Самолеты и форма асов

 

01.jpg

1. Ки-27-Оцу из 1-го Чутая 11-го Сентая, пилотированный фельдфебелем Хиромичи Синохара, Халхин-Гол, июнь 1939 года

Белая молния на хвостовом оперении - эмблема 1-го Чутая. На этом самолете летало несколько пилотов, красные звездочки обозначают победы над советскими истребителями. Этот самолет был потерян 25 июля, когда Хиромичи Синохара совершил вынужденную посадку. Синохара покинул поврежденный самолет и его подобрал другой японский пилот. 27 июня Синохара заявил победу над 11 советскими истребителями (вероятно летая на представленном самолете). До своей гибели 27 августа 1939 года он заявил 58 побед.

2. Ки-27-Оцу из 2-го Чутая 24-го Сентая, Халхин-Гол, 1939 год

Иероглифы на хвостовой части фюзеляжа читаются как "Аикоку 318 (Дай Го Каисима) " ("патриот 318 (№5 Каисима) "). Каисима - название организации, дотировавшей постройку этого самолета. Подобное финансирование было распространенным явлением в начале войны. На этом самолете в разное время летали сержант Чиёдзи Сайта (21 победа), мл. лейтенант Хёе Йонага (16 побед) и сержант Горо Нисихара (12 побед).

3. Ku-43-I из 3-го Чутая 64-го Сентая, пилотированный капитаном Каиуми Анма, аэродром Ипох, Малаш, январь 1942 года

Весной 1938 годна Анма одержал свою первую победу (над китайским И-16). В боях на Халхин-Голе он сбил еще пять самолетов. В августе 1940 года его назначили на должность командира 3-го Чутая. 8 апреля 1942 года Анма погиб в бою с Р-40 изАУО над Лойвином (Китай). До своей гибели он успел одержать 32 победы.

4. Ku-43-I из 3-го Чутая 64-го Сентая, пилотированный лейтенантом Сего Такеучи, Малазия, начало 1942 года

Хотя Такеучи по оценкам историков сбил более 30 самолетов противника, командир 64-го Сентая подполковник Татео Като запретил лейтенанту отмечать свои победы на фюзеляже самолета. После того, как Такеучи перевели служить в 68-й Сентай (Новая Гвинея), он быстро нарисовал на фюзеляже нового Ки-61 красных орлов - по числу своих побед.

02.jpg

5. Ku-43-I из 1-го Чутая 50-го Сентая, пилотированный сержантом Исаму Сасаки, Бирма, 1942 год

"Оскар " Исаму Сасаки служит наглядным примером того, насколько разрушителен климат джунглей для самолетов. Белые иероглифы на хвосте читаются "Тоби " - "коршун ". Самолеты 1-го Чутая 50-го Сентая получали собственные имена по названиям птиц. Сасаки одержал более 20 побед в боях в Индокитае, а закончил войну имея на счету 38 побед.

6. Ku-43-I из 3-го Чутая 50-го Сентая, пилотированный капралом Сатоси Анабуки и лейтенантом Сигеру Накаджки, Бирма, январь 1943 года

Сатоси Анабуки нанес на хвостовое оперение самолета три кружка, обозначающих победу. Первую победу капрал одержал 25 октября 1942 года (сбил Р-40), а вторую и третью - 19 января 1943 года (два "Харрикейна"). Накадзаки добавил еще девять кружков, прежде чем погиб 16 января 1943 года, вылетев на задание на другом Ки-43. Имя самолета -"Фубуки " ("метель ") - написано белыми иероглифами на хвосте самолета.

7. Ku-43-I из 64-го Сентая, пилотированный командиром сентая, майором Татео Като, Бирма, весна 1942 года

В отличие от командиров других сентаев, Като запрещал своим летчикам обозначать победы на фюзеляже. Этот Ku-43-I (серийный номер 318) отмечен широкой белой диагональной линией, проходящей сразу за задней кромкой крыльев. Эта линия позволяла пилотам быстро находить своего командира в бою.

8. Ku-43-I из 2-го Чутая 25-го Сентая, пилотированный Кусиро Отаке, Нанкин, Китай, лето 1943 года

Этот сентай был сформирован в октябре 1942 года в Канко как часть японских оккупационных войск в Китае. Сентай был оснащен Ku-43-I, в конце войны часть переоснастили Ки-84.

03.jpg

9. Ku-43-II из 3-го Чутая 54-й Сентая, пилотированный мастер-сержантом Акирой Сугимо-то, север Японии, конец 1943 года

Этим самолетом не раз управлял Акира Су-гимото в 1943/44 годах, патрулируя северное побережье Японии. В конце 1944 года Сугимото перевели служить на Филиппины, где ему впервые пришлось участвовать в воздушном бою. 7 января 1945 года он завязал бой в районе островов Негрос с четверкой Р-38 из 431-й истребительной эскадрильи. Спустя некоторое время на выручку Сугимото подоспел Ки-84 сержанта Мидзунори Фукуда из 71-го Сентая. В маневренном бое на низкой высоте один из американцев - командир 431-й эскадрильи, майор Том Макгир (38 побед) - не справился с управлением, свалился в штопор и разбился. Самолет Сугимото получил серьезные повреждения, и пилот, понимая, что дотянуть до базы не удастся, совершил вынужденную посадку на подходящей прогалине в джунглях. Посадка прошла благополучно, как по учебнику, но Сугимото не успел выбраться из кабины, как его застрелили филиппинские повстанцы.

10. Ku-43-II из 64-го Сентая, пилотированный капитаном ХидеоМиябе, Бирма, весна 1944 года

Хидео Миябе начал службу в 64-м Сентае в апреле 1944 года, а через год возглавил эту часть. Несмотря на 12 побед, Миябе не любил общаться с журналистами и никогда не отмечал свои успехи. Обратите внимание, что на самолете нет характерной для командирских машин диагональной полосы на фюзеляже.

11. Ku-43-II из 2-го Чутая 64-го Сентая, пилотированный капитаном Хидео Миябе, аэродром Палембанг, Суматра, лето 1943 года

На этом "Оскаре II" Хидео Миябе летал в середине 1943 года в Ост-Индии. Диагональная полоса, отсутствовавшая на предыдущем рисунке, на этом истребителе видна отчетливо. Подобная маркировка облегчала японским пилотам определять машину своего командира.

12. Ки-43-П из 3-го Чутая 64-го Сентая, пилотированный лейтенантом Йохеи Хиноки, аэродром Мингаладон, Бирма, ноябрь 1943 года

Командир 3-го Чутая, капитан Ясухико Ку-рое летал на этом самолете до марта 1943 года. Затем его на этом посту сменил младший лейтенант Такеси Эндо. 15 мая 1943 года Эндо погиб в бою, летая на другом самолете. Командирская машина вместе с должностью командира чутая досталась лейтенанту Йохеи Хиноки. Хиноки летал на этом самолете до 25 ноября 1943 года, когда его сбил Р-51А Гарри Мелтона, командира 311-й бомбардировочно-ис-требителъной авиагруппы.

04.jpg

13. Ки-43-II из 3-го Чутая 59-го Сентая, пилотируемый мастер-сержантом Томно Хирохата, Новая Гвинея, пето 1943 года

Томио Хирохата был учеником Ясухико Ку-рое, пока их часть базировалась в Китае. Уроки ветерана очень пригодились пилоту, когда он попал в Новую Гвинею. Ему удалось уцелеть и вернуться в Японию, после чего он участвовал в битве за Окинаву. До своей гибели 22 апреля 1945 года он заявил 14 побед.

14. Ки-43-II из 1-го Чутая 33-го Сентая, пилотированный капитаном Киёси Намай, аэродром Гелунбанг, Суматра, лето 1944 года

Киёси Намай служил командиром 1-го Чутая с июня 1943 по май 1944 года. За это время ему удалось 16 раз одерживать победу. Самолет командира чутая носил опознавательный знак - широкую полосу вокруг фюзеляжа.

15. Ки-43-III-Ко из 1-го Чутая 64-го Сентая, пилотированный фельдфебелем Косуке Цубо-не, аэродром Кракор, Индокитай, Май 1945 года

Косуке Цубоне одержал более 10 побед и заслужил "Букосё", сражаясь в Индокитае. Награду асу вручил 10 июня 1945 года в Пномпене генерал-лейтенант Такеси Xammopu, командующий 5-й Воздушной дивизией. Цубоне закончил войну на аэродроме Кракор и вернулся в Японию в мае 1946 года.

16. Ки-43-П-КАИ из 1-го Чутая 64-го Сентая, пилотированный командиром чутая, майором Тоёки Это, Сайгон, Индокитай, июль 1944 года

Командир 64-го Чутая, майор Тоёки Это занимал свой пост с июня 1944 по апрель 1945 года, прежде чем его отозвали в Японию и поставили во главе 1-го Дайтая 111-го Сентая (эскадрильи), оснащенного Ки-100. Во главе 1-го Дайтая Это был с июля 1945 года до конца войны. Всего Это одержал 12 побед, в том числе две - над Халхин-Голом.

05.jpg

17. Ки-43-Ш-Ко, пилотированный командиром 64-го Сентая, майором Хидео Миябе, аэродром Кракор, Индокитай, май 1945 года

На хвосте иероглифы читаются "Асо " - по названию префектуры, где родился Миябе. Во 2-й Мировой войне 64-й Сентай довольно редко участвовал в воздушных боях, поэтому даже в конце войны на вооружении части оставалось много устаревших самолетов. Последней потерей сентая был сержант Хидео Като, сбитый над аэродромом Винх в Индокитае, отрядом P-51D из 26th FS/5th FG.

18. Ки-43-Пиз 2-го Чутая 59-го Сентая, пилотированный капитаном Сигео Нанго, аэродром Бут, Новая Гвинея, сентябрь 1943 год

Пользующийся большой популярностью среди подчиненных, Сигео Нанго со временем стал командиром 59-го Сентая, когда все вышестоящие командиры погибли в бою. Над Новой Гвинее Нанго одержал 15 побед (многие на этом Ки-43). 23 января 1944 года Нанго погиб над Веваком, во время боя с В-24.

19. Ku-43-II из 25-го Сентая, пилотированный майором Тосё Сакагава, аэродром Ханькоу, Китай, весна 1944 года

Два нуля, изображенные на хвосте самолета, - довольно редкое обозначение машины командира сентая. Сакагава - безжалостный в бою - отлично умел выжать из своего устаревшего самолета все, что только можно и даже больше. Например, в мае 1944 года он в одиночку сбил над Ханькоу три Р-51В/С; вполне вероятно, что это он сделал именно на этом самолете. В декабре 1944 года Сакагава погиб на Филиппинах, летя в качестве пассажира на транспортном самолете. До своей гибели ему удалось одержать 49 побед.

20. Ки-44-Н-Хей из 3-го Чутая 70-го Сентая. Пилотированный капитаном Йосио Йосида, аэродром Касива, Япония, июнь 1945 года

Это был личный самолет Йосио Йосиды, командира чутая с февраля 1945 года до конца войны. Первые две победы на новом посту, Йосида одержал 13 и 15 апреля 1945 года. К концу войны на его боевом счету значилось шесть сбитых и один поврежденный В-29 - прекрасное достижение, учитывая то, что капитан летал на устаревшем самолете. За свои достижения Йосида был представлен к "Букосё".

06.jpg

21. Ки-44-П-Хей из 3-го Чутая 70-го Сен-тая, пилотированный младшим лейтенантом Ма-кото Огава, аэродром Касива, Япония, июнь 1945 года

Макото Огава обозначал свои победы над В-29 красными стилизованными орлами. Будучи первым по результативности "охотником за В-29" 70-го Сея-тая, Огава сбил семь В-29 и два "Мустанга " за что был представлен к "Букосё".

22. Ки-84-Ко из 246-го Сентая, пилотированный фельдфебелем Кендзи Фудзимото, аэродром Тайсё, Осака, Япония, июль 1945 года

На этом самолете иногда летал Кендзи Фудзимото, сбивший три В-29 (из них два таранил -13 и 16 марта 1945 года). За этот подвиг его наградили крестом "Букосё". 14 августа 1945 года Фудзимото погиб в бою с P-47N в районе озера Бива - всего за сутки до конца войны.

23. Ки-45-КАИ-Ко из 3-го Чутая 5-го Сентая, пилотированный командиром чутая, капитаном Фудзитаро Ито, аэродром Kuecu, Япония, март 1945 года

На этом самолете Фудзитаро Ито сбил одержал большинство из своих 13 побед над В-29. За свой подвиг Ито был представлен к "Букосё". Белые иероглифы на хвосте читаются "Кудзурю " (девяти-головый дракон в японской мифологии).

24. Ки-45-КАИ-Хей из 4-го Сентая Кайтен-Тай, пилотированный лейтенантом Миосабуро Ямамото, Япония, начало 1945 года

На хвосте самолета буквами японского алфавита Миосабуро Ямамото написал свое имя - традиция летчиков-камикадзе. 18 апреля 1945 года Ямамото погиб, таранив на этом самолете В-29 над префектурой Фукуока.

07.jpg

25. Ки-45-КАИ-Ко из 2-го Чутая 4-го Сен-тая, пилотированный лейтенантом Исаму Kacuu-де, аэродром Кодзуки, Япония, 1944/45 годы

Летая на этой машине, Исаму Касииде использовал свою смертоносную тактику лобовой атаки - таким образом ему удалось сбить 26 В-29. Основное вооружение самолета - 37-мм пушка. Заднюю полусферу самолета защищал стрелок-наблюдатель, в распоряжении которого был 7.92-мм пулемет - практически бесполезное устройство.

26. Ки-45-КАИ из 2-го Чутая 4-го Сентая, пилотированный фельдфебелем Садамицу Кимурой, аэродром Кодзуки, Япония, январь 1945 года

Самолет вооружен парой 20-мм пушекХо-20, размещенных диагонально (подуглом 70°) на месте 250-литрового бака. Это вооружение с успехом использовалось Кимурой, который сбил 22 В-29, прежде чем его самого сбили бортовые стрелки американских бомбардировщиков в ночь с 13 на 14 июля 1945 года.

27. Ки-45-КАИ из 2-го Чутая 4-го Сентая, пилотированный лейтенантом Ханносином Нисио, аэродром Кодзуки, Япония, июнь 1945 года

Надпись в хвостовой части гласит, что этот самолет куплен на деньги, собранные в префектуре Ямагучи - месте, где базировался 4-й Сектой. Ханно-син Нисио, сбивший минимум пять В-29, обычно летал на этом самолете.

28. Ки-45-КАИ из 3-го Чутая 53-го Сентая, пилотированный сержантом Нобудзи Негиси, аэродром Мацудо, Япония, ноябрь 1944 года

На хвосте этого самолета изображена стилизованная цифра "53 ". На этом, вооруженном 20-мм пушками тяжелом истребителе Кавасаки Ки-45, ас Нобудзи Негиси сбил шесть и повредил семь В-29.

08.jpg

29. Ки-61-1-Хей из 244-го Сентая, пилотированный сержантом Macao Итагаки, аэродром Чофу, Токио, январь 1945 года

Итагаки служил в эскадрилье, задачей которой было таранить В-29 (Синтен Сейку Тай). Белый символ катаканы на хвосте самолета - первая буква фамилии пилота. 3 декабря 1944 года Итагаки тарант и повредил В-29 из 498th BG (T49 Long Distance). После тарана пилот выпрыгнул с парашютом. За этот подвиг Итагаки был представлен к кресту "Букосё". 27 января 1945 года Итагаки таранил другой В-29 и снова прыгнул с парашютом и получил второй "Букосё ". С марта по май Итагаки сопровождал камикадзе на задания к Окинаве. Он дожил до конца войны, став таким образом одним из двух летчиков, дважды представленных к "Букосё".

30. Ku-61-I-Xeu из 2-го Чутая 244-го Сентая, пилотированный мастре-серзкантом Тадао Суми, аэродром Чофу, Токио, ноябрь 1944 года

Тадао Суми в совершенстве овладел Ки-61. Свои способности он проявил в рядах 56-го Сентая, куда он был переведен в декабре 1944 года. До конца войны Суми сбил пять В-29 и одного P-51D.

31. Ки-61-1-КАИ №3295 из 244-го Сентая, пилотированный командиром сентая, капитаном Терухико Кобаяси, Япония, январь 1945 года

На этом самолете Терухико Кобаяси 27 января 1945 года таранил В-29. Таран произошел на высоте 9000 метров над Фудзиямой. Японский пилот благополучно выпрыгнул с парашютом, отделавшись царапиной на носу.

32. Ки-61-1-КАИ №3024 из 244-го Сентая, пилотированный командиром сентая, капитаном Терухико Кобаяси, Япония, декабрь 1944 года

На борту этого Ки-61 изображены четыре силуэта, обозначающие победы пилота над 5-29. Всякий раз, пересев на новый самолет, Кобаяси просил своего механика нарисовать на фюзеляже эти силуэты. В конце войны на самолете Кобаяси красовалось 14 таких отметок, обозначающих как сбитые, так и поврежденные самолеты. Однако некоторые историки ставят результаты пилота под сомнение и утверждают, что он сбил только три В-29 и два "Хеллкета ", повредив еще девять В-29.

09.jpg

33. Ки-61-1-КАИ №3024 из 244-го Сентая, пилотированный командиром сентая, капитаном Терухико Кобаяси, Япония, апрель 1945 года

На этой иллюстрации изображен тот же самолет, но спустя несколько месяцев. Под фонарем кабины на фюзеляже видны силуэты десяти В-29 и двух "Хеллкетов ". Силуэт одного из В-29 пересекает красный силуэт Ки-61 - обозначение тарана произошедшего 27 января над Фудзиямой. На хвостовом оперении самолета белыми иероглифами написано "Хиссё" ("Уверен в победе"), что должно было благотворно сказаться на боевом духе летчиков.

34. Ки-61-1-КАИ из штабного звена 244-го Сентая, пилотированный сержантом Киёси Андо, Япония, январь 1945 года

Киёси Андо был ведомым капитана Терухико Кобаяси. 29 января 1945 года Андо повторил подвиг командира, таранив над Фудзиямой В-29. Однако Андо повезло меньше, чем Кобаяси - при столкновении сержант погиб.

35. Ки-61-1-Оцу из 2-го Чутая 68-го Сентая, пилотированный капитаном Сего Такеучи, Вевак, Новая Гвинея, октябрь 1943 года

Многие асы японской армейской авиации предпочитали Ки-61, а не Ки-43, поскольку "Хъен " нес более мощное вооружение, броневую защиту и развивал большую скорость пикирования. Полностью использовал возможности самолета Сего Такеучи, наверное, самый лучший пилот в Новой Гвинее. Всего до своей гибели 15 декабря 1943 года пилот успел одержать более 30 побед. Такеучи погиб, когда его поврежденный Ки-61 разбился при заходе на посадку.

36. Ки-84-Ко из армейского летного испытательного центра, пилотированный мастер-сержантом Исаму Сасаки, аэродром Фусса, Токио, 1945 год

Сасаки сбил три В-29 в ночь на 25 мая 1945 года, летая на этом самолете. Ветеран многих кампаний одержал не менее 38 побед, в том числе шесть В-29 (плюс три поврежденных). За эти достижения пилот стал кавалером "Букосё".

10.jpg

37. Ки-84-Ко из 1-го Чутая 103-го Сентая, пилотированный капитаном Томодзиро Огава, аэродром Итами, Япония, январь 1945 года

Белые иероглифы на хвосте самолета читаются "Муцу" (название префектуры, где родился Огава). Подобные надписи делали для поднятия боевого духа пилотов. Кроме того, подобные надписи служили в качестве амулетов. Многие самолеты 1-го Чутая носили названия птиц. 10 июня 1945 года Огава был представлен к "Букосё". Всего Огава одержал 19 побед, в том числе над пятью "Мустангами" и двумя "Тандерболтами ".

38. Ки-84-Ко из штабного чутая 50-го Сентая, пилотированный майором Коки Кавамото, Пномпень, Индокитай, апрель 1945 года

Коки Кавамото начал летать на этой машине после того, как в апреле 1945 года принял командование 50-м Сентаем. Иероглиф на хвосте самолета читается "Они " ("дьявол "). Голубая молния на фюзеляже означает принадлежность к штабному чутаю (красная молния означала 1-й Чутай, желтая - 2-й, белая - 3-й Чутай).

39. Ки-84-Ко из 3-го Чутая 103-го Сентая, пилотированный лейтенантом Сигеясу Миямото, аэродром Итами, Япония, январь 1945 года

Сигеясу Миямото впервые участвовал в воздушном бою в январе 1945 года. 15 апреля он вел восьмерку истребителей, шедших бомбить аэродромы на севере Окинавы. На обратном пути японцам пришлось вести бой с "Хеллкетами ". Миямото был ранен, его самолет поврежден, поэтому пилоту пришлось совершить вынужденную посадку на острове Токуно. 4 мая его представили к "Букосё" за героизм проявленный при битве за Окинаву.

40. Ки-84-Ко из 1-го Чутая 103-го Сентая, пилотированный капитаном Томодзиро Огава, аэродром Итами, Япония, январь 1945 года

Йодзиро Огава участвовал в битве за Окинаву. Основной задачей пилота было сопровождать камикадзе на задания, а затем подтверждать успешность атаки. Иногда они добивали корабли, пораженные камикадзе. 29 апреля Огаву представили к "Буко-сё ", награду вручал командующий 6-й Воздушной дивизией генерал-лейтенант Мичихиро Сугавара.

11.jpg

1. Сержант Сатоси Анабуки - ведущий ас японской армейской авиации времен 2-й Мировой войны - изображен на рисунке в период, когда он служил инструктором в истребительной школе в Акено (весна 1944 года). Он обмундирован в типичный летний летный комбинезон и коричневые кожаные сапоги - характерные для летчиков армейской авиации (летчики палубной авиации носили черные сапоги). В экипировку летчика входит парашют Тип 97 с механизмом быстрого отстегивания, расположенным на животе. На белой нашивке на лямке парашюта написано "сержант Анабуки ". На левой руке Анабуки носит белую перчатку - в эту руку пилот был ранен, 8 октября 1943 года во время вылета, в котором он сбил сразу пять самолетов, и рана в то время еще не зажила.

2. Мастер-сержант Масузава - один из лучших асов 1-го Сентая -изображен в типичном для боев на Халхин-Голе летном комбинезоне. Погода на Хал-хин-Голе была очень переменчивая и чтобы не замерзнуть на большой высоте пилоты носили зимний шерстяной комбинезон с меховой подкладкой. Кроме того, пилот носит зимний шлем с меховой подкладкой и замшевые перчатки. В ранней модели комбинезона имелись набедренные карманы с клапанами, но они часто мешали в полете, поэтому во время 2-й Мировой войны клапаны с карманов убрали. Парашютная "сбруя " Тип 97, на правом рукаве нашит знак различия.

3. На этом рисунке представлен тропический вариант летной униформы, распространенной в Индокитае и на Новой Гвинее. Униформа состоит из рубахи с коротким рукавом и брюк имеет свободный покрой и сшит из ткани оливкового цвета. На рисунке изображен капрал Су суму Кадзинами из 68-го Сентая, базировавшегося на Новой Гвинее. Уставы не предусматривали определенного места ношения знаков различия, поэтому японские армейские летчики нашивали знаки на рукав, воротник или грудь.

12.jpg

4. Капитан Фудзитаро Ито из 5-го Сентая собирается сесть в кабину своего Ки-45 на аэродроме Киёсу, Япония, март 1945 года. Перехват В-29 происходил на больших высотах, поэтому японские пилоты носили летные комбинезоны с электрическим подогревом. Проволочные термоэлементы, зашитые внутри комбинезона, придавали ему мешковатый вид по сравнению с прежними моделями, утепленными мехом. Офицеры часто брали с собой в полеты свой самурайский меч. Хотя в воздухе он был совершенно бесполезен, меч служил символом власти, а также своеобразным амулетом. Знаки различия нашиты на левый рукав.

5. Младший лейтенант Йохеи Хиноки из 64-го Сентая изображен на этом рисунке обмундированным в повседневную униформу. Рисунок относится к периоду службы Хиноки в Китае (весна 1942 года). Со временем Хиноки заслужит славу "японского Дугласа Бейде-ра (Bader) ", поскольку потеряв ногу в одном из боев, продолжит боевые вылеты. Вместо летных сапог Хиноки обут в повседневные сапоги, носимые с униформой. На голове младшего лейтенанта мягкое кепи, в левой руке он держит самурайский меч. На кепи нашита желтая пятиконечная звезда - в палубной авиации носили аналогичную звезду с якорем. На груди нашиты крылья - престижная эмблема армейской авиации.

6. Фельдфебель Макато Огава был лучшим асом 70-го Сентая (Ки-44), сбив семь В-29 и два P-51D. Огава обмундирован в стандартный летный костюм без мехового воротника. Японский флаг, нашитый на левый рукав говорит о том, что это летчик авиации ПВО Японии. В феврале 1945 года генштаб предписал всем пилотам авиации ПВО носить подобные нашивки после случая, когда один японский пилот был сбит и на земле забит до смерти японскими крестьянами, принявшими его за американца. Некоторые летчики носили такие нашивки на обоих рукавах, другие - только на шлеме. Набедренные карманы - без клапанов (см. подпись к рисунку 2). В этих карманах пилоты носили перчатки, топографические карты и аптечки первой помощи. Черный шарф, повязанный вокруг шеи пилота - неуставной элемент одежды.