Новые противники

 

Усиление морской и воздуш­ной охраны северо-африканских конвоев позволило англичанам вос­становить свои силы на этом театре военных действий, однако Монтгомери принял решение нанести удар по Роммелю только тогда, когда 8-я ар­мия будет достаточно сильна для осу­ществления решительного наступле­ния. Битва за Эль-Аламейн началась 23 октября ожесточенными атаками танков и пехоты при поддержке ар­тиллерии и авиации, но наступатель­ный пыл немцев быстро иссяк. К кон­цу месяца «Африка корпс» перешел к обороне не в последнюю очередь из-за того, что авиация уже не могла оказывать необходимую поддержку наземным войскам. Истребители из Stab, II и III./JG-27, III./JG-53, Jabo I./Sch.G-2 по разным причинам дей­ствовали ниже своих возможностей.

27 октября в Африку вернулась с Си­цилии I группа 27-й эскадры, вместе с ней прибыли самолеты III./JG-77 в то же время Средиземное море пере­секли в обратном направлении истре­бители III./JG-53.

Предусматривалось, что 77-я эскадра целиком заменит JG-27, по­этому с Восточного фронта отозва­ли III./JG-77, вслед за III группой прибыл штаб эскадры во главе с гроз­ным командиром майором Иоахи­мом Мюнхебергом. За 18 месяцев кампании на Востоке Мюхеберг сбил более 100 самолетов противника, а его подчиненные под впечатлением побед первого, успешного для нем­цев, периода войны в России имели высокий боевой дух. То, что Север­ная Африка гораздо более опасный театр военных действия, чем Восточ­ный фронт, летчики JG-77 поняли очень быстро. Уже 29 октября, на сле­дующий день после прибытия в Аф­рику, был сбит «Спитфайрами» ко­мандир стаффеля гауптман Вольф-Дитрих Хай (40 побед), Хай выпрыг­нул с парашютом и попал в плен. В тот же день погиб ветеран северо-африканской кампании командир стаф­феля I./JG-27 гауптман Людвиг Францискет, на его счету числилось 37 сбитых.

В ноябре немцы начали отсту­пать под ударами союзников, поло­жение осложнилось настолько, что Роммель принял решение отвести войска из Египта и закрепиться в Киренаике. Вместе с сухопутными войсками отступали и Jagdwaffe, истребители перелетели на хорошо зна­комые летчикам аэродромы - Сиди-Баррани, Минастир, Гамбут. По мере отхода в западном направлении все больше и больше неисправных истре­бителей приходилось бросать на ос­тавляемых аэродромах, ввести маши­ны в строй не представлялось воз­можным. Количество боеготовых истребителей Bf 109G-2 в II./JG-27 сократилось до трех, но в Гамбуте группа получила новые Bf 109G-6 и к 6 ноября восстановила свою боес­пособность.

Через неделю эскадра покину­ла Африку, окончился самый слав­ный период истории JG-27. Штаб эс­кадры и I группу перебросили в Гер­манию, II группу - на Крит, III груп­пу - в Грецию.

Между тем, немецкая развед­ка узнала о планах проведения опе­рации «Торч» - высадки союзников во французской Северной Африке. В случае успеха высадки Африканский корпус оказался бы зажатыми меж­ду двумя наступающими армиями. В декабре из России в Африку перебро­сили II./JG-77, группой командовал гауптман Антон Мадер. После при­бытия на Средиземное море II./JG-77, II группу 27-й эскадры передислоци­ровали в Италию - с точки зрения личного состава группы, это была самое мудрое решение высшего ко­мандования - несколько недель ужас­ного отступления давали себя знать!