Rambler's Top100

Операция «Торч»

 

Одержав вскоре после прибы­тия в Африку свою 1000-ю за войну победу летчики I./JG-77, тем не менее, убедились в том, что здесь им проти­востоит серьезный противник, спо­собный сбивать их самолеты, даже если «мессершмитты» пилотируют «эксперты». Несколько Bf 109 из I группы было потеряно в первые дни боев.

Страны Оси переключили свое внимание на Алжир и Марокко. Для отражения агрессии союзников в этом районе в Тунис были направ­лены I и III./JG-53. в середине нояб­ря обе группы приняли участие в бо­евых действиях. На новом фронте пилоты «мессершмиттов» встретили сотни истребителей союзников, плотно прикрывавших свои наземные войска. В основном, это были истре­бители Р-38. Р-40. «Спитфайр» ВВС США. Противник не нуждался в под­креплениях, в то время как летчикам люфтваффе требовалась немедленная помощь.

Первой группой, переброшен­ной на вновь возникшее угрожаемое направление, стала II./JG-52, за ней последовала вооруженная FW 190A II./JG-2. II./JG-2 стала первой груп­пой на Средиземноморье, имевшей на вооружении FW 190A. Истреби­тельную группировку на Сицилии усилил 11-й стаффель 2-й эскадры, вооруженный Bf 109, стаффель нахо­дился в оперативном подчинении ко­мандования II./JG-53. На помощь П./ JG-51 был направлен 11-й стаффель 26-й эскадры.

Условия еще ухудшились, ког­да у истребителей люфтваффе в Аф­рике появился еще один противник -тяжелые американские бомбардиров­щики. Единственным утешением для немцев стала плохая подготовка лет­чиков ВВС США, американцы пла­тили высокую цену за уроки воздуш­ного боя, которые им преподавали «ягдфлигеры».

Бывали случаи когда немцы сражались с равными по мастерству пилотами, но им также встречались и самолеты абсолютно не способные противостоять Bf 109. Одной из та­ких машин был Бристоль «Бисли» - модификация бомбардировщика «Бленхейм V», предназначенная для штурмовки наземных целей; в носо­вой части самолета монтировалась батарея из четырех пушек. 4 декабря группа истребителей из 11 -го стаффе­ля JG-2, которую вел обер-лейтенант Юлиус Меймберг, перехватила одиннадцать «Бисли» и сбила все са­молеты противника. Юлиус Мейм­берг записал на свой счет три побе­ды. Подобные успехи случались крайне редко, в основном союзники летали на современных самолетах, тем не менее машины типа «Бисли» из 180-й эскадрильи RAF привлека­лись к нанесению ударов по немец­ким аэродромам. Причем порой ус­таревшие самолеты подвергались дополнительному риску, действуя без прикрытия истребителей.

На смену II./JG-53 пришла III группа этой же эскадры; JG-77 оста­валась на юге, JG-2 и JG-51 действо­вали в центральном Тунисе. По мере расширения масштаба боевых дей­ствий на втором африканском фрон­те потери росли во всех истребитель­ных группах, среди не вернувшихся из боя были и опытные асы. 2 января 1943 г. «Спитфайры» сбили фельдфе­беля Антона Хэфнира (20 побед), к счастью для его боевых друзей из П./ JG-51, раненый Хэфнир сумел поки­нуть самолет, после чего попал в больницу. С другой стороны «асы из асов», такие как Мюнхеберг, Бар, Хэкль и Фрейтаг добивались впечат­ляющих успехов и наращивали свои личные счета.

Среди членов «клуба 100» (летчики, сбившие 100 и более само­летов противника), воевавших на юге был лейтенант Вильгельм Криниус из I./JG-53, сбивший на Средиземномо­рье 14 самолетов союзников, после чего его суммарный личный счет со­ставил 114 сбитых. 13 января самого Криниуса сбил «Спитфайр». В боль­шей степени удача сопутствовала ко­мандиру III./JG-77 майору Курту «Кудделю» Уббену, 14 января он одержал свою 100-ю победу. Уббен в полной мере вкусил успех истребите­лей-бомбардировщиков на первом этапе средиземноморской кампании, когда будучи летчиком ВГ-109Е-4 77-й эскадры принял участие в потопле­нии 22 мая 1941 г. английского лин­кора «Уорспайт». Впоследствии Уб­бен командовал во Франции JG-2. На счету лейтенанта Эрнста-Вильгельма Рейнерта из H./JG-77 значилось 104 победы, большинство из которых он одержал на Восточном фронте. Днем его наивысшего успеха стало 13 мар­та 1943 г. Утром на линией Марета Ренерт сбил Р-40, а вечером он пора­зил, по крайней мере, пять истреби­телей Р-39 «Эйркобра». Тяжелые бои с американской армией шли в райо­не горного прохода Кассерин, одно­временно Роммелю приходилось от­ражать фланговые удары англичан в обход позиций у Эль-Хаммы. Еди­ный фронт постепенно распадался, возникали отдельные очаги сраже­ний. Активность авиации оставалась очень высокой, тяжелые потери несли обе стороны.

23 марта 1943 г. люфтваффе потрясла гибель одного из лучших летчиков-истребителей Рейха Иоахи­ма Мюнхеберга. В бою со «Спитфайрами» ВВС США Мюнхеберг сбил свой 135 самолет, после чего его са­молет столкнулся с поврежденным американским истребителем. Мюн­хеберг погиб. Место Мюнхеберга за­нял майор Иоханнес Штейнхофф, ранее воевавший в составе II./JG-52 на Восточном фронте. Имевший на своем счету 150 побед «Макки» Штейнхофф придерживался особого взгляда на военные усилия Германии и впоследствии резко критиковал высшее командование за неправиль­ное, по его мнению, использование истребительной авиации на Среди­земноморье. Штейнхофф был одним из немногих летчиков, уцелевших после разгрома Jagdwaffe на Среди­земноморье.

Присовокупив к 150 победам еще 18 сбитых самолетов в середине марта 1943 г. Штейнхофф вместе с II./JG-52 убыл во Францию. В это время немцы усилили истребительную группировку на Сицилии, к III./ JG-53 присоединилась II./JG-27. Пе­ред истребителями ставилась задача противодействовать участившимся налетам бомбардировщиков союзни­ков, в то же время им приходилось сопровождать транспортные самоле­ты, снабжавшие по воздуху Африканский корпус. Морские линии комму­никаций между Африкой и Италией перерезал британский флот, после чего все снабжение войск Роммеля велось только по воздуху. Сопро­вождение Ju-52 и гигантских Ме-323 не пользовалось популярностью сре­ди летчиков-истребителей. В случае нападения союзных истребителей на большие группы тяжело груженных транспортников, «ягдфлигеры» в лучшем случае могли сбить несколь­ко самолетов союзников, но не защи­тить от атак Ju-52 и Ме-323. Летчи­ки истребителей союзников просто старались не ввязываться в бой с «мессершмиттами», концентрируя усилия на главной добыче.

Сицилия и, в возрастающей степени, сама Италия становились основными районами базирования всей авиации люфтваффе на Среди­земноморье. Сухопутные войска со­юзников, исключая небольшую часть, отрезанную в Тунисе, тоже со­средотачивались здесь.

20 апреля 1943 г. из Северной Африки на Сицилию перелетели са­молеты II./JG-51. На маршруте Bf 109 перехватили «Спитфайры» и сбили два немецких истребителя. В этот день в бою со «Спитфайрами» ВВС США над линией фронта в Тунисе погиб гауптман Вольфганг Тонне, но прежде он записал на свой счет 121-го и 122-ю победу (в Северной Афри­ке Тонне сбил 21 самолет).

Теперь боевые вылеты в Тунис истребители выполняли с аэродро­мов Сицилии. Самолеты совершали перелет через море с подвешенными дополнительными топливными бака­ми, приземлялись на аэродромах под­скока, дозаправлялись и вновь взле­тали. Несмотря на постоянный риск попасть в плен (что в конце концов и произошло поздней весной) техни­ческий состав самоотверженно об­служивал истребители.

22 апреля 1943 г. началось ре­шительное наступление союзников, целью операции являлся полный раз­гром Африканского корпуса. Отра­зить удар немцы не могли. Попытки ослабить удары авиации союзников по войскам Роммеля предпринимали базировавшиеся на полуострове Бон истребители 77-й эскадры и действо­вавшие с Сицилии самолеты JG-27.

К 7 мая союзники захватили Бизерту и Тунис, после чего уцелев­шие самолеты люфтваффе перелете­ли на аэродромы Сицилии и Италии. Через неделю союзники установили контроль над всей Северной Афри­кой. Муссолини даже с помощью Гитлера не смог создать в этом реги­оне новую империю. Люфтваффе зап­латили за эту попытку очень высо­кую цену, летчики и самолеты были гораздо нужнее на куда более важном для Германии Европейском театре военных действий.