Новые воздушные силы

 

Капитуляция Италии породи­ла полнейшую неразбериху; многие военные, особенно летчики, чувство­вали себя униженными бесчестным прекращением военных действий. Освобождение в сентябре 1943 г. дуче из плена оживило надежду на продол­жение борьбы среди тех солдат и офи­церов, кто в душе остался верен фаши­стскому режиму. 10 октября Муссоли­ни объявил о формировании новых ВВС Италии - Aeronautica Nazionale Republicana, сокращенно - ANR.

Летчики, желавшие продолжить борьбу с союзниками, собира­лись на аэродромах Северной Италии. 15 октября был организован центр, который занимался распределением пилотов по подразделениям. Аэропорт Милана, Брессо, стал сборным пунк­том летчиков-истребителей.

Вероятно первым подразделе­нием ANR стала сформированная в конце 1943 г. во Флоренции 101 Gruppo Autonomo Caccia Terrestre. Из Флоренции уже в 1944 г. летчиков перевели в Мирафиори, откуда они убыли в Германию для переучивания на Bf 109G. Официальной датой фор­мирования I Gruppo Caccia является 1 января 1944 г., в группу передали истребители Макки С.205 «Велтро», которые ранее в течение непродолжи­тельного времени использовались в 1I./JG-77. Опознавательные знаки люфтваффе были нанесены на истре­бители прямо на камуфляж Regia Aeronautica.Немцы установили над вновь сформированными итальянс­кими авиационными подразделения­ми жесткий контроль; в Лагнаско итальянские летчики знакомились с тактикой действий истребительной авиации люфтваффе. Другим подраз­делением, сформированным 1 янва­ря 1944 г. стала так называемая Squadrilia Complementare «Montifisco», на вооружении которой находились истребители Макки С.205 и Фиат G.55. Оба типа самоле­тов являлись наивысшим достижени­ем итальянской авиапромышленнос­ти в области истребителей, машины обладали превосходными летными данными.

Подразделения ANR предназ­начались, прежде всего, для решения задач ПВО - летчики не выражали особого желания сражаться над Юж­ной Италией, где существовала веро­ятность встречи в воздушным бою с такими же итальянцами, но воюющи­ми на стороне союзников. Впрочем, для пилотов ANR боевой работы хватало и на севере. Основные про­мышленные центры страны находи­лись в Северной Италии и представ­ляли собой лакомую цель для авиа­ции союзников.

Итальянские летчики отлич­но знали, что век ANR скорее всего окажется коротким, а их положение - безнадежно, однако большинство из них горело желанием продолжать борьбу, поскольку, как и их германс­кие коллеги, верили в идеи, постули­рованные политиканами. Боевые действия ANR начала 3 января 1944 г., в этот день десятка С.205 из I Gruppo Caccia перехватила группу бомбардировщиков В-17 из состава 15-й воздушной армии ВВС США; крепости шли под прикрытием истре­бителей Р-38. В завязавшемся воз­душном бою итальянцы сбили три американских самолета.

Личный состав JG-2 и JG-77 тесно взаимодействовал с итальянскими истребителями в районах Ривольто и Синаго. Самолеты JG-77 и базировавшейся в Кампоформино (окрестности Удины) I Gruppo лета­ли исключительно на перехват тяже­лых бомбардировщиков 15-й воздуш­ной армии. Объединенные истреби­тельные силы люфтваффе и ANR могли одновременно поднять в небо около 100 самолетов. Из-за постоян­ного присутствия большого количе­ства американских истребителей со­провождения, тяжелые бомбардиров­щики несли относительно небольшие потери.

Второе истребительное соеди­нение ANR, II Gruppo Caccia, было сформирована в Бриссо весной 1944 г. на основе летчиков, служивших в 3 и 150 Stormo Autonomo, личный состав этих подразделения Regia Aeronautica последние три месяца су­ществования фашистской Италии воевал на Bf 109G. В начале марта пи­лоты II Gruppo Caccia приступили к освоению истребителей Фиат G.55. В один из мартовских дней летчики I Gruppo Caccia сбили четыре В-24 и восемь Р-47, потеряв четыре С.205. Налеты союзников на аэродромы, на которых базировались Gruppo, ока­зались относительно не эффективны­ми: на земле потери итальянцев в ходе налетов составили два уничто­женных и пять поврежденных истре­бителей.

До конца марта истребители I Gruppo опять приняли участие в боях. 29 числа итальянцы ценой по­тери двух С.205 сбили два «Лайтнинга» и еще пять Р-38 повредили.

Хорошо воевали и Gruppo «Montefisko», чьи G.55 сбили два В-24 в ходе отражения налета амери­канской авиации на аэродромы, рас­положенные в окрестностях Милана, еще один бомбардировщик был сбит «вероятно», а четвертый самолет сел на вынужденную посадку недалеко от Венегоно. Итальянцы потеряли два самолета, в одном из них погиб ко­мандир Gruppo «Montefisko» капитано Бонет. В конце марта состоялся бо­евой дебют II Gruppo Caccia, однако летчики этой группы побед не одержа­ли, но и сами потерь не понесли.

Одной из проблем для коман­дования и летчиков ANR являлось внешнее сходство итальянских С.205 и G.55 с американскими «Мустанга­ми». Пилоты JG-77 часто принима­ли союзников за врагов, результаты таких ошибок порой бывали траги­ческими. К примеру, 27 апреля, Bf 109 сбил два С.205, причем оба итальян­ских летчика погибли. Первый раз II Gruppo приняла бой 30 апреля 1944 г., итальянцы сбили один В-24 и один истребитель. Воздушные бои проис­ходили достаточно редко, но порой они разворачивались прямо над аэродромами базирования итальян­ских истребителей. Истребители-бомбардировщики не часто встреча­ли противодействие со стороны ANR или люфтваффе. Однако, 27 мая на попытку «Спитфайров» Mk.IX из 1-й эскадрильи ВВС Южной Африки нанести удар по аэродромам Риети, Терни и Фолигно реакция последова­ла немедленно. Истребители ВВС Оси сбили шесть «Спитфайров», южноафриканцы считали, что они под­верглись атаке FW 190D, но, скорее всего, они спутали их с С.205. Один «фокке-вульф» был сбит, его летчи­ку удалось выпрыгнуть с парашю­том, а после приземления на соб­ственный аэродром он сразу же под­нялся в воздух на другом самолете. Лейтенант С. Бойд, принимавший участие в схватке считал, что «в пер­вом воздушном бою между авиаци­ей фашистской республики и ВВС Южной Африки действовали истре­бители Bf 109 с итальянскими опоз­навательными знаками». На самом деле южноафриканцев атаковали С.205 из I Gruppo. Один истребитель сбил Бойд, еще один сел на вынуж­денную посадку, где его добили пу­леметными очередями своих «Спит­файров» подполковник Босман и лейтенант Т.И. Уэллэс.

Чуть позже Босман сбил Bf 109, доведя победный счет эскадри­льи до четырех сбитых самолетов в одном воздушном бою, кроме того, два самолета противника получили повреждения, один истребитель уда­лось уничтожить на стоянке. Впос­ледствии, южноафриканцы получи­ли подтверждения о двух сбитых ими над аэродромом Реггионелл Эмилия (сюда из Венето передислоцирова­лись истребители I Gruppo) самоле­тах, которые пилотировали капитано Сержио Джиакомелло и сержант-майор Джорджио Леоне, оба летчи­ка погибли. Аэродром I Gruppo вновь подвергся налету 12 мая, ког­да американские «Лайтнинги» унич­тожили на летном поле Реггионелл Эмилии два Сю205 и шесть истреби­телей повредили.

Германское командование, чтобы облегчить идентификацию са­молетов, приняло решение перевоо­ружить все итальянские истребитель­ные группы на Bf 109G. Немцы вы­соко оценивали летное мастерство итальянских пилотов, однако проде­монстрировать свое искусство летчи­кам ANR удавалось редко - они были просто раздавлены огромными сила­ми авиации союзников, действующей над территорией Италии. Тем не ме­нее, даже редкие воздушные бои при­вели к тому, что к концу весны I Gruppo потеряла боеспособность, а во II Gruppo стал ощущаться недо­статок запасных частей. Переучива­ние на Bf 109G не летавших ранее на истребителях этого типа летчиков ANR началось в июне, итальянцы проходили подготовку в I./JG-53 и II./JG-77.

В июне, после передачи из II Gruppo истребителей G.55 и С.205, обрела боеготовность I Gruppo. С 4 по 20 число летчики первой группы провели девять воздушных боев. 24 июня провели первый воздушный бой на Bf 109G летчики II Gruppo, они без потерь со своей стороны сби­ли два «Тандерболта» ВВС США. Полностью группа была укомплектована «мессершмиттами» в июле, до конца июля одна эскадрилья II Gruppo продолжала летать на G.55.

С появлением на вооружении ANR истребителей Bf 109G результа­тивность боевой работы Gruppo Caccia несколько возросла, хотя и оставалась достаточно скромной. В семнадцати проведенных в июле воз­душных боях десять итальянских «мессершмиттов» сбили десять А-20, шесть Р-47, четыре «Спитфайра», три В-24 и один Р-38. В августе 1944 г. была сформирована III Gruppo, лет­чики JG-77 передали свою матери­альную часть I Gruppo и убыли в Гер­манию. В это время произошли собы­тия, тяжело отразившиеся на взаимо­отношениях ANR и люфтваффе.

Командование люфтваффе, которому подчинялись истребитель­ные группы ANR, начало устанавли­вать тотальный контроль над италь­янскими подразделениями. Попытка перевести весь личный состав Gruppo в люфтваффе успехом не увенчалась, немцы бездумно пытались форсиро­вать этот процесс. В августе началась плохо подготовленная операция «Фе­никс», во все Gruppo прибыли офи­церы люфтваффе и проинформирова­ли личный состав о том, что автоном­ные итальянские ВВС прекратили существование. Вместо ANR пред­стояла сформировать «Итальянский Легион».

Реакция на такое политичес­кое решение последовала самая раз­ная; рьяные националисты категори­чески отвергли диктат немцев, боль­шинство итальянских летчиков про­игнорировало приказ немцев, часть же пилотов считало, что надо сра­жаться с союзниками где угодно и как угодно. Муссолини направил протест Гитлеру, после чего фон Рихтгофена вместе со штабом отозвали в Герма­нию, а на его место прибыл генерал фон Пол.

В течение двух месяцев опера­ции «Феникс» деятельность подраз­делений ANR была парализована. Высшее командование люфтваффе мало рассчитывало на итальянцев, но все же само наличие итальянской авиации и готовность летчиков драться с союзниками позволило немцам перебросить из Италии в Гер­манию последние остававшиеся на Средиземноморье ягдгешвадеры.

Пилюлю от неприятно опера­ции «Феникс» немцы подсластили немедленно предоставив I и III Gruppo истребители Bf 109G. Пока личный состав двух групп осваивал в Германии новую технику, II Gruppo оставалась единственным истреби­тельным соединением стран Оси в Северной Италии. Из-за всех пертур­баций воздушные бои проходили достаточно редко, так 19 октября «мессершмитты» II Gruppo перехватили группу В-26 ВВС США и сбили во­семь бомбардировщиков, потеряв один истребитель. До конца месяца летчики II Gruppo одержали еще три победы.

Растущая активность истреби­телей II Gruppo, действовавших с новой базы в Авиано, вызывала бес­покойство у командования стратеги­ческой авиацией союзников - 15 ян­варя итальянцы ценой потери четы­рех Bf 109G сбили семь В-17, пять В-26, два Р-47 и один Р-51. На следую­щий день ANR провела крупнейшую воздушную операцию за все время своего существования. Несмотря на усилия 40 «Мустангов» прикрытия, итальянские истребители сумели про­рваться к строю «Летающих крепос­тей» 15-й воздушной армии и сбить 14 бомбардировщиков. «Мустанги» заявили об уничтожении восьми ита­льянских истребителей «достоверно» и двух «вероятно». Стрелки «крепос­тей» записали на свой счет один ата­ковавший их истребитель.

Чтобы предотвратить атаки бомбардировщиков союзники нанес­ли сильные авиаудары по аэродро­мам ANR Авиано, Виченца, Виллафранка и Удина. Средние бомбарди­ровщики ВВС Южной Африки ата­ковали эти базы в ночь с 17 на 18 но­ября, второй удар последовал днем 18 ноября. В воздухе над аэродрома­ми патрулировало 156 «Мустангов», готовых в момент подавить любые попытки итальянских истребителей сопротивляться. Несмотря на то, что далеко не все «мессершмитты» были уничтожены, итальянцы оказались в трудной ситуации - потери в самоле­тах можно было восполнить, потери в летчиках и техниках - нет. Тем не менее, II Gruppo оставалась в зоне боев всю зиму, а I и III Gruppo все еще проходили переподготовку в Германии. Возвращение I Gruppo в Италию планировалось на январь 1945 г., Ill Gruppo должна было при­быть позднее.

В тот период II Gruppo ко­мандовал Мажжиоре Миани, в фев­рале 1945 г. летчики Gruppo прове­ли четыре воздушных боя, потеряли четыре Bf 109G, сбили один «Спитфайр» и десять В-25. Средние бом­бардировщики ВВС США наносили сильные удары по железнодорожным станциям на линиях, связывающих Италию с остальной Европой, само­леты союзников бомбили перевал Бриннер. Последним крупным успе­хом истребителей ANR стал воздуш­ный бой, проведенный со старыми знакомыми из 3-го южноафриканско­го авиакрыла. Итальянцы сбили во­семь бомбардировщиков (южноафриканцы, правда, потерь не подтвер­дили, возможно, что бой все-таки происходил не с ВВС Южной Афри­ки) и потеряв два Bf 109G.

Отдельные стычки с истреби­телями союзников происходили и позже, однако они не стали продуктивными для итальянцев. Любые по­пытки итальянских истребителей прорваться к бомбардировщикам немедленно и жестко пресекались мощными силами эскорта.

За время недолгого существо­вания ANR, итальянские летчики продемонстрировали владение ис­кусством воздушного боя, храбрость и героизм. Всего три истребительных Gruppo и Squadrilia Caccia Complementare в сумме одержали 226 побед в воздушных боях, соб­ственные потери составили 137 истребителей трех типов. Самым ре­зультативным летчиком стал майор Адриано Висконти из I Gruppo, в со­ставе ANR он сбил семь самолетов противника, присовокупив их к 19 победам времен Regia Aeronautica. Два летчика II Gruppo, тининте Уго Драго и капитано Марио Беллагамби, завер­шили войну, имея по 11 побед.

Доказательством доверия нем­цев к итальянским летчикам-истреби­телям служит тот факт, что пилоты ANR должны были стать первыми иностранцами, допущенными к поле­там на реактивных Ме-262. Лишь ко­нец войны не позволили итальянцам освоить реактивную технику. Два аэродрома Северной Италии уже на­чали готовить к базированию Ме-262.