Мастер-сержант Сатоси Анабуки

 

Хотя Сатоси Анабуки был одним из самых результативных пилотов армейской авиации Японии в годы 2-й Мировой войны, его имя не так широко изве­стно даже на родине, не говоря уже о других странах, как этого следовало бы ожидать. Однако среди пило­тов ВВС Японии, Анабуки был весьма популярен как "Цвет молодых пилотов".

Анабуки родился в 1921 году в семье кресть­ян. Довольно рано в нем проснулась любовь к авиации. Одним из первых Анабуки присоединился к Армейс­кой молодежной программе подготовки к полетам, а в апреле 1938 года поступил в Токийскую армейскую авиашколу. Затем он продолжил обучение в Кумагае и Тачиарае, а в марте 1941 года был зачислен в ряды 3-го Чутая 50-го Сентая, базировавшегося на Формозе (Тай­вань).

7 декабря 1941 года 19-летний пилот участво­вал в первом налете на Филиппины. В своем первом воздушном бою, Анабуки участвовал в преследовании американского бомбардировщика B-17D. Свою первую победу в воздухе Анабуки одержал 22 декабря, сбив в районе острова Линга Р-40Е из 17th Pursuit Squadron (17-й эскадрильи перехватчиков). Американский само­лет как раз заходил в атаку на один из японских кораблей. После того, как Филиппины были покорены, 50-й Сентай перебросили в Бирму, но 3-й Чутай, в ко­тором служил Анабуки, остался на прежнем месте. Вос­пользовавшись случаем, 9 февраля над Лимэ пилот сби­вает еще два Р-40 из 17th PS - последние два американ­ские истребителя из числа, базировавшихся на Филип­пинах.

В апреле Анабуки вместе со своей частью был переведен в Японию, где получил новый Ки-43-1-Хей "Хаябуса" взамен прежнего Ки-27. Закончив перевоо­ружение, чутай в июне оказался в Бирме и принял уча­стия в налетах на Мингаладон и пригороды Рангуна.

В небе Индокитая полностью проявились его способности летчика-истребителя. Лучшим днем в его карьере было 24 декабря 1942 года. В тот день Анабу­ки совершил боевой вылет в качестве истребителя бом­бардировщика. Во время бомбометания самолет полу­чил повреждения - у самолета самопроизвольно выш­ли стойки шасси. В этот момент Анабуки был атакован английскими "Харрикейнами". Несмотря на поврежде­ния, японский пилот вступил в бой, после которого за­явил три победы. В действительности им было сбито два самолета: по одному из 607-й и 615-й эскадрилий. Первый "Харрикейн ИВ", который пилотировал взвод­ный офицер К.Д. "Чук" Фергюссон, взорвался при за­ходе на вынужденную посадку за секунду до касания, а пилот был выброшен взрывной волной на песчаный пляж реки Иварадзи. Фергюссон получил тяжелейшие ожоги, но остался в живых.

26 января 1943 года Анабуки сбил свой пер­вый В-24. Спустя десять месяцев - 8 октября - он в один день сбил сразу три В-24, приплюсовав к ним пару ис­требителей сопровождения, причем третий В-24 япон­ский пилот таранил. Машина Анабуки также получила повреждения и летчик совершил вынужденную посад­ку на побережье Бирманского залива. Спустя три дня его подобрала спасательная команда.

Подобный успех Анабуки необычайно поднял моральный дух его части, а на самого пилота пролился дождь наград. Генерал Кавабе, командующий войска­ми Бирманского округа, преподнес пилоту поэму в ки­тайской манере собственного сочинения, а командую­щий Сухопутными войсками в Бирме, генерал Он Сан навестил раненного пилота в госпитале, чтобы выка­зать ему свое расположение. Не долечившись, Анабу­ки вернулся в свою часть, хотя к боевым полетам его уже не допустили.

В феврале 1944 года Анабуки вернулся в Япо­нию и стал инструктором в летной школе в Акено. В октябре 1944 года его произвели в мастер-сержанты и поручили перегонять Ки-84 "Хаяте" на Филиппины. Это было довольно опасное занятие, в воздухе господство­вала американская авиация и японскому пилоту не раз приходилось вступать в воздушные бои. Перегоняя са­молеты он пополнил свой послужной список шестью победами. В конце войны Анабуки стал летать на са­молетах ПВО, защищавших Японские острова, сбив при этом один В-29.

Мастер-сержант Анабуки сделал блестящую карьеру. В Бирме он выполнил 173 боевых вылета, одер­жав 51 воздушную победу - 30 из них было признано официально. После войны историки насчитали 39 по­бед, неоспоримо принадлежавших Сатоси Анабуки.

В 50-х годах Анабуки служил в войсках само­обороны Японии в качестве вертолетчика. В настоящее время он вышел на пенсию.