Оборона Японии

 

18 апреля 1942 года подполковник Джимми Дулитгл во главе отряда из десятка В-25 совершил налет на Токио. Материальный ущерб, нанесенный Японии этим налетом, был ничто по сравнению с тем моральным ударом, какой испытала японская общественность. Боль­ше всего японцев обеспокоило то, что американ­цы бомбили священную землю Страны восходя­щего солнца. Кроме того, налет выявил слабое состояние системы ПВО Японии. По воспоми­наниям очевидцев, больше всего пострадала ре­путация адмирала Исороку Ямамото, морские истребители которого пропустили американцев к японской столице.

Японское Министерство войны отреа­гировало на "рейд Дулиттла" самым решитель­ным обрезом. С бирманского фронта в Японию был отозван 47-й отдельный Чутай. 47-й Чутай вместе с 5-м и 244-м Сентаями был объединен в 17-ю воздушную бригаду, которой была поставлена задача любой ценой не допустить налетов на Токио. Кроме того, в систему ПВО Японии были включены летные школы, но прошло более двух лет, прежде чем над То­кио снова появились американские самолеты.

В начале 1944 года положение в Индокитае оказалось крайне неблагоприятным для японцев. Япон­ское Верховное Главнокомандование, оценивая ситуа­цию, сделало предположение, что еще до осени американские четырехмоторные бомбардировщики обязательно начнут налеты на Японию, исполь­зуя китайские аэродромы. В качестве вероятной цели японцы предполагали индустриальные рай­оны на севере Кюсю.

Эти предположения были полностью подтверждены в ночь с 15 на 16 июня, когда 62 В-29 из 58-го бомбардировочного крыла совер­шили налет на Императорские сталелитейные заводы в Явате (остров Кюсю). Американские бомбардировщики вылетели с базы, расположен­ной в округе Ченггу (Китай). 47 машин вышло к цели и сбросило бомбы. Двухмоторные Ки-45 "Торю" из 4-го Сентая вылетели на перехват аме­риканцам. Хотя в этом налете американцы поте­ряли семь бомбардировщиков, ни один из них не стал жертвой японских истребителей, что не по­мешало последним заявить пять сбитых и пять поврежденных В-29.

Капитан Исаму Касииде, ветеран Халхин-Гола, вспоминает, какой шок он пережил, впервые встретившись с американскими В-29:

"Я летел над индустриальным районом на се­вере Кюсю. Командир части отдал приказ: "Самолеты противника бомбят важные объекты. Всем истребите­лям - в атаку!" В этот момент вспыхнули наземные про­жектора. Наконец, я заметил американский четырехмо­торный бомбардировщик и испугался. Я, конечно, знал, что В-29 большой самолет, но действительность пре­взошла все мои предположения! Теперь стало ясно, почему В-29 получил название "Суперкрепости", ведь он был гораздо больше "Летающей крепости" В-17. Силуэт бомбардировщика, вычерченный в небе лучом прожектора, напомнил мне кита, резвящегося в море... Я был поражен его раз­мерами!"

Вернувшись на базу, Касииде подверг критике мелкокалиберное вооружение японских истребителей:

"Известно, что против крупных само­летов, пулеметы калибра 7.7-мм и 12.7-мм не­эффективны. Даже 20-мм пушки не дают жела­емого результата. Чтобы бороться с В-29, нам надо оснастить наши истребители 37-мм про­тивотанковой пушкой. Нашим девизом должно стать правило "Один выстрел - одно попадание".

15 июня морская пехота США из 5-го десантного корпуса высадилась в Гарапане, к югу от Японии. Через два дня американцы зах­ватили аэродром Айли-Филд, который мог при­нимать крупные самолеты, в том числе и В-29.

Первый дневной налет на Японские острова американцы совершили 20 августа 1944 года. Бомбардировщики из 58-го бомбардиро­вочного крыла возвратились в район Явата и довершили начатое дело. В этот раз японцы впер­вые применили против В-29 тактику воздушно­го тарана. Сержант Сигео Нобе из 4-го Сентая таранил своим "Ником" В-29 из 794-й эскадрильи -"Gertrude С". Оба самолета взорвались в воздухе, а раз­летевшиеся обломки причинили другому В-29 -"Calamity Sue" капитана Орнелла Стауффера (Stauffer) - смертельные повреждения. За то, что Нобе смог сбить сразу два В-29, его посмертно повы­сили на два звания.

1 ноября 1944 года F-13 42-93852 "Tokyo Rose" (разведывательная модификация В-29) из 3-й эскадрильи фоторазведки, пилоти­руемый экипажем капитана Ральфа Стикли (Steakley) появился над Токио. Это был первый американский самолет, появившийся в небе японской столицы, после самолета подполков­ника Дулиттла. На перехват дерзкого американ­ца вылетел капитан Сунао Симидзу и другие пилоты 47-го отдельного Чутая, оснащенного Ки-44-II-Оцу. Однако мощности японских ма­шин не хватило, чтобы набрать высоту, на кото­рой шел американский разведчик. Единствен­ное, что смогли сделать японцы, это задирая на несколько секунд нос, посылать длинные очереди наугад в сторону самолета противника. А амери­канский разведчик, покружив над городом, благополуч­но повернул на базу - задание было выполнено. На фо­тографиях, полученных экипажем капитана Стикли, удалось обнаружить дымящие заводские трубы и аэро­дромы со стоящими на них самолетами.

7 ноября 1944 года началось сражение за Фи­липпины. Незадолго перед этим, 25 октября японский камикадзе отправил на дно американский эскортный авианосец "Сен-Ло". Другие камикадзе серьезно повре­дили шесть других американских кораблей. Японская армейская авиация быстро сформировала несколько эскадрилий летчиков-камикадзе, укомплектованных добровольцами.

Но несмотря на отчаянные усилия японцев, американские войска неудержимо продвигались вперед. Японский генштаб, понимая, что война переходит в новую фазу, 5 декабря 1944 года сформировал в рамках 10-й воздушной дивизии пять сентаев, в задачу кото­рых входило таранить бомбардировщики противника. Новые части оснащались специальными облегченны­ми истребителями Накадзима и Кавасаки, с которых было снято все, что только можно, чтобы максимально увеличить потолок самолетов.

Катастрофическое положение на фронтах се­рьезно подрывало боевой дух японских пилотов. Что­бы воодушевить пилотов император Хирохито издал 7 декабря 1944 года эдикт, согласно которому учреждал­ся орден "Букосё" за военные заслуги. Прежде заслуги военнослужащих отмечались посмертным присвоени­ем очередного звания, а рядовые получали посмертно "Кинси Кунсё" (орден "Золотого Самолета"). "Букосё", который соответствовал американской Медали Почета или английскому "Кресту Виктории", нарушил японс­кую традицию награждать только погибших воинов. "Букосё" вручался командиром части и по его усмот­рению. Всего "Букосё" получили 89 человек, большин­ство из которых участвовали в системе ПВО Японских островов и отличились в бою с В-29.

Первыми кавалерами "Букосё" стали капитан Macao Итагаки и сержант Мацуми Накано из 244-го Сентая. Оба пилота в ночь на 3 декабря 1944 года тара­нили американские бомбардировщики. Накано смог посадить свой поврежденный самолет, а Итагаки пришлось прыгать с парашютом.

Первые удары камикадзе принесли успех, но американцы быстро научились патрулировать воздуш­ное пространство и перехватывать все самолеты про­тивника. Средний уровень японских армейских пило­тов упал ниже допустимого уровня, поэтому никаких шансов прорвать воздушный щит союзников у ками­кадзе не было. Сотни молодых пилотов были сбиты за много километров от указанных целей, в безнадежной попытке приостановить наступление американцев.

Битва за Окинаву для японской армейской авиации началась 14 января 1945 года и продол­жалась до середины июля. Однако уже в первые недели боев для всех было ясно, что на Окинаве неизбежно должен повториться тот разгром, что японцы потерпели на Филиппинах. Тем време­нем союзническая авиация начала наносить уда­ры по аэродромам на Кюсю, где базировались ка­микадзе.

Тем временем американцы подвергали Японию все более и более массированным бом­бовым ударам. "Началом конца" справедливо бу­дет назвать налет в ночь с 9 на 10 марта 1945 года, когда американцы впервые применили тактику "тотальной войны".

Причиной, по которой американцы были вынуждены сменить обычную тактику, было беспокойство командования по поводу все растущих потерь среди В-29, вызванных как японскими истребителями, так и зенитной артил­лерией. Американским летчикам приходилось действовать с максимальных высот, но достичь желаемой меткости, сбрасывая бомбы чуть ли не из стратосферы, было невозможно.

Смене тактики также способствовал ге­нерал Кертис Лемей (LeMay), в конце января 1945 года сменивший на посту командира XXI бом­бардировочного авиаотряда генерала Хейвуда Хенселла (Hansell). Обнаружив, что результаты бомбардировок неудовлетворительны, и понимая, что бомбить с более низких высот невозможно, Лемей принял решение применить тактику бом­бометания по площадям, вместо прежнего точеч­ного бомбометания. Кроме того, он решил пре­кратить дневные налеты, чтобы снизить потери. Таким образом американцы стали совершать на­леты только по ночам и несколько снизили высоту по­лета (до 2300 метров в районе цели), уйдя таким обра­зом от высотных реактивных истребителей японцев, сильно мешавших проводить дневные налеты в сере­дине 1944 года.

Наконец, чтобы максимально увеличить на­носимый ущерб, американцы начали широко исполь­зовать зажигательные бомбы, например 434-кг с "пи­ротехническим гелем". Дело в том, что большинство строений в Японии было деревянными, поэтому зажи­гательные бомбы действовали эффективнее фугасных.

В ограниченном количестве зажигательные бом­бы использовались и ранее, но в конце января 1945 года на Японию пролился огненный дождь. В результате в Токио выгорело около 40 квадрат­ных километров городской застройки, в огне по­гибло более 100000 человек. Используя новую тактику, американцы потеряли всего 14 В-29.

Японцы ничего не могли противопос­тавить американским ночным налетам, поэтому в спешном порядке в ночные истребители было переоборудовано несколько типов самолетов, в том числе двухмоторные разведчики Мицубиси

Ки-46 "Дина". Ки-46 были оснащены 20-мм пуш­ками, установленными под углом к горизонту. Такие пушки использовались для стрельбы сни­зу - однако без особого успеха. Небольшое коли­чество Ки-44 было вооружено крупнокалиберны­ми (по меркам авиации) 30-мм и 40-мм пушка­ми, размещенными в крыльях, но перегруженные самолеты практически не могли маневрировать на больших высотах. Применяли японцы и противосамолетные бомбы, и опять-таки с сомни­тельными результатами.

К весне 1945 года все японские авиача­сти были обескровлены - многие пилоты или ста­ли камикадзе или погибли в обычных воздушных боях. Ситуация становилась настолько острой, что японскому командованию пришлось отозвать из учебных частей списанных по состоянию здоровья пилотов и снова посадить их за штурва­лы боевых самолетов.

Среди вновь вставших в строй были такие пилоты, как капитан Йохеи Хиноку, поте­рявший правую ногу в бою с "Мустангами" в Бирме в конце 1943 года, сержант Юкио Симокава, ослепший на один глаз в результате ране­ния, полученного осенью 1943 года в Бирме в бою с В-24, и сержант Сатоси Анабуки, кото­рый доказал, что не потерял мастерства, сбив после возобновления полетов шесть "Хеллкетов".

Несмотря на все принятые меры по­давляющее большинство японских пилотов были новичками с минимальным количеством налетанных часов. Неудивительно, что такие не­обстрелянные летчики становились легкими жертвами американцев.

Много хлопот добавила японцам аме­риканская палубная авиация, которая соверши­ла первый налет на острова 16 и 17 февраля 1945 года. Два дня американцы непрерывно бомби­ли аэродромы вокруг Токио, нанеся японцам тя­желые потери. Японские пилоты на своих "Ос­карах II" и "Тодзё" безнадежно уступали аме­риканским истребителям F6F Hellcat и F4U Corsair.

После падения Иводзимы положение японских летчиков еще более осложнилось, по­скольку теперь американские одномоторные истребители получили возможность сопровож­дать бомбардировщики на всем протяжении маршрута. Впервые В-29 действовали под при­крытием истребителей 7 августа 1945 года. Р-5ID из 7-го истребительного авиаотряда сопровожда­ли В-29 из 73-го бомбардировочного крыла, бомбив­ших Токио. В этом утреннем налете американцы шутя добились 26 побед. В дальнейшем к сопровождению бомбардировщиков были привлечены P-47D/N. Япон­ские двухмоторные тяжелые истребители, как это преж­де случилось с немецкими Bf НО и Me 410, не смогли на равных спорить с одномоторными американскими истребителями и становились легкой добычей союзни­ческих пилотов.

Только два типа японских истребителей годи­лись на большее, чем служить мишенью для американ­ских летчиков. Это были Ки-84 "Хаяте" ("Гейл") и Ки-100 "Госикисен". В руках умелых пилотов эти машины превосходили "Хеллкеты", "Корсары" и "Мустанги". Однако в распоряжении японцев было всего несколько Ки-84, а Ки-100 (представляющий собой Ки-61, осна­щенный 1500-сильным двигателем Мицубиси Ха-112-II) был принят на вооружение только в марте 1945 года. Хотя эти два типа японских истребителей показали себя довольно эффективным средством в борьбе с В-29, аме­риканские истребители сопровождения быстро очисти­ли воздушное пространство над Японией от самолетов противника.

Последнее крупное сражение японской армей­ской авиации с американцами состоялось 25 июля 1945 года. 18 Ки-100 из 244-го Сентая завязали бой с деся­тью F6F-5 Hellcat из VF-31 над аэродромом Токаичи. В жестокой схватке капитан Цутае Обара (8 побед) стол­кнулся в воздухе с энсином Эдвином Уайтом (White) -оба пилота погибли. Вслед за этим были сбиты маши­ны фельдфебеля Син Икута и энсина Герберта Ло (Law), японский летчик погиб, а американский пилот был взят в плен.

244-й Сентай заявил 12 сбитых "Хеллкетов" при потере двух машин. Американцы в свою очередь заявили восемь побед и три вероятные победы при по­тере также двух истребителей. Самый результативный сентай, участвовавший в обороне Японского архипе­лага - 244-й - закончил войну, имея на боевом счету 102 сбитых и 192 поврежденных В-29.