Подполковник Татео Като

 

Татео Като родился в 1904 году, спустя не­сколько дней после того, как его отец был убит в рус­ско-японской войне.

Ни у кого не было сомнения в том, что моло­дой Като также выберет военную карьеру, и тот в свой срок поступил в 37-й класс военного училища в июле 1925 года. Самолеты всегда очаровывали молодого ка­дета, поэтому вскоре Като добился перевода из пехоты в армейскую авиацию. В мае 1927 года он завершает летную подготовку в Токородзаве и направляется в 6-й Хико Рентай (истребительный полк), дислоцировав­шийся в то время в Пхеньяне. Там Като настолько хо­рошо показал себя в пилотировании биплана Кавасаки Ко-2 (выпускаемому по лицензии Nieuport-Delage NiD 29), что командование наградило молодого пилота цен­ным подарком и позволило провести показательные вы­ступления по высшему пилотажу.

Затем Като работал инструктором в летных школах в Токородзаве и Акено, а в феврале 1936 года его назначили на должность командира одного из чутаев 5-го Хико Рентай.

В июле 1937 года началась война в Китае. Оснащенный бипланами Ки-10 Тип 95 "Перри", 1-й Чутай 2-го Хико Дайтая, который возглавлял капитан Като, был отправлен на фронт. Опытные японские лет­чики, летавшие на Ки-10, показали свое полное пре­восходство над китайскими И-15. Напористые японцы начали захватывать превосходство в воздухе. 25 марта 1938 года был лучшим днем в жизни Татео Като. В тот день он сбил четыре китайских И-15. Когда же на воо­ружение японских авиачастей начал поступать новый истребитель Ки-27, японцы стали полными хозяевами в воздухе. Получил новые самолеты и 1-й Чутай. Вско­ре у японцев появился шанс испытать Ки-27 в бою. 10 апреля 1938 года самолеты чутая завязали бой с восе­мью китайскими И-15. Три самолета записал на свой счет капитан, а с остальными китайцами разделались другие пилоты. К маю на счету 1-го Чутая было 39 сби­тых самолетов противника, при этом собственные по­тери составили всего три машины. В этот период чутай капитана Като дважды отмечался в приказах командо­вания. В мае 1938 года Като вернулся в Японию, имея за плечами девять сбитых самолетов противника - луч­ший результат в кампании.

Прежде чем получить назначение на долж­ность командира 64-го Сентая, Като поступил в воен­ную академию и стал работать при генштабе. В это вре­мя его направляют в командировку в Европу, где он знакомиться с организацией люфтваффе.

В первые дни после начала войны на Тихом океане, 64-й Сентай майора Като участвовал в сопро­вождении японских кораблей, шедших к Малайям. Во­обще, под руководством Като, 64-й Сентай проявлял необычайную активность и сбил более 260 самолетов противника. Майор негативно относился к индивиду­альным победам и поощрял коллективные действия пилотов. Часто Като сам вылетал на боевые задания, что было очень не характерно для командиров его уров­ня.

Подполковник Татео Като был убит 22 мая 1942 года ответной очередью, пущенной бортовым стрелком "Бленхейма IV" 60-й эскадрильи, сержантом "Джеком" Маклаки (McLuckie) над аэродромом Акьяб на бирманском побережье. Этот одиночный "Бленхейм" был единственным самолетом, уцелевшим из трех бом­бардировщиков, вылетевших из индийского аэродрома Дум-Дум бомбить бирманские аэродромы. У двух ма­шин возникли технические проблемы и они вернулись назад. Только "Бленхейм" уоррент-офицера Хаггарда (Huggard) (ботовой номер Z9808) сумел выйти к цели. Бомбардировщик с низкой высоты сбросил бомбы на аэродром, затем набрал высоту и начал уходить над Бенгальским заливом.

Несмотря на элемент неожиданности, япон­цы успели поднять в воздух несколько истребителей Ки-43 64-го Сентая. Первым англичанина обнаружил стар­ший сержант Йосито Ясуда (10 воздушных побед). Од­нако экипаж "Бленхейма" (третьим членом экипажа был сержант Джек Хоуитт (Howitt), исполнявший обязан­ности штурмана) сумел организовать должный отпор и бортстрелок "Джок" Маклаки срезал японца меткой очередью. Самолет Ясуды, получивший тяжелые по­вреждения, едва дотянул до аэродрома в Акьябе.

Следующим атаковал английский бомбарди­ровщик капитан Масудзо Отани, но и его самолет получил порцию свинца из пулемета Виккерс и капитану ничего другого не оставалось, как повернуть назад. На­конец англичан атаковал сам подполковник Татео Като, шедший во главе тройки Ки-43-1-Хей. Като первым ус­тремился в атаку, но промахнулся и когда снова наби­рал высоту подставил брюхо. "Джок" Маклаки снова оказался на высоте и прошил самолет подполковника от кока винта до кончика хвоста. Ки-43 Като загорелся. Понимая, что ему не дотянуть до берега, Като напра­вил свой самолет вертикально в море - раньше Като не раз говорил, что сделает именно так, если будет сбит вдалеке от берега. Остальные два японских летчика не­медленно повернули назад, чтобы сообщить всем о ги­бели командира.

"Бленхейм" вернулся на базу невредимым. Вскоре английская разведка выяснила, кто был пило­том сбитого самолета. 2 августа 1942 года в 60-ю эс­кадрилью пришло сообщение от командующего воен­но-воздушными силами в Бирме, вице-маршал авиации Д.Ф. Стивенсон (Stevenson):

"Позвольте принести мои поздравления уор­рент-офицеру Хаггарду, сержанту Хоуитту и сержанту Маклаки за их успешные действия в воздухе против четырех истребителей противника в районе аэродрома Акьяб 22 мая сего года. В результате действий экипажа был сбит и погиб командир японской истребительной части подполковник Т.А. Кео Като".

Гибель легендарного командира нанесла ощу­тимый удар по моральному духу японской армейской авиации в частности и всей японской армии в целом. Посмертно Като был представлен к званию генерал-майора. К моменту своей гибели, подполковник сбил 19 самолетов противника. Даже в наши дни в Японии среди бизнесменов популярна песенка "Като Хаябуса Сентоки Тай".