Очередные налеты на Мальту

 

Альберт Кессельринг коман­довал всеми авиационными и зенитно-артиллерийскими подразделения­ми на Средиземноморском театре военных действий, и он только при­ветствовал усиление авиационной группировки на театре, когда в но­ябре из центральной России на Сре­диземноморье был отозван II воз­душный корпус Бруно Лортцера. Помимо бомбардировщиков под ко­мандованием Лортцера находились истребители трех групп 53-й эскад­ры и II группы 3-й эскадры. Всем им предстояло принять участие в масси­рованных налетах на Мальту.

Самолеты JG-53 в преддверии воздушной операции перебросили на Сицилию, ими командовал майор Гюнтер фон Мальтцан, наиболее из­вестными пилотами эскадры были командир I группы гауптман Герберт Кимински, командир стаффеля I группы обер-лейтенант Фрилгит-Карл «Тутти» Мюллер, фельдфебель Герберт Ролльваг и гауптман Вольф-Дитрих Вильке. Большинство летчи­ков JG-53 имело на своем счету сби­тые самолеты противника.

Налеты на Мальту уже нача­лись, когда III./JG-53 направили с Сицилии в Ливию на помощь стаффелям JG-27, испытывавшим тяже­лый прессинг со стороны авиации союзников. Северо-африканская группировка истребителей усилива­лась за счет прибытия III./JG-27, та­ким образом, появился шанс впервые после начала войны в пустыне со­брать в одном месте все три группы 27-й эскадры. В Ливию были на­правлены III группа и штаб 27-й эс­кадры, эскадрой командовал майор Бернард Вольденга. Среди летчиков, которым предстояло сражаться в небе Пустыне, находился лучший ас JG-27 обер-лейтенант граф фон Кагеник (65 побед). Остальные группы JG-27 с радостью готовились при­нять пополнение, поскольку бороть­ся с постоянно усиливающейся авиа­цией союзников становилось все труднее и труднее. Как уже говори­лось выше, 13 группа потеряла обер-фельдфебеля Альберта Испенлауба, сбившего с апреля по декабрь 14 вра­жеских самолетов.

После того как III./JG-27 при­ступила к боевой работе, 17 декабря III группу 53-й эскадры вернули из Ливии на Сицилию. Вскоре 27-я эскадра по­несла тяжелую потерю - в день Рождества был смертельно ранен обер-лейтенант граф фон Кагеник.

Активность авиации обоих сторон зависела от запасов горюче­го, которые, в свою очередь, зависе­ли от своевременных поставок из метрополий. Результаты «блитца» люфтваффе на Мальту не замедлили сказаться: транспортные Ju-52 стали спокойно пересекать Средиземное море, не опасаясь базировавшихся на Мальте истребителей RAF. Транс­портная авиация сумела перевезти в Африку столько топлива, что Ром-мель посчитал возможным перейти к активным наступательным действи­ям. К январю 1942 г. немцы отбили у англичан Эйн-Эль-Газалу, но глав­ным призом для Роммеля стал Тоб­рук. Немцы вошли в Тобрук 28 янва­ря. На отбитых у англичан бывших аэродромах люфтваффе Мартуба, Тмими и Дирна было обнаружено большое количество поврежденных самолетов, только на летном поле Дирны их было более 100. Большин­ство английских самолетов уничто­жила на земле немецкая авиация. Зато в небе летчики JG-27 нашли изо­билие целей, чем и не преминули вос­пользоваться. 14 января Bf 109 из П./ JG-27 перехватили «Харрикейны» из 94-й эскадрильи, несмотря на то, что английские истребители тоже стали практиковать строй «кончики паль­цев», быстро сбили четыре самолета RAF. все четыре «Харрикейна» запи­сал на свой счет унтер-офицер Хорст Рюйтер. К частью для союзников ка­рьера Рюйтера завершилась, едва на­чавшись. - он был сбит в мае и попал в плен.

Постоянно возрастал личный счет таких летчиков, как Отто Шульц из II группы, Хомут и Марсель из 1.1 JG-27. 8 февраля Марсель одержал свою 40-ю победу и стал и стал самым результативным немецким летчиком-истребителем Северной Африки.

Личный счет «экспертов» рос гораздо быстрее, чем личный счет остальных пилотов, впрочем, точно так же дела обстояли на всех театрах военных действий, а не только в Ли­вии. Индивидуальные качества лет­чиков люфтваффе раскрывались до­статочно быстро, после чего на наи­более результативных пилотов начинали «работать» другие летчики, да­вая асам возможность сбивать где угодно и когда угодно. По количе­ству побед Хомут и Шульц сравня­лись с Марселем уже 9 февраля, на счету всех трех асов было по 40 сби­тых. Через три дня Шульц отличил­ся в бою с «Киттихауками» из 94-й эскадрильи, которые штурмовали аэродром Мартуба. Шульц сумел взлететь прямо во время налета. Не­мецкие летчики оценивали «Киттихаук» немногим лучше, чем «Харрикейн», у них были на то весомые об­стоятельства. Взлетев в крайне небла­гоприятных условиях, Шульц сбил ни много, ни мало - пять самолетов, в том числе и «Киттихаук» команди­ра эскадрильи И. М. «Имши» Мэйсона - лучшего аса союзников на Сре­диземноморье.

14 февраля летчики RAF зая­вили о 20 сбитых истребителях про­тивника, в то время как на самом деле потери люфтваффе составили три сбитых Bf 109 и два - поврежденных. За свои успехи Марсель и Шульц были удостоены Рыцарских крестов, став Ritterkreuztrager; в JG-27 уже было четверо Ritterkreuztrager - Хо­мут, Рёдель, Франнискет и Редлих. В конце февраля Шульца отозвали в Германию для обучения на офицерс­ких курсов.

В марте 1942 г. на Мальте при­землился первый «Спитфайр», одна­ко ожидания англичан, связанные с использованием на Средиземном море, истребителей фирмы Супермарин не оправдались. Немецкие Bf 109 по прежнему свободно выбирали

цели в воздушном пространстве из­рытой бомбами Мальты, все попыт­ки обороняющихся изменить ситуа­цию немедленно пресекались. Впро­чем, удача не всегда сопутствовала немцам 10 апреля был сбит и попал в плен имевший на своем счету 40 по­бед ас из III./JG-53 лейтенант Герман Ньюхофф. Через четыре дня зенит­ки, прикрывавшие мальтийский аэродром Луга, сбили командира П./ JG-53 гауптмана Карла-Гейнца Крахля.