Капитан Исаму Касииде

 

Под прозвищем "Короля охотников за В-29" Исаму Касииде получил известность в последние месяцы 2-й Мировой войны. Касии­де родился в 1915 году в префектуре Ниигата. Еще мальчиком Касииде мечтал стать летчиком-истребителем и воплотил свою мечту, поступив в феврале 1934 года в летную школу. В ноябре того же года Касииде закончил курс подготов­ки и был направлен в 1-й авиаполк.

В июле 1938 года его переводят в 59-и Сентай, дислоцированный на севере Китая. Однако к тому времени китайские ВВС уже были полностью ней­трализованы, поэтому Касииде долго не удалось одер­жать ни одной победы. Лишь в сентябре 1938 года его перевели служить на Халхин-Гол. Весной следующего года там начались бои и Касииде быстро наверстал упу­щенное. В сентябре, в один из последних дней конф­ликта ему пришлось вступить в бой с восемью И-16. В ожесточенной схватке Касииде удалось сбить два ис­требителя, хотя и сам он едва не был сбит.

После заключения перемирия, Касииде вер­нулся в Ханькоу, имея на боевом счету семь побед. Вес­ной 1940 года он получил назначение в 4-й Сентай, ба­зировавшийся на Формозе. Начало боевых действий на Тихом океане Касииде провел, выполняя патрульные полеты на устаревшем Ки-27. Затем его сентай участво­вал во вторжении на Филиппины, но очень быстро был отведен в Японию на аэродром Кодзуки, так что Каси­иде не успел одержать ни одной победы.

В середине 1943 года 4-й Сентай получил но­вые Ки-45 "Торю", но вскоре выяснилось, что двухмо­торные истребители плохо подходят для сопровожде­ния бомбардировщиков - основной предполагаемой роли. Однако вооруженные 37-мм пушкой, размещен­ной в носовой части фюзеляжа, и 20-мм пушкой, защи­щающей заднюю полусферу, Ки-45 идеально подходил к роли "Убийцы дракона" - В-29.

Как уже упоминалось выше, в ночь с 14 на 15 июня 1944 года американские бомбардировщики В-29, базировавшиеся на китайском аэродроме, совершили налет на Японию. Во время налета, бомбардировщики разрушили Императорский сталелитейный завод в Явате, а часть, в которой служил Касииде, как и другие ис­требительные части, пытались помешать американцам осуществить их план. Вернувшись на базу, лейтенант Касииде заявил две уверенные победы и одну вероят­ную. 20 августа, во время дневного налета, Касииде повторил свой успех и заявил три сбитых и три повреж­денных самолета.

Вскоре он разработал тактику боя с В-29 и обучал этой тактике своих подчиненных. Уже после войны Касииде рассказывал об этом так:

"Приближаешься к бомбардировщику на 1000 метров. В-29 оснащен 13 пулеметами. Если атаковать самолет с передней полусферы, то в твою сторону бу­дет развернуто 10 из них. Я всегда заходил спереди и всегда первым атаковал. Противник немедленно откры­вал ураганный огонь. Скажу вам, что это не очень при­ятно чувствовать себя пойманным на мушку. Если на­чинали сдавать нервы, я закрывал глаза и считал до трех. Открыв глаза я обнаруживал себя в 200 метрах от про­тивника. На расстоянии от 200 до 150 метров я выве­рял прицел. Сблизившись до 100 метров, уходил чуть вниз, сблизившись до 80 метров открывал огонь, затем резко пикировал и шел прямо вниз."

27 января 1945 года Касииде сбил над Токио В-29 из 878-й бомбардировочной эскадрильи 499-й бом­бардировочной авиагруппы. Бомбардировщик "Rover Boy Express" получил прямое попадание 37-мм снаря­да. Один из членов экипажа В-29 - 22-летний штурман Раймонд "Хеп" Халлоран (Halloran) - смог выпрыгнуть с парашютом.

8 мая лейтенант Касииде за отвагу, проявлен­ную в боях с бомбардировщиками противника, был представлен к "Букосё". Генерал-лейтенант Исаму Йокояма объявил летчику благодарность в приказе:

"27 марта 1945 года награжденный во время налета противника на северный район острова Кюсю предпринял стремительную атаку и сбил три В-29, по­вредив при этом еще несколько машин. Этот успех стал возможным благодаря отменному боевому духу и от­личной тактике ведения боя. Этот подвиг прославил Императорские боевые эскадрильи. Боевой счет пило­та выше всяких похвал. Таким образом, он достоин по­лучить Букосё 2-го класса."

До конца войны Касииде заявил 26 побед над В-29 (еще семь побед он одержал над Халхин-Голом). Историки до сих пор спорят относительно этих резуль­татов. Однозначно подтверждены победы только над семью В-29 и двумя И-16. Даже если это так, многие пилоты японской армейской авиации утверждают, что в одиночку сбить В-29 дело почти невозможное.

17 сентября 1985 года капитан Касииде встре­тил Раймонда Ф. Халлорана, сбитого им более 40 лет назад. Оба летчика пожали друг другу руки и порадо­вались тому, что уцелели во время войны.