Описание конструкции Ил-2

 

Штурмовик Ил-2 был одно- или двухместным низкопланом, сме­шанной или однородной конструк­ции, первоначально деревянно-ме­таллической со смешанной металлическо- фанерно- полотняной обшив­кой, позднее цельнометаллической с металлическо - полотняной (рули) обшивкой.

Крылья - обычного профиля «Кларк UN», трапециевидные откло­ненные вверх на 3’55", состояли из грех частей (две консоли и центроплан), смешанной либо однородной конструкции и различной стреловид­ности. В случае крыльев деревянной конструкции, их обшивка была вы­полнена из фанеры толщиной 2-4 мм, в случае металлических - дюралю­миниевых листов толщиной 1-2 мм. Крылья прототипа имели небольшую стреловидность, увеличенную на пер­вых серийных экземплярах до 50 (Ил-2 «плоский»), а затем доведенную до 150 в 1943/1944 гг. (Ил-2 «со стрел­кой») благодаря чему была улучше­на устойчивость самолета. Конструкция крыльев была двухлонжеронной с работающим кессоном, и обшивкой опирающейся на 21 нервюру. На 49% размаха (крыльев и центроплана) размещались закрылки, а большую часть остальной длины крыльев за­нимали элероны (46%) оснащенные триммерами. На первых сериях, при­мерно до конца 1941 г., применялись весовые компенсаторы элеронов. В центроплане были размешены бомбоотсеки, а по краям от них находи­лись гондолы ниш шасси. Вооруже­ние размешалось в отъемных частях крыльев, а в правой части центроп­лана, почти у фюзеляжа находился заборник воздуха в карбюратор, с фильтром, который устанавливался с 1942 г. На концах крыльев размеша­лись позиционные огни, которые од­нако были установлены не на самых их концах, а примерно посередине их законцовок с верхней и нижней сто­роны ( так. что обе лампочки нахо­дились на одной линии). Справа - зе­леные, слева - красные.

Фюзеляж - делился на две час­ти: переднюю броневую и заднюю смешанной либо цельнометалличес­кой конструкции. Работающий бронекорпус закрывал всю переднюю часть фюзеляжа со всех сторон, за­канчиваясь за кабиной пилота, хвос­товая часть фюзеляжа опиралась на 16 шпангоутов (деревянных либо ме­таллических), при чем шпангоуты 11, 14 и 15 были специально усилены, а так же на 12 стрингеров такой же кон­струкции. Задняя часть фюзеляжа была покрыта деревянным полумонококом толщиной 2-5 мм выклеенным из березового шпона и присое­динялась к бронекорпусу при помо­щи крепежных болтов, в местах усиленных изнутри алюминиевыми листами. Броня выполняющая роль час­ти конструкции была изготовлена из броневой стали в виде отдельных плит толщиной 4-6 мм, собираемых затем воедино. Только в передней части бронекорпуса, в которой раз­мещался двигатель использовалась система подвижных и съемных плит, что однако не меняло того факта, что доступ к «внутренностям» бронекор­пуса был необычайно сложным и не­рациональным. Броня фюзеляжа за­щищала все главные элементы само­лета: топливные баки, двигатель, ра­диаторы охлаждающей жидкости, а так же пилота. Сам нилот размешал­ся в хорошо забронированной каби­не, которая однако превращалась в смертельный капкан ввиду часто зак­линивавшего, из-за деформации бро­ни, фонаря кабины. Дополнитель­ным недостатком такого бронирова­ния кабины был очень плохой обзор, что было результатом использования для се бронирования стали, а не бро­нестекла. В противоположность пи­лоту, стрелок находился в почти не защищенной кабине под неброниро­ванным фонарем, открывавшимся на правый борт. Из-за того, что он ограничивал свободу движений, его модифицировали (прежде всего его открывание).

Оперение - имело смешанную конструкцию, так как киль «вырас­тавший» из фюзеляжа был деревян­ный, а горизонтальные стабилизато­ры металлическими. Па поздних се­риях, когда конструкция фюзеляжа стала цельнометаллической, киль так же получил металлическую конструк­цию. Рули имевшие либо деревян­ную, либо металлическую конструк­цию были обтянуты полотном и ос­нащены триммерами тон же конст­рукции. На самом верху руля направ­ления находился весовой компенса­тор.

Шасси - классическое, с хвос­товым колесом. Передние стойки -двойные с гидропневматической амортизацией, убирающиеся с помо­щью пневмосистемы. На первых се­риях колеса основных стоек имели размеры 800x260 мм, заднее колесо 300х120мм, на поздних сериях двух­местных Илов соответственно 888x260 мм и 400x150 мм.

Двигатель - АМ-38, V-образный, 12-ти цилиндровый, жидкостно­го охлаждения, развивал мощность 1600 кВт. а в варианте АМ-38Ф - 1700 кВт. Моторесурс: максимальный около 150 часов при правильной эк­сплуатации.

Системы - пневматическая служила для запуска двигателя, рабо­ты закрылков и складывания основ­ных стоек шасси. Пусковой баллон имел давление 50 атм., а другой, пред­назначенный для обслуживания зак­рылков и уборки шасси - 150 атм. Давления в пусковом баллоне хвата­ло только для однократного запуска двигателя, поэтому во время полета его функции выполнял компрессор ЛК-50, приводимый от двигателя. В критических ситуациях существова­ла возможность использовать пуско­вой баллон для привода закрылков и стоек шасси. Если бы и это не срабо­тало, то можно было выпустить стой­ки вручную. Электрическая система с напряжением 24 В запитывалась от аккумулятора 12-А-10 емкостью 10 А/час. и служила источником энергии для строевых огней, посадочной фары в левом крыле и радиостанции. Электрическая сеть - однопроводная. На поздних сериях к ней был подклю­чен так же радиополукомпас, антен­на которого располагалась перед ки­лем. С начала войны Ил-2 летали в основном без радиостанции и толь­ко с 1942 г. началась установка РСИ-4 на машинах командиров и радио­приемников на остальных. К концу войны радиостанция стала стандар­тным оборудованием, причем часть из них была уже новой конструкции - РСИ-6. В состав топливной систе­мы входили два, а позже три бака, располагавшиеся перед, под и за ка­биной пилота. Главный бак вмешал 350 л топлива, а остальные 540 л.

Вооружение - стандартное во­оружение двухместного самолета со­стояло из двух пулеметов ШКАС 7,62 мм с 750-1000 патронами на ствол (в зависимости от производственной серии) и двух пушек ВЯ-23 калибра 23 мм, имеющих боезапас 300-360 снарядов на пушку, установленных внутри крыльев, а так же одного пу­лемета УБТ - 12.7 мм с запасом в 150 штук патронов, в кабине заднего стрелка. На первых моделях Ила, с лета 1941 г. в крыльях устанавлива­лись две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол. Пулемет ШКАС имел массу 10 кг, скорострельность 1880 выстр./ мин, а начальная скорость вылетаю­щих из него пуль составляла 825 м/с. Пушка ШВАК имела массу 45 кг, а начальная скорость снарядов состав­ляла 800 м/с, пушка ВЯ была тяжелее на 21 кг, начальная скорость се сна­ряда - 900 м/с. Бронебойные снаряды пушки ВЯ-23 могли пробить броню толщиной 25 мм на дистанции 400 м. Пулемет УБТ имел массу 21,5 кг. скорострельность 1000 выстр./мин., н начальную скорость пули 860 м/с.

Стандартное подвесное воо­ружение состояло из 400-600 кг раз­личных бомб (от 2.5 кг до 250 кг), а так же 4-8 ракет РС-82. PC-132 (во время кризиса зимы 1941/42 гг. при­менялись и М-13 использовавшиеся частями Гвардейских минометов). Максимальная масса всего подвесно­го вооружения (ракеты и бомбы) не могла быть больше чем 800 кг. так после этого самолет становился уже опасным в полете, но даже при стан­дартной полной загрузке (бомбами, ракетами и снарядами) возникали серьезные трудности в управлении самолетом. Наиболее часто исполь­зовали осколочные бомбы (АОБ -авиационная осколочная бомба, осо­бенно вначале войны), а так же оско­лочно-фугасные (ОФАБ), фугасные (ФАБ), бронебойные (ПТАБ- проти­вотанковая авиа ...), фосфорные (очень сложные н применении, так как их надо было сбрасывать с высо­ты около 25 м, что бы фосфор не ис­парился в воздухе во время падения бомбы - из-за того, что она была сброшена со слишком большой вы­соты - либо не расплескался во все стороны не причинив большого вреда и не повредил собственный само­лет - из-за того, что сброс был про­изведен на слишком малой высоте) и зажигательные А3-2 (A3 авиацион­ная зажигательная со смесью КС (ке­росиновая смесь)). Последняя была так же сложна в использовании как и фосфорная, однако в отличии от фосфорной бомбы АЗ-2 была выпол­нена в виде кассеты наполненной 30 круглыми бомбочками с КС ( по че­тыре кассеты на Ил-2) и подвешива­лась во внутренние бомбоотсеки, тог­да как фосфорные бомбы были ана­логом топливных баков наполнен­ных чрезвычайно огнеопасным, гра­нулированным фосфором и подвеши­вались под крыльями. Обе бомбы были опасны для экипажа, так как в случае вражеского попадания их со­держимое выплескивалось на само­лет и сжигало его деревянные части. Использовались бомбы четырех калибров: 2,5, 50, 100, 250 кг. Наиболее часто применялись 100 кг бомбы, но широко использовались и самые мелкие из них массой 2,5 кг. В начале войны они повсеместно при­менялись как противопехотные, но с 1943 г. в этих бомбах разместили 1,5 кг кумулятивный заряд предназна­чавшийся для борьбы с ганками. Они имели обозначение ПТАБ - 2.5 - 1,5 (а не наоборот (!) 1,5 - 2.5), что озна­чало - в 2.5 кг бомбе имеется 1,5 кг заряд. Очень интересен тот факт, что эти бомбы загружались в бомбоотсеки поодиночке и это занимало у ору­жейников до 30 мин. Летчики назы­вали их «капустой».

Дополнительным вооружени­ем были ракеты, которые вопреки легендам, были оружием очень не точным. Использовалось три вида ракет PC (реактивный снаряд) - стан­дартный снаряд, ФОРС (фугасно-осколочный PC) - новая головка (с насечками) и новая более мощная боевая часть, а гак же РБС (реактив­ный бронебойный снаряд) - броне­бойный снаряд. Под каждым крылом Ил-2 мог нести 2 PC (ФОРС или РБС) -132 (цифры 132 обозначают калибр), либо 4 РС-82. До 1944 г., когда были введены бронебойные ракеты, «эрэсы» были не эффективны в борьбе с танками врага, ибо их относительно небольшая взрывная сила была не в состоянии пробить танковую броню. Они могли уничтожить, разбить либо вывести из строя только то, что на­ходилось снаружи танка, но не внут­ри. Наоборот, снаряд РБС-82 уже мог пробить броню толщиной 50 мм, а его «больший братец» - РБС-132, даже 70 мм. Это однако не означало, что они обладали существенным по­ражающим эффектом. Ценность «эрэсов» весьма дискуссионна, а при­нимая во внимание отсутствие соот­ветствующих прицелов, вообще сомнительна. К тому же безалаберная система их хранения (практикуемая ввиду отсутствия оборудования для обслуживания аэродромов и само­летов) приводила к искривлению их тонких стабилизатором, что делало их более пригодными для демонст­рации фейерверков, а не боевой стрельбы.

Сброс бомб производился при помощи электромеханического бомбосбрасывателя ЭСБР-3П, тогда как аварийный сброс выполнялся при помощи АСС. Бомбы можно было сбрасывать либо сериями, либо по одиночке. Для бомбардировки (стрельбы, пуска ракет) применялся прицел ПБП-1б, а позже ВВ-1, со вре­менем дополненный ВМЩ-2 либо ПБП-1б. Стрельба из крыльевого вооружения производилась благода­ря двум спусковым механизмам -электрического для пулеметов и электромеханического для пушек.