Новая Гвинея

 

"Никто не вернулся живым из Новой Гвинеи", - часто можно было слышать от японских солдат во время войны. "Зеленая пустыня" на острове в Тихом океане была своеобразным "Восточным фронтом" для Японии. Целые части, плохо оснащенные и потеряв­шие связь исчезали в джунглях Новой Гвинеи и боль­ше о них не было никаких известий.

Амбициозные предвоенные планы Японии, которые предусматривали оккупацию Австралии, тре­бовали в качестве предварительного этапа оккупации Новой Гвинеи. 8 марта 1942 года японские войска вы­садились на восточном побережье Новой Гвинеи у Саламауа. Целью японцев был Порт-Морсби, расположен­ный на южном побережье острова. Этот стратегичес­кий порт рассматривался как ворота в Австралию и со­юзники приготовились во что бы то ни стало удержать этот важный объект.

Во время высадки десанта поддержка с воз­духа была возложена на палубную авиацию, посколь­ку японцы не имели поблизости оборудованных аэро­дромов. Палубная авиация курсировала между Лаэ и Саламауа вдоль восточного побережья Новой Гвинеи и Рабаулом (Новая Британия). В апреле авиагруппа па­лубной авиации (Тайнан Кокутай) прибыла в Лаэ из Ра-баула и незамедлительно была включена в состав сил, осуществлявших сопровождение бомбардировщиков, бомбящих Порт-Морсби. Кроме того, на плечи летчи­ков была возложена обычная патрульная служба.

Австралийцы отчаянно обороняли Порт-Мор­сби, используя то немногое, что было у них в распоря­жении. Например, острейшая нехватка средств проти­вовоздушной обороны заставила командование союз­ников перебросить в район Порт-Морсби 75-ю эскад­рилью RAAF, которая успела получить самолеты (Kittyhawk Mk.IA) всего девять дней назад! Эскадри­лья, которую возглавлял "Старый Джон" Джексон ("Old John" Jackson), получивший право именовать себя асом еще в 1941 году, когда он служил в 3-й эскадрильи RAAF в Северной Африке, сумела сдерживать напор японс­кой палубной авиации в течение 44 дней. За это время австралийцы сбили 18 самолетов противника, еще 17 уничтожили на земле, но и сами понесли тяжелые по­тери. Остатки 75-й эскадрильи отвели в тыл 7 мая, а оборону Порт-Морсби поручили частям USAAF, кото­рые успели прибыть на Новую Гвинею из Австралии.

Хотя австралийской армии удалось задержать продвижение японцев, судьба Порт-Морсби, казалось, была предрешена. Но тут внезапно японский флот по­терпел сокрушительное поражение в грандиозной мор­ской битве в Коралловом море с американской эскад­рой, возглавляемой адмиралом Честером Нимицем (Nimitz). Однако японские войска, уже высаженные на острове, не прекратили наступления и упорно продол­жали двигаться на юг.

Первой целью, которую японцам следовало во что бы то ни стало достичь, был город Буна, контроли­рующий прямую дорогу на Порт-Морсби. Понеся страшные потери японцы все же смогли овладеть этим ключевым пунктом. Союзники, тоже потрепанные в боях, сменили тактику и начали с большим размахом вести диверсионную работу на японских коммуникациях, чем сильно замедлили продвижение японцев впе­ред. Кроме того в японской армии вспыхнула эпиде­мия тропических болезней и дизентерии.

Несмотря ни на что, 17 сентября японские войска вышли к пригородам Порт-Морсби. Однако к этому времени союзники успели перебросить в Порт-Морсби свежие силы. Перейдя в контрнаступление ав­страло-американские войска отбросили японцев обрат­но в джунгли, а 2 января 1943 года освободили Буну.

Во время японского наступления на Порт-Морсби огромное значение приобрел район Милн-Бай, расположенный на восточной оконечности Новой Гви­неи. Австралийцы были заинтересованы удержать этот район в своих руках, чтобы противник не мог там орга­низовать аэродромы и износить удары по Порт-Морс­би. Весь август и сентябрь 1942 года в Милн-Бае шли непрерывные ожесточенные бои. Австралийцы распо­лагали в этом районе почти девятью тысячами солдат. Союзническая авиация наносила удары по местам выг­рузки морских конвоев и коммуникациям, причиняя японцам огромный ущерб. В результате японцы, поне­ся большие потери в живой силе были вынуждены пре­кратить наступление. Обе стороны ожидали исхода бит­вы за Соломоновы острова и Гуадалканал. Потеряв на­дежду получить пополнение, 5 сентября японцы нача­ли отступать.

Первой частью, прибывшей в Новую Гвинею, был 11-й Сентай (участвовавший в боях на Халхин-Голе). 18 декабря 1942 года Ки-43-1-Хей этого сентая прибыли в Рабаул из Сурабайи (Ява). 27 декабря само­леты 11-го Сентая совершили свой первый боевой вы­лет. Совместно с палубными "Зеро" они сопровождали пикирующие бомбардировщики "Вэл" к Буне. На пути японцев перехватили несколько Р-38 из 9-й истреби­тельной эскадрильи и в завязавшемся воздушном бою второй лейтенант Ричард И. Бонг (Bong), ставший со временем лучшим американским асом 2-й Мировой войны, одержав 40 побед, сбил два первых в своей ка­рьере самолета: "Зеро" и "Вэл". Капитан "Томми" Линч (Lynch) в этом бою тоже сбил два самолета - Ки-43 - и стал первым по результативности пилотом 9-й истре­бительной эскадрильи. Линч погибнет в марте 1944 года, но успеет довести свой боевой счет до 20 побед. Всего американцы заявили в тот день 13 побед, не понеся при этом потерь. Однако в действительности им удалось сбить только один "Зеро", второй палубный истребитель совершил вынужденную посадку. 11-й Сентай тоже поте­рял всего одного пилота - фельдфебеля Тадаси Йоситаке.

Основная тяжесть поддержки сухопут­ных войск была возложена на 11-й и 1-й Сентаи. 1-й Сентай, тоже участвовавший в боях на Халхин-Голе, прибыл в Рабаул в январе 1943 года и немедленно был направлен на Гуадалканал. 12 апреля сентай перебазировался в Вевак. В авгус­те 1943 года части 4-й Воздушной Армии Япо­нии действовали в этом регионе с нескольких аэродромов. Главные базы располагались в Хан­са, Вевак, Бут и Аитапе. Вспомогательные аэро­дромы находились в Лаэ, Маданг и Саламауа. В период между 10 августа и 20 сентября из Рабаула в Новую Гвинею прибыло большое количество новых авиачастей.

Над Новой Гвинеей проходил испытания но­вый истребитель Кавасаки Ки-61 "Хьен" ("ласточка"), которому союзники присвоили кодовое обозначение "Тони", ошибочно полагая, что этот истребитель ита­льянского производства! "Тони" поступили только в 68-й и 78-й Сентаи. 68-й Сентай получил новые истреби­тели в конце 1942 года. Оба Сентая прибыли в Вевак летом 1943 года.

Ки-61 был оснащен рядным двигателем жид­костного охлаждения Кавасаки Ха-40 (лицензионный Daimler-Benz DB601A). Другими нововведениями на этом самолете были броневая защита, протестирован­ные топливные баки и мощное вооружение: два 12.7-мм пулемета в носовой части фюзеляжа и две 20-мм пушки (лицензионные MG 151) в крыльях. Таким об­разом, Ки-61 (скорость 588 км/ч на высоте 4800 м) пре­восходил своего предшественника Ки-43-П (скорость 526 км/ч на высоте 4000 метров) практически по всем характеристикам, уступая ему только в маневренности и дальности полета.

Чем ближе был конец 1943 года, тем хуже шли дела у японцев и тем меньше у них оставалось надежд при помощи нового истребителя переломить ситуацию в свою пользу. Как и все новые самолеты "Тони" стра­дал "детскими болезнями". Особенно большие пробле­мы были вызваны "разборчивостью" самолета к каче­ству бензина и постоянный перегрев двигателя из-за недостаточно мощной системы охлаждения. Например, лейтенант Мицуёси Таруи (ветеран 68-го Сентая, 38 побед) в течение одной недели трижды совершал вы­нужденные посадки из-за отказа двигателя. Вскоре пи­лоты разочаровались в своих "ласточках".

Американские пилоты тоже были незнакомы с Ки-61. Впервые появление новых самолетов у про­тивника союзники отметили 18 июля, когда пилоты из 39-й истребительной эскадрильи завязали бой с само­летами из 78-го Сентая в районе Лаэ и Саламауа. Лей­тенант Джин Дункан (Duncan) утверждал, что ему уда­лось повредить самолет, "похожий на Bf 109". Товарищи Дункана заявили два сбитых, четыре вероятно сби­тых и два поврежденных Ки-61, однако японцы, в действительности, не понесли потерь. Спустя два дня 68-й Сентай открыл счет в Новой Гвинее во время штурмов­ки позиции союзников под Бенабена. Капитан Сего Такеучи (более 30 побед) атаковал отряд из пяти амери­канских самолетов и сбил одни В-24.

В следующий раз американцам встретился новый истребитель на следующий день. Отряд, состо­явший из "Оскаров" и "Тони" (68-й и 78-й Сентай), по­сланный на перехват американских В-25, атаковавших японскую базу в Богаджиме, в свою очередь был пере­хвачен в районе между долиной Раму и Мадангом аме­риканскими Р-38 из 39-й и 80-й истребительных эскад­рилий. В завязавшейся схватке американцы посчитали сбитыми 22 японских самолета. В действительности, японцы потеряли только четыре машины, в том числе два "Тони" из 78-го Сентая. В свою очередь, японцы записали на свой счет две победы, хотя американцы потеряли только один истребитель.

После падения Буны бои переместились в рай­он Лаэ-Саламауа-долина Мархам. На этой стадии вой­ны, основной задачей японцев было проводить на Но­вую Гвинею морские конвои, хотя море кишело амери­канскими подводными лодками и надводными кораб­лями. В результате блокады острова, японская авиация, базировавшаяся на острове, несла лишние потери из-за нехватки запасных частей. Кроме того, непрерывные бомбежки союзниками японских аэродромов вызвали тяжелые потери среди наземного технического персо­нала, что привело к катастрофическому падению боес­пособности японских авиачастей. Офицер штаба 4-й Воздушной Армии, полковник Ринсука Канеко вспоминает:

"До апреля 1943 года удавалось поддерживать в боеспособном состоянии примерно половину само­летов. Но только 25% от общего числа находились в полной исправности. С течением времени эти цифры только ухудшались."

29-30 июня 1943 года союзники высадили де­сант к югу от Саламауа, а 11 сентября Саламауа пере­шел в руки американцев. Спустя пять дней пал Лаэ. 2 октября войска союзников вошли в Финшхафен.

11 октября 1943 года полковник Нил Кирби (Kearby) (22 победы) из 348-й эскадрильи нанес ощу­тимый удар по 14-й воздушной бригаде японцев. Со­бытия разворачивались следующим образом. Японский радар засек приближение самолетов противника. Это были P-47D "Thunderbolt". Навстречу американцам вылетели "Тони" (68-й Сентай) и "Оскары П" (13-й Сентай). Противники вошли в контакт в районе Вевака. Вспоминает полковник Кирби:

"В 11:15 я заметил японский самолет ("Тони") слева под собой на высоте 6000 км. Я зашел с задней полусферы и, приблизившись на 450 метров, открыл огонь. Японец не успел уйти, как загорелся и рухнул в море."

Выяснилось, что сбитым японцем был полков­ник Таия Тераниси. Это была первая победа американ­ского аса в тот день. До возвращения на базу он сбил еще пять самолетов противника. За это полковник Кир­би был представлен к Медали Почета.

Как только японская база в Рабауле была взя­та в плотное кольцо, сопротивление японской армии в Новой Гвинее начало стремительно ослабевать. Гене­рал Дуглас Макартур (McArtur) не утруждал себя ликвидацией окруженных японских отрядов - нехватка про­довольствия и джунгли делали это без него. Американ­цы широко использовали В-24 и В-25 для окончатель­ного разгрома японской авиации. К концу 1943 года союзники полностью блокировали Новую Гвинею, сре­ди японцев начались повальные эпидемии и голод. Японский флот также ушел от проклятого острова с тем, чтобы участвовать в защите Марианских островов.

22 апреля 1944 года американский I Корпус высадился у Холландии, поэтому 68-му Сентаю при­шлось срочно покинуть свою базу. Командир 14-й воз­душной бригады, полковник Кендзё Ондо одним из пер­вых погиб на земле, а уцелевшие летчики и техники, взорвав самолеты ушли в джунгли.

68-й Сентай (а также 77-й, 78-й и 248-й Сентаи) был расформирован 25 июля 1944 года, а личный состав частей был направлен в пехоту. Многие из них погибли в джунглях.