Оценка самолета

 

«Летающий танк» Ильюшина был самым многочисленным самоле­том II мировой войны, п наиболее распространенным в ВВС Красной Армии.

Уже во время войны Ил-2 за­воевал огромную популярность не­смотря на свои недостатки и неудачность примитивной конструкции. До 90-х годов повсеместно считали этот самолет весьма совершенным и не имеющим аналога в авиации других стран. Только «оттепель» в СССР привела к появлению первых сомнений и критических оценок его качеств, кото­рые правда быстро увяли под натиском сторонни­ков «штурмовика», указывавших на определенные достоинства фюзеляжа, а именно его броню (что было наиболее сильным аргументом). В чем же со­стоит вся правда о самолете Ил-2?

Итак следует начать с того, что Ил-2 мог бы быть хорошим штурмовиком, если бы был соответ­ствующим образом спроектирован. Однако, как нетрудно заметить. Ил-2 уже в момент своего рож­дения был самолетом устаревшим, не соответству­ющим предъявляемым требованиям. Нужно отме­тить, что в первоначальном виде (ЦКБ-55) он был одет в броню, а так же снабжен системой охлажде­ния масли н воды разработанными еще в самом начале 30-х годов (!). что свидетельствует либо о необоснованной спешке при его проектировании, либо о небрежности или некомпетентности его конструкторов (либо обо всем вместе). Только ус­ловия поставленные военным руководством, при­вели к переделке самолета до такого состояния, которое делало возможным его боевое применение. Из-за необходимости идти на определенные комп­ромиссы. Ил-2 уже с самого рождения получил свои слабые черты. Самой существенной из них была необычайно подверженная повреждениям (несмот­ря на бронирование) система охлаждения масла, размешенная под фюзеляжем самолета. Дополни­тельным недостатком такого расположения ради­аторов было то. что они находились почти в том же месте, что и водяные радиаторы и главный топ­ливный бак - это позволяло полностью уничтожить «штурмовик» одной удачной очередью из 20 мм пушки с близкого расстояния. Однако немцы обыч­но не задавались такой целью, и при случае много­кратно обстреливали весь штурмовик, вместо того что бы поражать только маслорадиаторы. что приводило бы либо к по­тере самолета, либо к выходу его из строя на длительное время. «Ахилле­совой пятой» оказалась и полностью деревянная, и поэтому слабая конст­рукция хвоста самолета, вся его зад­няя часть могла быть отстрелена хо­рошей очередью, даже из обычного пулемета. Эти недостатки впослед­ствии причинили много хлопот в ВВС стран Варшавского Договора и 40-х годах, когда после непродолжи­тельной, спокойной службы хвосты деформировались до такой степени, что это грозило их разрушением. Во время войны, при жестких посадках на полевых аэродромах, недостаток прочности конструкции деревянных хвостов проявлялся еще скорее. Это приводило не только к деформации хвостов, но и попросту к трещинам млн даже излому. Поэтому пилотам часто приходилось летать на техни­чески неисправных самолетах. К это­му же необходимо добавить двигате­ли, которые производились из низко­сортных материалов, и ситуация станет еще яснее (Степень износа дви­гателей определяли по цвету масла. Если в нем появлялись серебряные блестки, это означало, что двигатель начинает «разваливаться», н его не­обходимо как можно скорее менять. Тем не менее ожидая такой замены пилот должен был выполнять на та­кой машине еще несколько боевых вылетов)

Следующим слабым местом Ил-2 была его очень плохая манев­ренность, которая делала невозмож­ным для него пассивную оборону от истребителей противника, особенно присуще это было одноместному ва­рианту. Дополнительным обстоя­тельством усиливающим этот недо­статок была сама кабина, которая у многих летчиков должна была вызы­вать клаустрофобию. Ее конструкция была такова, что пилот никогда не мог заметить атакующего его само­лета и поэтому не мог понять в ка­кую сторону уклоняться. Пилот Ила был практически всегда «слеп». К тому же «штурмовики» летали в плотном строю, не выполняя маневров уклонения, в результате чего нем­цы могли попросту подлетать к Ил-2 на 10-20 м и «бить в него как в бу­бен». Даже если бы пилот пытался защититься при помощи маневра (чего ему не позволял полет в строю), то и в этом случае истребитель противника мог легко настигнуть его за счет своей лучшей маневренности. Атакованному «штурмовику» не был в состоянии помочь и его коллега ле­тящий справа или слева (либо дру­гие), потому что даже если пилот на­клонялся вперед или выглядывал че­рез оконце, то все равно не видел 50-60 % задней полусферы! Собственно именно эти два обстоятельства - пло­хой обзор и маневренность в сово­купности с самоубийственной такти­кой, а не отсутствие заднего стрелка были причиной (кроме слабой и не­удовлетворительной защиты со сто­роны своих истребителей сопровож­дения) потерь во время встреч с не­мецкими истребителями. С другой стороны, если рассматривать причи­ны потерь от огня противовоздуш­ной обороны, то на первый план вы­ходят плохая маневренность и малая скорость, а гак же невозможность полета на высотах более 3000-3500 м (из-за потери мощности двигателя), что приводило к тому, что самолеты постоянно находились в зоне досяга­емости огня зенитных средств даже малого калибра.

Совокупность этих конструк­тивных недостатков и упущений можно считать первым пунктом в перечислении слабостей Ил-2. В этот пункт необходимо включить и не­удачно скомпонованную броню, а так же ее отсутствие у стрелка. В не­которой степени эта проблема была результатом интеллектуальной лено­сти конструкторов, которые создали бронекорпус закрывающий все, без анализа должен ли данный элемент быть защищен или нет. Результатом этого была, например броня закры­вающая верхнюю часть двигателя, то есть в том месте куда не попадали зе­нитные снаряды, а только редкие оче­реди истребителей врага. Из-за при­менения такого тяжелого бронекорпуса. а не отдельных броневых плит, только в тех местах где это было не­обходимо, неоправданно увеличи­лась масса брони, а вместе с тем и размеры самолета. Если говорить о стрелке, то он вообще был лишен брони в фонаре своей кабины, кото­рая, например использовалась нем­цами на Ju-87 и Ju-88. либо Сухим на его Су-6.

Ко второму пункту относит­ся вооружение и оборудование само­лета: малое количество патронов к пулемету, отсутствие хорошего бом­бового прицела и прицела для веде­ния огня из пушек, а так же низкая эффективность пушек ВЯ-23. вызван­ная сильным рассеиванием их снаря­дов. Машина имела так же скандаль­но малую грузоподъемность, быть может достаточную для конца 30-х годов, но не для 40-х! Невозможность проведения глубокой модификации привела к тому, что этот недостаток нельзя было исправить, как например на немецких Ju-87 либо Ме-110 (вес вооружения которых был увеличен с 500 до 1000кг).

Третий пункт - это прежде все­го низкое качество материалов, ко­торое приводило к очень быстрому износу планера. Его клеевые соеди­нения расклеивались, при многочис­ленных попаданиях 20 мм снарядов образовывались дыры, как от попа­дания снаряда калибра не менее 75 мм. Двигатели изготовленные из низ­косортных материалов быстро изна­шивались (моторесурс двигателя составлял всего 100 часов [у версии Ф еще меньше], в то время как у амери­канских двигателей он был около 400 часов [А-20]). а многократный ре­монт его узлов выполнявшийся по различным технологиям, порождал различные проблемы, следствием ко­торых было падение его мощности, а следовательно и максимальной ско­рости.

Большое значение имело от­сутствие радиостанции (в период с осени 1941 г. до весны 1943 г.). а ког­да уже была начата ее установка, то оказалось, что в частях нет шлемов с наушниками, либо их качество очень низкое. Ситуация в этом вопросе ста­ла улучшаться только с конца 1943 г.

Четвертый пункт, это очень плохая обученность летного состава, а так же очень примитивная такти­ка. Обе причины имели колоссальное влияние на продолжительность жиз­ни самолетов и их высокие потери.

Резюмируя все вышеизложен­ное можно утверждать, что Ил-2 был слабым самолетом, причем его сла­бость не была вызвана неверными решениями высшего руководства, а проистекала из объективных причин, либо из неверных конструктивных решений. Необходимо особо подчер­кнуть, что самолет был плохо заду­ман и плохо сконструирован. Это подтверждает и мнение немецких пи­лотов, которые имели возможность облетать захваченные Илы и которые отмечали их плохие пилотажные ка­чества. (Так в заключениях по по­воду испытаний советскою вооруже­ния в Германии часто подчеркива­лось, что данный его тип не соответ­ствует немецким стандартам каче­ства. Такого же мнения относительно советского вооружения придержи­вались и финны. Когда немцы пред­ложили им поставить несколько де­сятков захваченных МнГ-3, они от­ветили отказом, несмотря на то, что в 1941 г. в Финляндии было «тяже­ло» с самолетами, особенно с истре­бителями.) Именно конструктивные ошибки приводили к таким большим потерям, что экипажи летающие на Ил-2 заработали себе кличку «ками­кадзе». Лучшим доводом в доказа­тельство справедливости такого вы­ражения был факт, что на каждые 11 боевых вылетов одноместных Илов приходилась одна потеря ( в боях под Воронежем летом 1942 г., по одному самолету терялось в каждом из 4.5 боевых вылетов!), а для двухместных машин этот показатель составлял - одна потеря на 26 боевых вылетов. Для сравнения, в частях вооружен­ных Пе-2 одна потеря приходилась на 45 боевых вылетов, а у истребителей - на 35 боевых вылетов. Эту разницу в показателях потерь для одномест­ных н двухместных Илов не следует однако связывать только с появлени­ем стрелка. Она возникла так же и за счет изменения тактики применения «Штурмовика», усиления истреби­тельного сопровождения, роста ини­циативы ВВС Красной Армии во вто­рой половине войны, большей дисп­ропорции сил воюющих сторон и других объективных факторов.

Для иллюстрации плохого качества Ил-2 могут послужить при­меры других штурмовых самолетов - Hs-129 либо FW-190. Первый из них был самолетом снабженным двумя слабенькими двигателями, с сильным бронированием кабины и частично бронированными ( снизу ) мотогон­долами. Эта машина имела данные близкие к Ил-2, но благодаря малым габаритам ( по некоторым размерениям был близок к Ил-2) н более пе­редовой конструкции, самолет этот несколько превосходил Ил с многих точек зрения. Прежде всего Hs-129 был самолетом довольно маневрен­ным, хотя и не легким в управлении. Благодаря использованию бронево­го стекла и продуманной конструк­ции кабины, его пилот имел хороший обзор и защиту. Боевая нагрузка Hs-129 была несколько меньше чем у Ил-2, но стрелковое вооружение обе машины имели во многом идентич­ное (большая мощь пушек ВЯ-23 компенсировалась более высокой скорострельностью и точностью пу­шек MG151/20, а так же лучшими боеприпасами). Однако сравнивая обе машины надо все время помнить, что они были равнозначны во мно­гом (имели например одинаково ма­лую бомбовую нагрузку, которую нельзя было увеличить, и появились примерно в одно время), кроме ис­пользования на Hs-129 более слабых моторов; двигатель АМ-38 имел мощность 1600-1700 кВт, достаточ­ную для хорошего истребителя, в то время как Hs-129 имел двигатели мощностью едва по 700 кВт каждый.

Более справедливым, чем сравнение Ил-2 с Hs-129, является его сопоставление с FW-190 в его штур­мовом варианте, как с самолетом бо­лее адекватным - однодвигательным с мощным мотором. FW-190 был во­оружен так же как Ил-2 или Hs-129, но однако мог нести 700 кг бомб, то есть на 100-300 кг больше чем Ил-2. Для лучшего осмысления различий между этими тремя типами штурмо­виков, лучше всего ознакомиться с таблицей:

 

Данные                                         Ил-2/41г.              Ил-2/43г.          Hs 129         FW190F-8

Длина (м)                                          11,6                    11,6                  9.75                8.84

Размах (м)                                         14,6                    14,6                  14,20              10,50

Высота (м)                                        4,17                    4,17                  3.25                3,95

Несущая поверхн.(м2)                     38,5                    38.5                  29                   18.3

Нагрузка на 1м2                               150                     165                   181                 230

Собственная масса (кг)                   4261                   4525                 4020               3423

Стартовая масса (кг)                       5788                    6360                 5250               4800

Подвесное воор. макс, (кг)             500                      650                   500                 800А

В том числе бомбы макс, (кг)        400                      600                   400                 800

Масса брони (кг)                             850                      990                   500                 360

Дальность (км)                                640                      685                   690                 770

Макс, скорость (км/час):

на высоте 0м                                    396                      390                   370                 550

на оперативной                               426                       410                   407                615Б

 

А. Максимальные значения, которые нельзя было превышать. Для FW 190 стандартное максимальное значение  (абсолютная максимальная нагрузка составляла 1000кг). Hs 129 мог нести максимум 500 кг бомб, но нормальный вес составлял только 400 кг на трех замках,

Б. Данные относятся к самолетам без бомбового вооружения. Данные для Ил-2 наивысшие; на некоторых сериях были ниже на 10-20 км/чае.

 

Как видно, различия между этими машинами очень выразитель­ны и указывают на то, что лучшим штурмовиком был FW-190 F-8. Его дополнительным достоинством, не отраженным в таблице, было использование звездообразного двигате­ля воздушного охлаждения (это же от­носится и к Hs-129). который суще­ственно повышал живучесть самолета.

FW-190 F-8 был несравненно более легким в пилотаже и удобным в обслуживании чем Ил-2, более ма­невренным, а кроме того имел гораз­до меньшие размеры, благодаря чему в него было труднее попасть. Следу­ет обратить внимание, что оба немец­ких штурмовика не имели заднего стрелка, но тем не менее потерн Hs-129 от вражеских истребителей были минимальными, гораздо больше их было потеряно от огня зенитной ар­тиллерии. Он был и более эффектив­ной машиной чем Ил-2. что однако явилось следствием объективных причин (технология, обученность персонала и т.д.).

Ил-10 был самолетом со зна­чительно лучшими летно-пилотажными характеристиками, но опреде­ленные его недостатки были весьма выразительными и избавиться от них смогли только на Ил-10М. Некото­рые изъяны Ил-2 были автоматичес­ки перенесены и на Ил-10. К ним от­носился очень небольшой груз бомб, едва 500 кг (в сумме около 700 кг все вооружение) переносимый на максимальную дальность в 800 км. Для сравнения разработанный в это же время на Западе ХА-41 мог без про­блем брать 1400 кг бомб на дальность 1500 км, а на небольшое расстояние даже 2000 кг! Правда Ил-10 был не­сколько меньше (по длине н размаху примерно на 3 м) и имел более сла­бый двигатель, но как показало время, именно американская концепция штурмового самолета оказалась го­раздо более жизненной, чем уже «пре­старелая» и неэффективная концеп­ция крылатой бронекоробки. Очень выразительно это доказал AD-1 «Skyraider», большой, тяжелый само­лет с очень высокой боевой нагруз­кой (доходящей до 4000 кг), который стал наследником ХА-41 и появив­шись в середине 40-х годов, летал еще в начале 70-х во время войны во Вьет­наме, показывая очень высокую эф­фективность. К этому времени после­дние Ил-10 уже давно находились в музеях или на свалках.

 

Тактико-технические данные Ил-2 и Ил-10

 

                                                             ЦКБ-55        ЦКБ-57    ЦКБ-55П        Ил-2/41 г.      Ил-2/42г.     Ил-2/42/43      Ил-2/43г.         Ил-2/44г.       Ил-2/НС-37

Размеры: Размах (м)                             14.6              14.6            14.6                14.6               14.6                14,6                14.6                  14.6                14,6

Длина(м)                                               11.653          11.653        11.653            11.653           11.653            11.653            11.653              11.653            11,653

Высота (м)                                              —

Площадь крыла (м2)                             36.5             38.5             38.5                38.5               38.5                 38.5                38.5                 38.5                 38.5

Масса:со6ственная (кг)                        3615            3792            3990               около 4200    4261               4525               4625                 4625               4625

Стартовая (кг)                                       4725            4988            5310               около 5500    5788               6060               6060                 6160               5550

Стартовая макс, («г)                                                                     5510               около 5900    5968               6260               6260                 6360

Двигатель                                              АМ-35        АМ-38        АМ-38           АМ-38            АМ-38          АМ-38           АМ-38Ф           АМ-38Ф       АМ-38Ф

Стартовая мощность кВт                     994              1197            1225               1177               1177              1177               1250                 1250               1250

Скорость макс. у земли (км/час)          362              423              433                 396                 380                370                 391                   390                 375

Скорость макс. на высоте (км/час)      422/5000     437/2800     450/2460        426/7500        414/2500       411/2500        405/1200          410/1500        390/1200

Скорость крейсерская (км/час)            325              380              330                  275                275                 275                 275                   275                 275

Скорость посадочная (км/час)             140              140              140                 140                 140                 145                 145                   145                136

Вр. подъема/на высоту 1000м (мин)   2,3               1.7               1.61                2.21                6олее 2.2         —                  2.2                   2.2                  2.2

Вр. подъема/на высоту 3000м (мин)   6.3               5,5                                      7.4                  более 7,4        —                   —                   —                   7.01

Вр. подъема/на высоту 5000м (мин)   11.5             10,0             9.2                  14.7                 более 14.7      20.0               15.0                15,0                15.5

Потолок практический (м)                   9000            8500            7800               6200                6200               5500               6000               6000               6000

Дальность нормальная (км)                 618              850               640                740                  740                 685                 665                  685                 665

Разбег во время старта (м)                   340              250               450                420                  420                  400                395                  395                 370

Пробег во время посадки (м)               270              260               400                400                  400                  500                500                  500                 500

Наступательное вооружение               4x7.62750    4x7.62/750   2x20/210       2x20/250         2x23/150,        2x23/150,       2x23/150.        2x23/150.       2x37/50.

(К-во х кали6р(мм)/к-во зар. на ствол)                                                              2x7.62/750      2x7.62/750      2x7.62/750     2x7.62/750      2x7,62/750     2x7.62/750 2x7,62/750

Вооружение оборонительное              1x7.62/750                                                                                             1x12.7/150     1x12.7/150      1x12.7/150    1x12.7/150

вооружение ракетно-бомбовое           400кг бомб  400кг бомб  400кг бомб   400кг бомб     400кг бомб     400кг бомб    600кг бомб     600кг бомб

                                                                                                          8хРС-82       8хРС-82         8хРС-82/132  4хРС-82/132   4хРС-82/132  4хРС-82/132

 

                                                                Ил-2И   Ил-2 М-82         Ил-8             Ил-8 №2       Ил-1             Ил-10           Ил-10М           Ил-16        Ил-10/Б-33

Размеры: Размах(м)                                14,6             14.6             14.6                 14.6             13.4               13,4               14.00             12,50               13.4

Длина (м)                                                11.653         11.6             12.931             12,932         11,12             11.12             11.87             10.69               11.12

Высота (м)                                               —                                                            —                —                  4.1                                                               4.1

Площадь крыла (м2)                               38.5            38,5              39,0                 39.0             30.0               30.0               33.0               24.0                 30.0

Масса: собственная (кг)                         4397           3935             5245                 5110           4285              4650              5570              4315                4680

Стартовая (кг)                                         5383           5655             7250                 7610           5320              6300              7100              5780                6335

Стартовая макс. (кг)                                 —             5855             7650                 7830            -----              6500              7320              5980                6335

Двигатель:                                                АМ-38Ф   М-82            АМ-42             АМ-42       АМ-42           АМ-42          AM 42           АМ-42НФ      АМ-42

Стартовая мощность кВт                        1250          1233             1470                1470            1470              1470              1470              1693                1470

Скорость макс, у земли (км/час)             401            365               435                  461              525                507                476                539                  490

Скорость макс./на высоте (км/час)         415/1300   396/2500      470/2240        509/2800      5804/3260    451/2300        512/2650       576/2700         530/2400

Скорость крейсерская (км/час)                —              369               300                 290                                    310-325         283                375                  325

Скорость посадочная (км/час)                —              147               132                  138               —                 148                                      175                  150

Вр. подъема/на высоту 1000м (мин)       2,0             1.8                 1.97                2.6                1.6                1.6                 2.1

Вр. подъема/на высоту 3000м (мин)       7.0              —                 6.2                  —                 4.5                5.0                 6.4                                         6.0

Вр. подъема/на высоту 5000м (мин)        15.0           10.6               —                   —                 8,3                9,7                 12.7

Потолок практический (м)                      6500          7500              6800               6900             8600             7250              7000              —                    7200

Дальность нормальная («и)                     650            700                1180              1140             1000              800                1070              800                  800

Разбег во время старта (м)                       275            524                318                520                —                 475                440                400                  475

Пробег но время посадки (м)                                    515                 —                  595                —                 460                500                                       460

Наступательное вооружение                   2x23/150   2x20/250.       2x23/150.       2x23/150.     2x23/150      2x23/150.       4x23/150.      2x23/140.        2x23/50.

(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол)                    2x7.62/750      2x7.62/750    2x7.62/750                        2x7.62/750                           2x7.62/700

Вооружение оборонительное                                   1x12.7/350     1x12.7/150     1x20/150                           1x12.7/150     1x20/150       1x20/150         1x20/150

Вооружение ракетно-бомбовое                                400кг бомб    600кг бомб    1000кг бомб                     400кг бомб    600кг бомб   400кг бомб     500кг бомб

                                                                                     8хРС-82                                                                         4хРС-132                            4хРС-132        4 ракеты