Капитан Рётаро Дзёбо

 

Одно время в литературе сообщалось, что Рё­таро Дзёбо в годы войны одержал 70 или 76 побед. Может быть его успехи и были несколько завышены, но о его мастерстве, как летчика-истребителя такого сказать нельзя.

Дзёбо родился в 1916 году в префектуре Сига. В 18 лет он поступил в Армейскую летную школу в Токородзаве, которую закончил в январе 1935 года и был направлен в 6-й истребительный полк в Пхеньяне (Корея). В январе 1936 года он закончил Школу истре­бительной авиации в Акено и в августе 1937 года был направлен в 9-й Чутай и принял участие в Китайской кампании. На следующий год его перевели в 64-й Сентай.

Когда 64-й Сентай оказался в самой гуще боев на Халхин-Голе, Дзёбо быстро доказал свое мастерство и 3 августа 1939 года одержал первую победу (И-16). Спустя одиннадцать дней, Дзёбо сбил второй истреби­тель Поликарпова.

21 августа японские самолеты перелетели Халхин-Гол и нанесли удар по советскому аэродрому в Тамсак-Булаке. В налете участвовало более 50 японс­ких тяжелых и средних бомбардировщиков, а также штурмовиков, при поддержке 88 Ки-27. На перехват японского отряда вылетело более 250 советских истре­бителей. В завязавшемся бою, Дзёбо удалось сбить два И-16, но взорвавшийся поблизости шрапнельный боеприпас ранил японского летчика в лицо.

До конца боев на Халхин-Голе, Дзёбо одер­жал 18 побед. После заключения перемирия, 64-й Сен­тай перебросили на юг Китая. В феврале 1940 года летчик возвращается в Японию и поступает в Армейское офицерское летное училище, которое заканчивает в июле 1941 года. Став офицером, Дзёбо был направлен для продолжения службы в 33-й Сентай, который сра­жался на юге Китая. Там пилот оставался до сентября 1943 года. За это время ему удалось сбить два Р-40.

Затем Дзёбо перевели в 3-ю резервную поле­вую эскадрилью, оснащенную Ки-43 "Хаябуса" и Ки-44 "Секи". Под крыльями Ки-44 были установлены эк­спериментальные ракетные пусковые установки, при помощи которых предполагалось усилить бортовой залп при борьбе с американскими тяжелыми бомбар­дировщиками. Тут Дзёбо проявил свой талант "охот­ника за В-29".

В июне 1945 года Дзёбо произвели в капита­ны, в этом звании он участвовал в боях над Окинавой. Несмотря на тяжелые потери, понесенные ВВС Япо­нии, Дзёбо уцелел и встретил конец войны, участвуя в системе ПВО Японских островов.

Товарищ Дзёбо, величайший "охотник за В-29", капитан Исаму Касииде, полагал, что Дзёбо сбил 76 самолетов противника, и генерал Канси Исикава (ко­торый в годы войны в звании майора командовал 246-го Сентаем) согласен с этим утверждением. Однако в своих мемуарах Дзёбо сообщает, что число его уверен­ных побед не превышает 30, в том числе 18 советских истребителей, сбитых на Халхин-Голом, два Р-40 в Ки­тае и два В-29 в Индокитае. Еще десять "летающих кре­постей" Дзёбо считает сбитыми вероятными. В насто­ящее время Рётаро Дзёбо проживает в Нагое, Япония.