Конец эры

 

Утром 1 сентября летчики П./ JG-27 получили задание на ведение свободной охоты. Шестерка истре­бителей взлетела в 7 ч 36 мин, среди летчиков, сидевших в кабинах само­летов были Рёдель, Зиннер и обер-фельдфебель Герберт Кренцке, на счету последнего к этому времени числилось 11 побед. «Мессершмитты» перехватили две группы бомбар­дировщиков «Балтимор» и «Бостон», которые охраняло около 80 истреби­телей. Попытку «мессершмиттов» прорваться к бомбардировщикам пресекли истребители сопровожде­ния. В завязавшейся схватке Зиннер сбил два самолета противника, Рё­дель - один, но и самолет Кренцке поджег «Спитфайр» из 601-й эскад­рильи. Немцы определили свои побе­ды как «истребители Кертисс», точ­ную марку сбитых английских истре­бителей, как и во многих других ана­логичных ситуациях, установить не удалось и после войны.

В 8 ч 40 мин 1 сентября чет­верка Bf 109 из II./JG-27 вступила в бой с восьмеркой бомбардировщи­ков и двадцатью истребителями, а вскоре к месту боя подошли еще 30 «Харрикейнов». Результаты состояв­шегося воздушного боя не известны.

На обратном пути от места боя четверку «мессершмиттов» ата­ковали 12 «Харрикейнов» из 1-й юж­ноафриканской эскадрильи. Эти ис­требители осуществляли «ближнее» прикрытие «Харрикейна» - развед­чика из 80-й эскадрильи RAF. Атаку «Харрикейнов» поддержали «Спитфайры» высотного прикрытия из 92-й эскадрильи, которые свалились с 5000 м на летевших на высоте 500 м «мессершмиттов». Однако на помощь «ягдфлигерам» подошла десятка Bf 109, в результате «Харрикейны» ока­зались втянуты в тяжелую схватку. А вскоре в бой вступили «мессершмитты», сопровождавшие пикирующие бомбардировщики. Южноафриканцы пытались вызвать по радио по­мощь, но - безуспешно.

Группу Ju-87 сопровождали истребители из I./JG-27, но они не сумели защитить бомбардировщики от атаки «Спитфайров». Другое дело, что пилоты «Спитфайров» не вос­пользовались моментом и повредили только одну «Штуку».

Марсель и его ведомый обер-лейтенант Шланг вместе с 13 други­ми летчиками-истребителями из I группы и 15 Bf 109 из III./JG-27 в это время сопровождали другую группу Ju-87. Между 8.45 и 9.00 Марсель и Шланг подверглись атаке 16 англий­ских истребителей. «Йохен» мгновен­но развернулся на противника и сра­зу же открыл огонь. За несколько се­кунд Марсель сбил три «Спитфайра». после чего попытался вернуться к пикирующем бомбардировщикам, но его зажала шестерка уцелевших «Спитов».

Марсель видел свой шанс на спасение в атаке лидера английских истребителей. «Йохен» правым пере­воротом вышел из-под удара и сам занял положение для атаки - еще один «Спитфайр» устремился к земле. На уничтожение четырех самолетов не­мецкий «эксперт» затратил менее 80 снарядов и порядка 240 патронов. Далеко не каждый летчик-истребитель люфтваффе мог похвастаться подобной эффективностью пушечно-пулеметного огня! В этом бою были сбиты летчики фельдфебель Бирбин из I группы и фельдфебель Гар из III группы, они попали в плен, где и про­вели остаток войны.

12 самолетов I группы вновь поднялись в воздух в 11.20, им пред­стоял вылет на сопровождение пики­рующих бомбардировщиков. На маршруте к точке рандеву с Ju-87 «мессершмитты» встретили две груп­пы бомбардировщиков союзников. Марсель отделился от группы и ата­ковал головное звено «Киттихауков», которые уже успели встать в оборонительный круг. «Эксперт» бесстрашно спикировал прямо в центр круга и сбил два «Киттихаука». Выход из атаки, пикирование - и еще один «Киттихаук» идет к земле. В третьем заходе Марсель сбил еще два истребителя фирмы Кертисс. Затем Марсель увеличил свой счет до шес­ти побед в одном бою (девять за один день!), после покинул место схватки.

Звено Марселя уже развора­чивалась на курс, ведущий к аэродро­му Фука, когда появилась новая группа английских самолетов. Мар­сель одержал свою десятую за день победу.

Ведомый Марселя Шланг сбил еще один «Киттихаук», но не удержался в строю за своим ведущим и очутился вплотную с английским самолетом, чем не переминул вос­пользоваться. Шланг отправил «Кит­тихаук» на землю, счет немецкого летчика выросло 11 побед. Еще один «Киттихаук» сбил в том бою лейте­нант Риммер. На аэродроме Марселя встретил командующий 2-м воз­душным флотом генерал-фельдмар­шал Альберт Кессельринг и лично выразил благодарность за утреннюю работу.

Третий раз за день Марселль поднялся воздух вечером. Одиннад­цать истребителей должны были рас­чистить воздушное пространство пе­ред налетом бомбардировщиков Ju-88. За несколько минут между 18.47 и 18.53, Марсель сбил еще пять анг­лийских самолетов - все они были «Харрикейнами» из 213-й эскадри­льи. Два «Харрикейна» из той же 213-й эскадрильи сбил Штальшмидт и лейтенант Карл фон Лирз-у-Вилкау - один.

В конце тяжелого дня, кото­рый практически весь состоял из од­ного непрерывного воздушного боя, личный счет Марселя вырос на 16 побед. Ни один летчик люфтваффе не смог повторить его результат в боях с западными союзниками, только на Восточном фронте одному пилоту удалось превзойти Марселя - летчик за один день уничтожил 18 русских самолетов.

1 сентября интенсивные воз­душные бои шли над всем районом сухопутного сражения. Истребители, несмотря на все их усилия, не смог­ли закрыть небо от бомбардировщи­ков союзников. Несколько самолетов сбили немецкие зенитки, но Роммель все равно понес большие потери в технике. Особенно в танках, в резуль­тате чего был вынужден перейти к обороне.

К сентябрю 1942 г. летчики JG-27 стали регулярно встречать в боях над линией фронта «Спитфайры» Mk.VB/C, немецкие аэродромы почти ежедневно подвергались штур­мовкам «Харрикейнов» Mk.IIC. Не­смотря на свое численное превосход­ство, союзники первыми вступали в бой с истребителями люфтваффе только когда находились в выгодном тактическом положении. Крупный воздушный бой произошел 3 сентября, схватка продолжалась 20 минут. Как обычно разведывательный «Харрикейн» совершал полет под прикры­тием мощного эскорта из 24 истреби­телей этого же типа из 1-й и 24-й юж­ноафриканских эскадрилий. Группу английских самолетов перехватили 15 истребителей Bf 109F и Макки С.200/С.202.

Утром того же дня Марсель и Штальшмитд в составе небольшой группы Bf 109F уже провели бой с бомбардировщиками RAF «Бостон» и «Балтимор», а также с В-25 ВВС США. Всего же бомбардировщики союзников соверши 3 сентября более 200 самолето-вылетов. Двухмотор­ные самолеты союзников действова­ли под прикрытием «Киттихауков», «Харрикейнов» и «Спитфайров» ВВС Пустыни вместе с P-40F 57-й истребительной авиагруппы ВВС США. В ответ немецкие истребите­ли совершили не менее 139 самолето­вылетов. В общей сложности «ягдфлигеры» сбили 13 самолетов союзни­ков, но все они были истребителями, к бомбардировщикам Bf 109 про­рваться не удалось из-за сильного эскорта.

В ход схватки с прикрытием разведчика вмешались «Спитфайры» из 145-й эскадрильи, они повредили три истребителя ВВС стран Оси. Пи­лоты Макки и «мессершмиттов» сби­ли один «Спитфайр» и пару «Харри­кейнов». В ходе атаки бомбардиров­щиков Марсель и Шталыпмитд сби­ли по три «Киттихаука», немцы по­теряли два Bf 109. Этот бой Штальшмидт описал в письме домой:

- Сегодня я провел свой самый тяжелый бой. Наша восьмерка стол­кнулась с огромной массой вражес­ких истребителей. К концу схватки я был весь взмылен и чувствовал себя совершенно измотанным. Раз за ра­зом истребители союзников заходи­ли нам в хвосты. Три или четыре раза мне пришлось спасаться пикировани­ем, но каждый раз я снова вступал в беспорядочную свалку. Однажды мне показалась, что спасения уже нет: я пилотировал Bf 109 на пределе воз­можностей, своих и самолета, но «Спитфайр» не отставал. В после­дний момент его сбил Марсель, в этот момент «Спит» находился всего в 50 метрах сзади моего Bf 109. Через не­сколько секунд я заметил пристроив­шийся к хвосту Марселя английский истребитель. Я поймал врага в сетку прицела - никогда еще я не видел про­тивника так ясно - очередь, «Спит­файр» загорелся и устремился к зем­ле. К концу боя только я и Марсель смогли удержаться вместе, каждый из нас сбил по три самолета противни­ка. После боя я насчитал в своем ис­требителе 11 пробоин, были дырки и в самолете Марселя. Мы обнялись, но говорить были не в состоянии.

Воспоминания летчика уров­ня Шталыпмидта наглядно иллюст­рируют, что возросло не только ко­личество самолетов союзников, но и изменилась их тактика. Свою агрес­сивность союзники продемонстриро­вали через четыре дня после памят­ного для Штальшмидта боя, 7 сентяб­ря I группа понесла тяжелые потери. В 14.50 четверка Bf 109 взлетела на свободную охоту в район Эль-Аламейна. Вскоре охотники повстреча­ли добычу - «Харрикейн»-разведчик. Как всегда разведчика сопровождал мощный эскорт «Харрикейнов» Mk.IIC из 33-й и 213-й эскадрилий, как выяснилось «Харрикейнами» англичане не ограничились. Союзники скопировали тактику немцев: со сто­роны солнца на «мессершмитты» сва­лились «Спитфайры» Mk.VC из 601-й эскадрильи. «Ягдфлигеры» устре­мились на «Харрикейны», выбрали цели и открыли огонь. Однако на этот раз все пошло не «по правилам» - английские истребители вышли из-под удара, после чего атаковали сами. Два Bf 109 были сбиты, их пи­лотировали лейтенант фон Лиризу-Вилкау (24 победы) и Штальшмидт (59 побед). Фон Лириз смог посадить свой разбитый истребитель на вы­нужденную, но от «Фифи» Штальш­мидта фортуна отвернулась. «Экс­перт», совершивший более 400 бое­вых вылетов, погиб. Это произошло всего лишь через день после гибели фельдфебеля Гюнтера Штейнхаузена (еще один «эксперт», имевший 40 по­бед). Потеря таких летчиков отрази­лась на боевом духе личного состава I группы самым неблагоприятным образом. В воздушных боях над дру­гим участком фронта в тот неудач­ный для люфтваффе день Марсель сбил два самолета, еще два истреби­теля он сбил 11 сентября, семь побед одержал 15-го числа и семь 26 сентяб­ря. Всего за три с половиной недели сентября Марсель сбил 52 самолета противника!

Однако, неистовый темп боев стал сказываться даже на таких лет­чиках, как Марсель. Всего за три не­дели он сбил самолетов столько же сколько Шталыпмитд сбил всего, но потери боевых друзей омрачили ра­дость от собственных успехов. Истре­бители союзников действовали агрес­сивно как никогда прежде. 28 сентяб­ря Марсель сбил еще семь самолетов, доведя свой сентябрьский счет до 62 побед. После возвращения из после­днего в тот день боевого вылета Мар­сель выглядел полностью истощен­ным. Только что, он провел 15-ми­нутный бой со «Спитфайрами», в котором одержал свою последнюю 158-ю победу - абсолютный рекорд среди летчиков-истребителей, вое­вавших в Пустыне.

Существует много версий воз­душного боя, проведенного истреби­телями I./JG-27 30 сентября 1942 г. Перед летчиками I и III групп поста­вили задачу сопровождать пикирую­щие бомбардировщики. К удивле­нию летчиков, в воздухе они не встретили истребителей союзников. Мар­сель летел на совершенно новом Bf 109G-2/Trop, на обратном пути, уже возвращаясь на базу, «Йохан» доло­жил, что у его самолета возникли неполадки с масляной системой двига­теля. Через несколько секунд летчи­ки заметили дым, вырывавшийся из-под капота «мессершмитта» Марсе­ля. Пилот выпрыгнул из горящего ис­требителя, но Марселя со страшной силой ударило стабилизатором. Тело «эксперта» опускалось к земле под полуоткрытым куполом парашюта. Останки летчика нашли недалеко от места падения его истребителя.

Моральный эффект от гибели Марселя, Шталыпмидта и Штейнхаузена был настолько велик, что I группу 27-й эскадры пришлось не­медленно отвести из Северной Афри­ки на Сицилию. Боевой дух личного состава группы опустился до самого низкого за всю войну уровня. Адольф Галланд, посетивший вскоре после ужасных событий аэродром Фука посчитал положение, в котором ока­залось воздушное командование «Африка», ужасающем; против 80 немецких истребителей союзники имели более 800.

Боевые действия, между тем, велись даже с большей интенсивнос­тью, чем раньше. 9 октября аэродром Фука подвергся сильному удару «Балтиморов» и «Киттихауков». Особенно ожесточенно авиация со­юзников бомбила и штурмовала юж­ную оконечность аэродрома, где на­ходились стоянки Bf 109. Располо­женный всего в пяти минутах полета от Эль-Аламейна аэродром Фука представлял собой заманчивую и весьма уязвимую цель для нанесения подобных ударов. В результате нале­та 9 октября немцам пришлось спи­сать 18 Bf 109F-4 из 53-й и 27-й эс­кадр.