Патрулирование "Западного Вала"

 

Хотя вдоль франко-германской границы зи­мой 1939/40 года не было столь ожесточенных воз­душных баталий, как это имело место на побережье Германии, активность авиации в этом районе был неизмеримо выше, чем активность наземных родов войск. И не вина летчиков в том, что этот период получил название "странной войны" или "зицкрига".

Пехота с обеих сторон надежно укрылась в блинда­жах оборонительных линий (линии Мажино и линии Зигфрида или Западного вала) и первое время ни немцы ни французы не пытались нарушить устраи­вающий всех status quo. Основные события развора­чивались не на земле, а в воздухе. Все восемь месяцев позиционной войны нарастало напряжение воздуш­ных сражений. Обе стороны старались оградить свое воздушное пространство. И если сначала истребители перехватывали одиночные разведывательные самоле­ты, то к концу этого периода истребителям пришлось иметь дело с крупными отрядами бомбардировщиков.

В отличие от сравнительно немногочислен­ных и стабильных по составу дивизионов, прикры­вающих Германию с севера, истребительные части вдоль Западного вала стремительно набирали чис­ленность, получая одно пополнение за другим. На Западный фронт направили не только львиную долю частей, завершивших участие в польской кампании, но и несколько внутренних воздушных флотов, после того, как фашистское руководство убедилось в том, что союзники не собираются бомбить объекты в глу­бине территории Германии. Кроме того, полным хо­дом шло формирование новых дивизионов, которые должны были войти в состав тех истребительных полков, которые пока имели только по два дивизиона.

Именно одному из только что сформиро­ванных дивизионов повезло одержать первую победу на Западном фронте. Первые несколько дней войны ни французы ни англичане не проявляли никаких признаков активности. Тем временем на фронт при­был II./JG 52. Этот дивизион был сформирован на базе 11 ./JG 72 в Бёблингене под руководством гауптмана Ганса-Гюнтера Корнацкого (Kornatzki), который позднее прославит свое имя разработкой штурмовой тактики Fw 190, оказавшей столь сильное влияние на успех противовоздушной обороны Рейха.

8 сентября звено (Rotte - пара самолетов) Bf 109D из II./JG 52 патрулировало воздушное про­странство в районе Рейна. В ходе полета немецкие пилоты обнаружили французский разведывательный "Мюро 115", который явно интересовался мостом у Келя. Немцы немедленно атаковали противника и со второго захода очередь, пущенная лейтенантом Пау­лем Гутбродом (Gutbrod) привела к тому, что француз взорвался в воздухе. Гутброд получил Железный крест 2-го класса, но сам погиб 1 июня 1940 года во время атаки наземных сил французской армии у Бельваля в Арденнах.

Несколькими часами раньше на соседнем участке фронта севернее Карлсруэ произошла стычка I между самолетами люфтваффе и Агтйе de Г Air. Чет­верка (по немецкой терминологии Schwarm) Bf 109E из I./JG 53 попыталась завязать бой с шестью фран­цузскими самолетами "Кертисс Н-75А Хок". Сраже­ние завершилось боевой ничьей, ни одна из сторон не потеряла ни одного самолета, хотя Bf 109 командира I звена получил серьезное повреждение двигателя. Пытаясь совершить вынужденную посадку поблизо­сти от Вёльферсвайля, пилот получил легкое ранение, поскольку его самолет "дал козла" на рыхлом грунте и при скорости 120 км/ч опрокинулся кабиной вниз. Три здоровенных арбайтера с местной фермы попы­тались перевернуть самолет, но не смогли этого сде­лать, и обер-лейтенант Вернер Мёльдерс, лучший пи­лот легиона "Кондор", имевший к тому времени на счету уже 14 сбитых самолетов противника продол­жал болтаться вниз головой внутри тесной кабины своего истребителя. Только при помощи отряда зе­нитчиков Мёльдерс сумел выбраться из ловушки. Это приключение стоило ему смещения позвоночника и несколько дней обер-лейтенант пролежал не вставая.

На следующий день оберфельдфебель Валь­тер Гриммлинг (Grimmling) из 1./JG 53 открыл сезон охоты на французские разведчики типа "Блох", сбив один "Блох 131". Еще один "Блох 131" сбили летчики из JG 52. А два "Блоха 200" стали первыми жертвами JGr. 152.

На протяжении последующих недель и ме­сяцев все истребительные части, дислоцированные вдоль Западного вала, будь то только что сформиро­ванные дивизионы, или дивизионы, существовавшие уже пять лет, прошли боевое крещение, одержали первые победы и понесли первые потери. В этот пе­риод начали свою карьеру более десятка будущих асов. Многие из них в последствии перешагнут от­метку в 100 сбитых самолетов, а один перевалит за 200.

Но один из пилотов, начавший подсчет сби­тых им французских самолетов, к тому времени уже был достаточно известен и имел на счету четыре воз­душные победы, одержанные им еще в Испании. Обер-лейтенант Рольф Пингель (Pingel), командир 2./JG 53 сбил 10 сентября разведчик "Мюро" после чего получил должность командира I./JG 26. В даль­нейшем Пингель добавил к своему счету еще 21 са­молет противника, прежде чем был подбит и совер­шил вынужденную посадку 10 июля 1941 года в рай­оне Дувра. Вместе с Пинглем в руки союзников попал почти неповрежденный экземпляр новейшего истре­бителя люфтваффе Bf 109F-1.

20 сентября бывший ас легиона "Кондор" смог расквитаться за свое неудачное начало. Залечив ранения, Вернер Мёльдерс сбил один французский "Кертисс Н-75А" из двух, сбитых в тот день. RAF также понесли в тот день потери - два "Фейри Баттлз" из 88-й эскадрильи RAF не смогли уйти от несколь­ких Bf 109D из JGr. 152. Спустя четыре дня еще один пилот JGr. 152 и будущий ас лейтенант Хартманн Грассер (Crasser) сбил английский "Хок" - это был первый из 103 самолетов, сбитых Трассером за всю войну.

25 сентября фельдфебель Хайнц Бер (Вег), который закончит войну в чине оберст-лейтенанта, имея на счету 220 воздушных побед и летая на реактивном Me 262, сбил еще один из вездесущих фран­цузских "Хоков".

30 сентября произошел один из самых ожес­точенных воздушных боев, в котором участвовали машины из I. и II./JG 53. К вечеру этого дня пилоты "туз пик" заявили о 13 воздушных победах, потеряв при этом четыре самолета. Среди своих достижений они отмечали полный разгром отряда в пять "Фейри Баттлз" из 150-й эскадрильи RAF. Среди отличив­шихся был командир II./JG 53. гауптман Гюнтер фон Мальтцан (von Maltzahn), а также Вольфганг Липперт (Lippert) и Йозеф Вурмхеллер (Wurmheller) - все трое будущие Expert'ы.

Весь октябрь на фронте царило относитель­ное спокойствие - обе стороны накапливали силы. В это время в люфтваффе было сформировано несколь­ко новых истребительных дивизионов, а часть уже существовавших дивизионов перебросили со спокой­ных участков фронта на самый горячий сектор - от южной точки Люксембурга вдоль Саара до Карлсруэ.

Здесь проходила северная часть франко-германской границы, ограниченная с севера Герцог­ством Люксембург. Этот район немцы называют Dreilendereck (букв, "угол трех государств"). Еще дальше к северу враждующие стороны разделялись нейтральной Голландией. Поэтому участок южнее "угла" был самым коротким путем для разведыва­тельных самолетов союзников, пытавшихся разузнать немецкие секреты, в том числе и положение в Руре -сердце германской промышленности. Однако пилоты из JG 53 надежно перекрыли этот воздушный кори­дор, и многие разведывательные полеты союзников заканчивались не успев толком начаться. Лишь не­многие самолеты союзников проскальзывали через густую сеть, поэтому пилоты из истребительных пол­ков 2-го воздушного флота (сначала JG 26, а затем JG 27, JG 51, JG 54), расположенных вокруг Кёльна, скучали без дела до мая 1940 года.

Только одна эскадрилья из II./JG 52 оказа­лась в непосредственной близости от фронта, В то время как дивизион располагался в тихом Беблингене, высшее командование люфтваффе решило пере­садить одну эскадрилью дивизиона с Bf 109 на би­планы Heinkel He 51, чтобы использовать эскадрилью для ночного дежурства. По чистой случайности два командира эскадрилий в II./JG 52 были однофамиль­цами. Обер-лейтенант Хайнц Шуман (Schumann) ко­мандовал 4./JG 52, а обер-лейтенант Август Вильгельм Шуман (откликавшийся также на прозвища "Свен" и "Rabatz") возглавлял 5./JG 52. Чтобы различать обеих Шуманов, первого звали "Длинный Шуман", а второ­го "Короткий Шуман". Именно эскадрилью "Короткого Шумана" было решено переоснастить. Шуман сильно протестовал против этого, в результа­те его эскадрилья осталась при своих Bf 109. Тем не менее в 5./JG 52 прибыла дюжина Не 51. На протяже­нии нескольких недель эскадрилья находилась в ис­ключительном положении: днем пилоты летали на Bf 109, а ночью пересаживались на Не 51! Спустя неко­торое время весь дивизион перебросили под Лахен-Шпайердорф, и старые бипланы пришлось сдать.

В октябре 1939 года был сформирован но­вый дивизион - III./JG 53, во главе которого стал уже совсем оправившийся после ранения Вернер Мельдерс. Как и сентябрь, октябрь завершился большой дракой. 30 октября тройка "Бленхеймов I" из 18-й эскадрильи RAF отправились на разведку с аэродрома в Меце. Однако ни одному самолету так и не удалось добраться до цели. Первый "Бленхейм" перехватили пилоты из III./JG 53, патрулировавшие район Трира. Первую победу нового дивизиона и вторую победу в войне одержал Вернер Мельдерс. Второй разведчик добрался до Оснабрюка, но здесь его поймала в пере­крестье прицела пара Bf 109 из I./JG 21. Этот дивизи­он всего три недели назад прибыл на Запад из Поль­ши и за это время уже успел сменить Bf 109D на бо­лее новые Bf 109E. Победу записал на свой счет лей­тенант Хайнц Ланге, будущий ас и кавалер Рыцарского креста. Ланге закончит войну в должности коман­дира JG 51 - истребительного полка, получившего имя Мёльдерса.

6 ноября лейтенант Макс Штотц из I./JG 76 - еще один участник польской кампании и будущий ас, успевший сбить 189 самолетов противника, преж­де чем в 1943 году погибнуть на Восточном фронте -сбил под Франкфуртом свой первый самолет, кото­рым оказался "Бленхейм I" из 57-й эскадрильи RAF. Но в этот же день на Западном фронте произошло самое крупное воздушное сражение, из всех, что про­исходили до сих пор. Этот бой дорого обошелся люфтваффе. Майор Ханнес Гентцен поднялся с аэро­дрома в Лахен-Шпайердорфе во главе 27 Bf 109D из JGr. 102 и повел свой отряд патрулировать воздушное пространство над Сааром. Там немцы повстречали девять французских "Хоков Н-75А" из GC П/5, со­провождавших разведчик "Потез 63". Общего боя не получилось - сражение распалось на несколько инди­видуальных поединков, в которых было сбито четыре немецкие машины. В числе погибших оказались два командира эскадрилий - обер-лейтенант фон Роон и обер-лейтенант Келлнер-Штайнметц. Еще четыре "Мессершмитта" совершили вынужденную посадку, один пилот был ранен. Потери французов составили всего один Н-75А, который записал на свой счет ко­мандир дивизиона. Но этот сомнительный успех не уберег Гентцена от вызова в Берлин "на ковер" объ­яснять, по какой причине его дивизион потерял в одном бою четверть личного состава и треть парка машин. Гентцену удалось отвертеться, заявив, что Bf 109D, так хорошо себя показавшие в польской кам­пании, безнадежно уступают стремительным Н-75А. Спустя несколько дней дивизион перебросили на более спокойный участок фронта. Там начался уже давно ожидаемый переход дивизиона с Bf 109 на Bf 110. Свою девятую победу - очередной Н-75А - Гент­цен одержал 7 апреля 1940 года над Аргонном, уже летая на двухмоторном "церштёрере". Таким образом Гентцен смог обойти Вернера Мёльдерса. Но девятая победа стала для Гентцена последней. 26 мая 1940 года Гентцен погиб. В тот день англичане предпри­няли неожиданный рейд на базу I./ZG 2 в Нефшато. Гентцен немедленно сел в самолет для отражения налета. Вторым членом экипажа был дивизионный адъютант. Однако при взлете Bf 110 зацепил хвостом за деревья стоявшие на кромке взлет­ного поля и рухнул. Оба летчика мгновенно погибли.

На следующий день после провала JGr. 102, то есть 7 ноября, свои первые победы одержали два других будущих аса люфтваффе - лей­тенант Иоахим Мюнхеберг (Muncheberg) из III./JG 26 сбил "Бленхейм I" из 57-й эскадрильи RAF над Рейном севернее Кёльна, и гауптман Вольф-Дитрих Вильке (Wilcke), командир одной из эскадрилий III./JG 53, разделавшийся с "Потезом 637" над Сааром. Начав счет своим побе­дам в один день, оба пилота и дальше шли "ноздря в ноздрю". Оба получили Мечи к Дубовым листьям, сбили бо­лее ста самолетов (Мюнхеберг 135, Вильке 162), были назначены на должность команди­ра полка (Мюнхеберг в JG 77, Вильке в JG 3) и оба погибли в бою. Мюнхеберг был сбит английскими "Спитфайрами" в Северной Африке 23 марта 1943 года, а Вильке - американскими "Мустангами" над Рейхом ровно год спустя - 23 марта 1944 года.

22 ноября еще одна пара будущих асов и ка­валеров Дубовых листьев одержала свою первую победу. Первый, обер-лейтенант Герман-Фридрих Йоппин (Joppien) из I./JG 2, сбил "Моран-Сольнье М.406", однако и сам был сбит в этом бою, но уцелел и смог довести свой счет до 69 побед, прежде чем погибнуть в России в августе 1941 года. Второй, лей­тенант Гельмут Вик (Wick) из I./JG 2, сбил Н-75А из GC П/4. I./JG 2 долго и бесцельно патрулировал небо над Берлином, прежде чем дивизион был наконец переброшен поближе к фронту в Франкфурт-Ребшток.

За один год 24-летний Гельмут Вик сделал головокружительную карьеру с должности командира звена из 3-й эскадрильи на должность командира JG 2 "Richthofen". Вик описал свою первую победу в жур­нале люфтваффе "Der Adler". Сражение проходило над линией фортификационных сооружений:

"Поскольку французы не часто залетали на нашу территорию, я и мой ведомый решили сами наведаться к ним. Попутный восточный ветер помо­гал нам в этом. Возле Нанси я внезапно заметил большую группу самолетов, шедших на высоте 6000 метров. Мгновенно сообразив, что это самолеты про­тивника, мы начали кружить. Два самолета отдели­лись от общей группы и резко снижаясь направились к нам. Теперь я смог определить тип самолетов - это были истребители "Кертисс".

Тогда мы снизились и начали ожидать, пока французы догонят нас. Один из французов сел мне на хвост и я начал набирать высоту, пытаясь оторваться. Я до сих пор отлично помню красно-бело-синие кон­центрические круги на французском самолете. Сна­чала француз действовал сломя голову, паля в мою сторону изо всего бортового оружия. Скажу вам, что это довольно неприятное ощущение - чувствовать себя на мушке.

Неожиданно "для француза я переложил штурвал, начал пикировать и, воспользовавшись пре­восходством в скорости, легко ушел от преследовате­ля. Когда мой противник исчез вдалеке, я посмотрел влево в поисках других самолетов, но никого не обнаружил. Когда же я гля­нул вправо, то сначала не поверил сво­им глазам. Прямо на меня неслись четыре самолета с радиальными двига­телями, и каждый стрелял в мою сто­рону. В голове у меня промелькнула глупая мысль: "Они что, собираются меня сбить?"

Но это была секундная сла­бость. Что, опять удирать от врага? Нет! Настало время нанести ответный удар. Один из самолетов противника начал снижаться. Сжав зубы я перело­жил штурвал, нажал на педаль и начал правый вираж, чтобы атаковать при­ближающийся французский самолет.

К тому времени как я выпол­нил разворот, первый самолет уже открыл огонь. Второй истребитель французов шел вслед за первым. Я пошел в атаку на первого. Это был страшный момент, когда я видел прямо передо мной стволы, изрыгающий огонь. Однако мы находились слишком близко друг от друга, чтобы вести прицель­ный огонь. Французы пролетели надо мной и я ока­зался нос к носу с третьим самолетом.

Я слегка подправил прицел и когда самолет противника оказался точно в центре нажал на гашет­ку. Все происходило как на занятиях в летной школе. Очередь, пущенная мною, попала точно в цель, вы­рвав несколько кусков обшивки истребителя. Оба ведомых сбитого француза развернулись и отлетели в сторону.

Четвертый французский самолет также об­стрелял меня, но все мимо. Тем временем два отле­тевших самолета продолжали набирать высоту. Я последовал их примеру. Топлива у меня оставалось ровно столько, чтобы дотянуть до аэродрома. Мой ведомый, который тоже вернулся на базу в целости и сохранности, потерял меня в общей сутолоке боя после первого же моего маневра."

В конце своего рассказа Вик признался, что этого боя вполне вероятно могло и не быть. Дело в том, что незадолго перед вылетом истребитель Вика был вымыт, и на высоте обшивка самолета стала об­растать льдом. Поэтому пилот колебался, а не возвра­титься ли ему назад. Вообще, в тот год зима была морозная и снежная, часто стояла нелетная погода.

Именно в тот период произошло первое столкновение немецких и английских истребителей. 22 декабря самолеты из III./JG 53 сопровождали пару разведывательных "Дорнье" Do 17. Группа летела вдоль Саара, когда далеко внизу показались три анг­лийских истребителя. Устремившись вниз, Мёльдерс сбил левого англичанина с первой попытки. Спустя секунду, правого англичанина сбил командир 8./JG 53 обер-лейтенант Ганс фон Хан (Hahn) - еще один бу­дущий кавалер Рыцарского креста. Оба истребителя, которых первоначально немцы приняли за MS.406 начали падать вниз, оставляя за собой хвосты дыма и пламени. В действительности, это были "Харрикейны I" из 73-й эскадрильи RAP. Оба пилота - сержанты Дж.Уинн (Winn) и Р.Перри (Perry) - сразу погибли, прошитые пулями немецких пулеметов.

Хотя в первые недели нового года погода оставляла желать лучшего, 10 января 1940 года пило­ту одного из самых южных дивизионов, дислоциро­ванном в верхнем Рейне, удалось сбить самолет, про­должив, таким образом, путь к вершинам славы. К тому времени обер-лейтенант Райнхард Зайлер (Seller) уже имел на счету девять побед, одержанных им в Испании. Перед началом войны Зайлер служил в I./JG 70. После начала боевых действий на западе, дивизи­он переименовали в I./JG 54 и перебросили в Ойтинген. Тем временем Зайлер занял пост командира 1 ./JG 54. Летя во главе звена из своей эскадрильи Зайлер сбил низколетящий "Потез 63", возвращавшийся с разведывательного полета в районе Фрайбурга. Са­молет упал менее чем в километре от швейцарской границы, к северо-востоку от Базеля.

К концу третьей недели марта погода улуч­шилась и активность на фронте заметно возросла. Наступление хорошей погоды немцы отметили оче­редной воздушной победой. На этот раз жертвой Bf 109Е из I./JG 26 стал английский разведывательный "Спитфайр" №3069 из отряда фоторазведки (Photographic Development Unit - PDU). Самолет был сбит 22 марта у самой голландской границы южнее Арнема.

Спустя четыре дня старые враги встрети­лись опять. III./JG 53 и 73-я эскадрилья RAF здорово помяли друг другу бока. В результате боя три немец­ких Bf 109 совершили вынужденную посадку в рай­оне Трира, а английскому пилоту Э.Дж. "Кобберу" Кейну (Kain) (будущему английскому асу) пришлось прыгать с парашютом, после того как фельдфебель Вайгельт (Weigelt) всадил в "Харрикейн" англичани­на смертельный заряд свинца. Мёльдерс также сбил самолет. Это была шестая победа гауптмана во 2-й Мировой войне. Следует заметить, что Мёльдерс опять неверно определил тип сбитого им самолета. Хотя он утверждал, что сбил очередной MS.406, в действительности его жертвой стал "Харрикейн" Н. "Фанни" Ортона (еще одного будущего английского аса). Впрочем, англичанин смог дотянуть до базы на полуживом самолете.

В последний день марта пилоты из II./JG 53 занимались охотой на MS.406. Группу французских истребителей этого типа немецкие летчики застали врасплох, что стоило союзникам шести машин. В этом бою свою вторую победу одержал командир дивизиона "Генри" Мальтцан, а сразу три победы записал на свой счет будущий ас люфтваффе, а пока обычный лейтенант, Герхард Михальский (Michalski). Обер-лейтенант Хайнц Бретнютц (Bretnbtz) также сбил один самолет, хотя неверно посчитав истреби­тель за бомбардировщик типа "Веллингтон".

2 апреля Мёльдерс сбил еще один "Харрикейн", пилотированный взводным офицером С.Д. "Пасси" Пальмером (Palmer) из 1-й эскадрильи RAF. 20 апреля Мёльдерс не дал уйти Н-75А. Также 20 апреля по самолету сбили два бывших аса легиона "Кондор" - обер-лейтенант Отто "Оч" Бертрам (Bertram) из I./JG 2 (8 побед в Испании) и гауптман Хорст "Якоб" Титцен (Tietzen), командир 5./JG 51 (7 побед в Испании). Бертрам сбил Н-75А в районе Саарбрюкена, а Титцен - "Блох 174" к юго-западу от Страсбурга. Вечером того же дня оберфельдфебель Вилли Шмале (Schmale) из IV.(N)/JG 2 сбил над Дармштадтом "Фейри Баттлз" из 218-й эскадрильи RAF. Этот англичанин стал последним самолетом этого типа, потерянным во время "странной войны" и первым самолетом, сбитым ночной истребительной авиацией люфтваффе. Спустя пять дней после этого Фёрстер собьет свой "Хемпден" над Зильтом, а пер­вая официально признанная победа ночной авиации будет зарегистрирована лишь три месяца спустя, и принадлежать она будет все тому же Фёрстеру. Летая на Bf 109 в составе III./NJG 1 Фёрстер собьет над Гельголандом ранним утром 9 июля 1940 года анг­лийский "Уитли".

21 апреля летящий на большой высоте "Спитфайр" №3071 из PDU был перехвачен к югу от Штуттгарта шестеркой Bf 109E из II./JG 51. Немцы зашли англичанину с задней полусферы, поэтому английский пилот обнаружил преследование когда уже было поздно. Несколькими очередями, немцы повредили двигатель "Спитфайра", летчик выпрыг­нул с парашютом и был взят в плен. Хотя среди шес­ти преследователей были будущие асы - обер-лейтенант Йозеф "Йошко" Фёцё (Fuzu) и лейтенант Эрих Хохаген (Hohagen) (одержавшие во время войны 27 и 55 воздушных побед), "Спитфайр" записали на счет оберфельдфебеля Иоганна Илльнера (Illner). 5 ноября Илльнер будет сбит над Эссексом и попадет в плен к англичанам, успев к тому времени одержать всего 7 побед.

23 апреля Вернер Мёльдерс сбил девятый самолет противника - последний свой самолет за "странную войну". Жертвой аса стал сержант С.Н.С. Кемпбелл (Campbell) из 73-й эскадрильи RAF. В тот же день 73-я эскадрилья не досчиталась еще одного пилота. После этой победы люфтваффе в значитель­ной степени умерило свою деятельность на Западном фронте - началась подготовка к наступлению.

О том, что "странная война" 1939/40 года была "странной" только на земле, но не в воздухе, говорит число сбитых самолетов. На счету немецких истребителей 160 самолетов союзников, из них 73 сбили пилоты из JG 53, прикрывавшие Саар, самый горячий участок Западного фронта. Если польская кампания дала люфтваффе Гентцена, оборона побе­режья - Шумахера, то в воздушных боях над "Западным валом" прославил себя новый ас - Вернер Мёльдерс.