Союз немед­ленно сократил поставки самолетов Китаю. В резуль­тате китайские ВВС полностью утратили боеспособ­ность.

Несмотря на то, что китайские самолеты пре­вратились в большую редкость, лейтенант Косуке Кавахара из 64-го Сентая сбил свой пятый самолет 8 мар­та 1938 года и стал первым японским асом (в европей­ском понимании этого слова). Возвращаясь с боевого задания по сопровождению бомбардировщиков, само­леты 1-го Чутая обнаружили в воздухе несколько ки­тайских  И-15. Кавахара, который    к тому време­ни уже имел на своем бо­евом   счету четыре побе­ды,      сбил один истре­битель По­ликарпова, а его товари­щи не дали уйти осталь­ным.

В марте 1938 года на вооружение японской армейской авиации был принят мо­ноплан Накадзима Ки-27 "Нейт", который бы­стро вытеснил ветеранов Ки-10 - эра бипланов в японской авиации подходила к концу. 64-й Сентай получил свои первые Ки-27 3 апреля и немедленно приступил к осваиванию новой техники. Спеша испытать новый самолет в на­стоящем бою, уже через восемь дней 18 Ки-27 вылетели на перехват группы китайских само­летов, насчитывавшей около 30 машин. Ценой двух самолетов, японцам удалось сбить 24 ки­тайских машины! Капитан Татео Като, сбивший три китайских самолета, не мог нахвалить но­вую машину. Вскоре боевые части японской армейской авиации были полностью переосна­щены и, получив неоспоримое превосходство, окончательно разгромили китайские ВВС.