Тобрук

 

К апрелю 1941 г. части «Аф­рика Корпс» вышли на подступы к Тобруку. Немецкие истребители ба­зировались на Эйн-Эль-Газала, этот аэродром находился всего в восьми милях западнее порта. Летчики «мессершмиттов» обеспечивали надежную защиту экипажам Ju-87B-2 из II./StG 2, периодически совершавших нале­ты на оборону Тобрука. Контратаки союзников выражались в форме бом­бежек и штурмовок позиций немец­ких войск, воздушные бои между ис­требителями люфтваффе и истреби­телями союзников участились. Не­мецких пилотов удивила тактика, ко­торую исповедовали летчики RAF и южноафриканских ВВС. В то время как в люфтваффе уже давно летали в гибком и легко управляемом строю «кончики пальцев» (четверка самоле­тов), англичане ходили громоздкими «стаями». Как выразился один немец­кий летчик, их строй «напоминал гроздь винограда». Пилоты союзни­ков имели только один шанс проти­востоять атакам «мессершмиттов» -используя меньший радиус виража своих «Харрикейнов» выстроиться в оборонительный круг. От немецких летчиков требовались крепкие нервы и готовность идти на риск при по­пытке проникнуть внутрь такого кру­га и попробовать атаковать отдель­ные самолеты; «Харрикейны» при­крывали друг друга огнем. Лишь от­дельные летчики калибра Марселя атаковали вставшие в оборонитель­ный круг самолеты союзников.

Тактика действия немецких истребителей базировалась на пре­восходстве в скорости: пикирование, атака и стремительный выход из ата­ки, участия в «собачьей схватке», по возможности, следовало избегать. Подобная тактика доказала свою чрезвычайную эффективность в воз­душных боях над пустыней. Отлич­ная видимость также была на руку летчикам люфтваффе - самолеты со­юзников часто сбивались раньше, чем их летчики успевали отреагиро­вать на угрозу. Кроме того, прозрач­ный воздух и ровная местность об­легчал и подтверждение победы -взрыв от столкновения самолета с землей был виден издалека. «Ягдфлигеры» нередко наведывались на мес­та падения сбитых ими самолетов, чтобы по традиции взять из них су­вениры на память. Благодаря превос­ходной тактике пилоты Bf 109 одер­живали победы, в то же время им ред­ко удавалось целиком уничтожить группу бомбардировщиков или ис­требителей противника, которые быстро распадались на части. Оче­видно, что в сложившейся ситуации ни одна из сторон не могла добиться решительного успеха.

Подобная ситуация сложи­лась и на земле, где паритет в танках не позволял ни одному из противни­ков развить успех. Союзники проти­вопоставили колющим ударам Роммеля тесное взаимодействие авиации и сухопутных войск, подобной коо­перации немцам достигнуть так и не удалось. С другой стороны, люфт­ваффе имело поддержку со стороны своих итальянских партнеров и имело, в отличии от RAF, развитую транспор­тную авиацию, которая оказывала ог­ромную помощь в поддержании боес­пособности ударных сил.

Несмотря на то, что немцы хорошо относились к своим итальян­ским союзникам, широко распрост­ранено мнение будто бы итальянцы имели устаревшие самолеты и негод­ную тактику. Отчасти подобные ут­верждения были справедливы вплоть до осени 1941 г., пока в Северной Аф­рике не появились истребители Макки С.202.

В ответ на приостановку Роммелем попыток захватить Тобрук, союзники предприняли наступатель­ные операции ограниченного масш­таба. Две таких атаки, известные как операции «Брэйвити» и «Крусейдер», успеха не имели, но они послужили сигналом к началу кампании ограни­ченных ударов, державших в посто­янном напряжении силы Африканс­кого корпуса. Окончательный ре­зультат зависел от прибытия среди­земноморских конвоев с живой силой и техникой.

Пока пилоты I./JG-27 одержи­вали победы в небе Пустыни, летчи­ки других стаффелей эскадры готови­лись к более значительному для нем­цев сражению. После успешного за­вершения кампании в Греции, груп­па II./JG-27 вернулась в Германию, в то время как самолеты III группы 5 мая приземлились на аэродромах Си­цилии.