Подполковник Татео Като
Татео Като родился в 1904 году, спустя несколько дней после того, как его отец был убит в русско-японской войне.
Ни у кого не было сомнения в том, что молодой Като также выберет военную карьеру, и тот в свой срок поступил в 37-й класс военного училища в июле 1925 года. Самолеты всегда очаровывали молодого кадета, поэтому вскоре Като добился перевода из пехоты в армейскую авиацию. В мае 1927 года он завершает летную подготовку в Токородзаве и направляется в 6-й Хико Рентай (истребительный полк), дислоцировавшийся в то время в Пхеньяне. Там Като настолько хорошо показал себя в пилотировании биплана Кавасаки Ко-2 (выпускаемому по лицензии Nieuport-Delage NiD 29), что командование наградило молодого пилота ценным подарком и позволило провести показательные выступления по высшему пилотажу.
Затем Като работал инструктором в летных школах в Токородзаве и Акено, а в феврале 1936 года его назначили на должность командира одного из чутаев 5-го Хико Рентай.
В июле 1937 года началась война в Китае. Оснащенный бипланами Ки-10 Тип 95 "Перри", 1-й Чутай 2-го Хико Дайтая, который возглавлял капитан Като, был отправлен на фронт. Опытные японские летчики, летавшие на Ки-10, показали свое полное превосходство над китайскими И-15. Напористые японцы начали захватывать превосходство в воздухе. 25 марта 1938 года был лучшим днем в жизни Татео Като. В тот день он сбил четыре китайских И-15. Когда же на вооружение японских авиачастей начал поступать новый истребитель Ки-27, японцы стали полными хозяевами в воздухе. Получил новые самолеты и 1-й Чутай. Вскоре у японцев появился шанс испытать Ки-27 в бою. 10 апреля 1938 года самолеты чутая завязали бой с восемью китайскими И-15. Три самолета записал на свой счет капитан, а с остальными китайцами разделались другие пилоты. К маю на счету 1-го Чутая было 39 сбитых самолетов противника, при этом собственные потери составили всего три машины. В этот период чутай капитана Като дважды отмечался в приказах командования. В мае 1938 года Като вернулся в Японию, имея за плечами девять сбитых самолетов противника - лучший результат в кампании.
Прежде чем получить назначение на должность командира 64-го Сентая, Като поступил в военную академию и стал работать при генштабе. В это время его направляют в командировку в Европу, где он знакомиться с организацией люфтваффе.
В первые дни после начала войны на Тихом океане, 64-й Сентай майора Като участвовал в сопровождении японских кораблей, шедших к Малайям. Вообще, под руководством Като, 64-й Сентай проявлял необычайную активность и сбил более 260 самолетов противника. Майор негативно относился к индивидуальным победам и поощрял коллективные действия пилотов. Часто Като сам вылетал на боевые задания, что было очень не характерно для командиров его уровня.
Подполковник Татео Като был убит 22 мая 1942 года ответной очередью, пущенной бортовым стрелком "Бленхейма IV" 60-й эскадрильи, сержантом "Джеком" Маклаки (McLuckie) над аэродромом Акьяб на бирманском побережье. Этот одиночный "Бленхейм" был единственным самолетом, уцелевшим из трех бомбардировщиков, вылетевших из индийского аэродрома Дум-Дум бомбить бирманские аэродромы. У двух машин возникли технические проблемы и они вернулись назад. Только "Бленхейм" уоррент-офицера Хаггарда (Huggard) (ботовой номер Z9808) сумел выйти к цели. Бомбардировщик с низкой высоты сбросил бомбы на аэродром, затем набрал высоту и начал уходить над Бенгальским заливом.
Несмотря на элемент неожиданности, японцы успели поднять в воздух несколько истребителей Ки-43 64-го Сентая. Первым англичанина обнаружил старший сержант Йосито Ясуда (10 воздушных побед). Однако экипаж "Бленхейма" (третьим членом экипажа был сержант Джек Хоуитт (Howitt), исполнявший обязанности штурмана) сумел организовать должный отпор и бортстрелок "Джок" Маклаки срезал японца меткой очередью. Самолет Ясуды, получивший тяжелые повреждения, едва дотянул до аэродрома в Акьябе.
Следующим атаковал английский бомбардировщик капитан Масудзо Отани, но и его самолет получил порцию свинца из пулемета Виккерс и капитану ничего другого не оставалось, как повернуть назад. Наконец англичан атаковал сам подполковник Татео Като, шедший во главе тройки Ки-43-1-Хей. Като первым устремился в атаку, но промахнулся и когда снова набирал высоту подставил брюхо. "Джок" Маклаки снова оказался на высоте и прошил самолет подполковника от кока винта до кончика хвоста. Ки-43 Като загорелся. Понимая, что ему не дотянуть до берега, Като направил свой самолет вертикально в море - раньше Като не раз говорил, что сделает именно так, если будет сбит вдалеке от берега. Остальные два японских летчика немедленно повернули назад, чтобы сообщить всем о гибели командира.
"Бленхейм" вернулся на базу невредимым. Вскоре английская разведка выяснила, кто был пилотом сбитого самолета. 2 августа 1942 года в 60-ю эскадрилью пришло сообщение от командующего военно-воздушными силами в Бирме, вице-маршал авиации Д.Ф. Стивенсон (Stevenson):
"Позвольте принести мои поздравления уоррент-офицеру Хаггарду, сержанту Хоуитту и сержанту Маклаки за их успешные действия в воздухе против четырех истребителей противника в районе аэродрома Акьяб 22 мая сего года. В результате действий экипажа был сбит и погиб командир японской истребительной части подполковник Т.А. Кео Като".
Гибель легендарного командира нанесла ощутимый удар по моральному духу японской армейской авиации в частности и всей японской армии в целом. Посмертно Като был представлен к званию генерал-майора. К моменту своей гибели, подполковник сбил 19 самолетов противника. Даже в наши дни в Японии среди бизнесменов популярна песенка "Като Хаябуса Сентоки Тай".