Младший лейтенант Масатоси Масузава

 

Масатоси Масузава был одной из самых яр­ких фигур японской армейской авиации, вроде леген­дарного аса корпуса морской пехоты США майора Гре­гори "Пеппи" Боингтона (Boyington). Этот великолеп­ный пилот все время шел на самый отчаянный риск и заслужил репутацию неуязвимого. Единственной сла­бостью Масузавы была неудержимая тяга к спиртно­му. Масузава говорил о себе, что ему приходилось вес­ти воздушные бои, будучи пьяным в стельку. О Масузаве ходили многочисленные легенды.

Родился Масузава в префектуре Мияги в 1915 году и как многие его товарищи был призван в армию и начал служить в качестве простого пехотинца. Узнав, что летчики пользуются большей славой и лучшим довольствием, чем пехотинцы, Масузава переводится в летную школу Кумагая, которую заканчивает в фев­рале 1938 года и дальше продолжает подготовку в Аке­но.

К началу военных действий на Халхин-Голе Масузава уже служил в рядах 1-го Сентая. Свою пер­вую победу он одержал 27 июня в районе Тамсак-Булака, а на момент заключения перемирия на его счету было 12 побед. Его техника ведения боя была проста и эф­фективна - уверенно атаковать противника, рассеять его и уничтожать по одному. Самолет Масузавы был весь прошит пулями, но сам пилот был словно заговорен.

После заключения перемирия 1-й Сентай пе­ребазировался в район Харбина, где и оставался до но­ября 1941 года. В день начала боевых действий на Ти­хом океане, самолеты 1-го Сентая сопровождали морс­кой конвой, шедший к южным границам для участия в малайской компании. Прежде чем в январе 1943 года 1-й Сентай перебросили в Рабаул, летчики успели про­вести несколько операций в небе французского Индо­китая.

В чине фельдфебеля Масузава сражался с аме­риканцами над Новой Гвинеей, действуя с баз на ост­ровах Саламауа и Лаэ. 22 июня 1943 года он был ранен над Саламауа в бою с Р-38 из 80-й истребительной эс­кадрильи. Но прежде чем его сбили, Масузава успел всадить достаточно свинца в один из американских самолетов. Получив ранение, Масузава посадил свою по­врежденную машину на Лаэ, а сам был госпитальным судном переправлен для лечения в Японию.

Пока Масузава лежал в госпитале, в войне наступил перелом и Япония начала терпеть одно пора­жение за другим. После выписки из госпиталя Масузаву списали, как негодного к летной службе, но острая необходимость в летных инструкторах дала шанс быв­шему боевому пилоту снова подняться в небо. В марте 1944 года его направили в 39-ю учебно-тренировочную эскадрилью, базировавшуюся на аэродроме Йокосиба. Эскадрилья была оснащена самолетами маньчжурско­го производства Ки-79 - учебной модификацией истре­бителя Ки-27 "Нейт". Основной задачей эскадрона была подготовка пилотов-камикадзе.

16 февраля 1945 года американская палубная авиация (тактическая группа 58) нанесла удар по япон­ским аэродромам, расположенным на полуострове Чиба и в районе Токио. Это был первый налет американцев на японский архипелаг со времен знаменитого рейда Дулиттла (Doolittle) в 1942 году.

Когда поступило сообщение о том, что само­леты противника приближаются к Йокосибе, Масузава и еще 16 инструкторов и курсантов эскадрильи выле­тели на перехват. Несмотря на то, что в распоряжении Масузавы был Ки-79, вооруженный одним 7.7-мм пу­леметом, а американцы располагали новейшими истребителями F6F-5 Hellcat из VF-9 и VF-80, фельд­фебель не только уцелел, но и смог сбить один самолет противника. Почти все его товарищи по­гибли, а Масузава вернулся на аэродром без еди­ной царапины!

Войну Масузава закончил имея на бое­вом счету 15 воздушных побед.