Вторжение на Сицилию

 

Операция «Хаски», высадка на Сицилии, началась 10 июля 1943 г. Не более чем жестом отчаяния обо­роняющихся стал приказ вернуться на Сицилию, ранее переброшенной на Сардинию II группе 51-й эскадры; 39 «мессершмиттов» немедленно от­реагировали на приказ. Действия ис­требителей штаба, II./JG-27 и II./JG-77 координировались из Трапани, все стаффели приняли участие в боях с союзниками с самого начала операции «Хаски». Летчики не испытыва­ли недостатка в целях - авиация со­юзников заполонила все воздушное пространство над островом.

Атаки «ягдфлигирами» ог­ромных групп самолетов противни­ка выглядели самоубийственными. В первый день вторжения летчики люф­тваффе сбили шесть бомбардировщи­ков ценой потери четырех Bf 109. Авиация бомбила аэродромы бази­рования истребителей. Массирован­ные бомбардировки заставили ко­мандование Jagdwaffe отказаться от прикрытия Мессинского пролива, через который осуществлялась снаб­жение войск на Сицилии; через про­лив лежал также единственный путь эвакуации. 13 июля все самолеты, кроме истребителей II./JG-51, переба­зировались на аэродромы, располо­женные в аэроузле Фоггия.

Помощь в виде «мессершмиттов» 8-го стаффеля 27-й эскадры при­была в Бриндизи 15 июля. Стаффелем командовал обер-лейтенант Вольф Эттель, быстро увеличивший свой личный счет до 120 побед. За три боев над Сицилией он сбил пять са­молетов противника. 16 июля истре­бители 8-го стаффеля вместе с само­летами из II./JG-27 атаковали груп­пу «Либерейторов» и сбили девять четырехмоторных американских бомбардировщиков; по две машины записали на свой счет Шроер и Эттель. Следующий день для летчиков 8./JG-27 стал неудачным - они потеряли че­тыре «мессершмитта» Среди погибших пилотов был и Эттель, которого к югу от Катании сбили зенитки.

II./JG-51 перебазировалась в южную Италию после того как чис­ленный состав группы сократился до четырех боеготовых Bf 109. Большую часть своих истребителей группа по­теряла на земле от бомбоштурмовых ударов.

Бои на самом острове продол­жались, подразделения вермахта от­чаянно сопротивлялись и их требова­лось снабжать всем необходимым. 25 июля летчикам из JG-27 и JG-77 по­ставили задачу служить щитом от атак истребителей союзников для транспортных Ju-52. С задачей «ягдфлигеры» не справились - «Спитфайры» не только прорвались к транс­портным самолетам, но и сбили Bf 109 обер-лейтенанта Гейнца-Эдгара Бирриса из I./JG-77; кавалер Рыцар­ского креста Биррис имел на своем счету 53 победы. 28 июля погиб дру­гой «эксперт» - обер-лейтенант Фриц Дингер (67 побед), его смертельно ранило на аэродроме осколком бом­бы. Через три дня II группу JG-27 отозвали в Германию, где ей предсто­яло принять участие в обороне Рей­ха от налетов тяжелых бомбардиров­щиков; на переоснащение убыла в Германию и II./JG-51. Уцелевшие са­молеты обоих отозванных из Южной Италии групп распределили между стаффелями базировавшихся в Фоггии JG-3, JG-53 и JG-77.

Высшее командование люфт­ваффе все меньше и меньше уделяло внимание событиям, происходившим в Италии. Главной задачей Jagdwaffe теперь стало отражение налетов тяжелых бомбардировщиков союзни­ков на Германию. Союзники, в свою очередь, увеличили интенсивность налетов на расположенные в Италии авиабазы немецкой авиации, индус­триальные центры, железнодорож­ные станции.

В ударах по аэродромам наря­ду с бомбардировщиками принима­ли участие истребители союзников. К примеру, 25 августа истребители Р-40 атаковали аэродромный узел Фог­гия и уничтожили большинство на­ходившихся там немецких и итальян­ских бомбардировщиков. Через пять дней бомбардировщики причинили весьма небольшие неприятности, зато истребители Р-38 «Лайтнинг» уничтожили 13 Bf 109. Фактически, самолеты люфтваффе превратились в идеальные цели.