Описание конструкции Ил-10

 

Самолет Ил-10 был двухмест­ным цельнометаллическим низкопланом.

Крылья - так же как на Ил-2 состояли из трех частей (центропла­на и двух отъемных консолей). Консоли крыла трапециевидной формы имели подъем в 4’50”, относительно нижней, ровной поверхности цен­троплана. Они имели так же боль­шую, чем центроплан стреловид­ность (соответственно 15 и 5). Про­филь крыла около фюзеляжа был NАСА 0018, в месте сопряжения кры­ла и центроплана NACA 230, а на концах крыльев NACA 4410. Конст­рукция крыла - двухлонжеронная с работающим кессоном. Крылья при­стыковывались к центроплану с по­мощью мощных винтов. Обшивка крыльев представляла собой алюми­ниевые листы толщиной от 0,8 до 2.0 мм. На всем размахе центроплана, как и примерно на 40% размаха кры­льев были размешены закрылки типа Шренк. Они могли отклоняться на угол до 45 при помощи пневмосистемы. В левом крыле находилась по­садочная фара. Строевые огни уста­новлены аналогично Ил-2. На пра­вом крыле - трубка Пито. В обоих крыльях размещалось стрелковое во­оружение, а в центроплане - бомбоотсеки и ниши шасси.

Фюзеляж - состоял из двух ча­стей; передней, бронированной и задней цельнометаллической конструкции. Бронекорпус передней части самолета имел очень чистые аэроди­намические формы и состоял из бро­невых плит толщиной 4-8 мм скрепленных при помощи винтов и закле­пок. Единственным исключением была верхняя часть броне корпуса, которая изготавливалась из толсто­го алюминиевого листа, а не из ме­таллической брони. Как и на Ил-2 броня защищала двигатель и все его системы, а так же кабину экипажа.

Фонарь кабины состоял из четырех частей: передняя (бронированный передний козырек) была соединена с остеклением башенки стрелка при помощи двух, откидывающихся вправо, фонарей (пилота и стрелка). В аварийных ситуациях оба фонаря можно было сбросить. Только фо­нарь пилота был наполовину защи­щен броней, остальная ее передняя часть была застеклена оргстеклом. Стрелок располагал двумя сиденья­ми, одним алюминиевым, которое использовалось им во время полета и вторым - представляющим собой брезентовый ремень прикрепленный к бортам - для боя. Переплет фонаря стрелка изготавливался из стальных полос и защищал его при капотиро­вании. При возникновении такой ситуации пилот имел для эвакуации с левой стороны форточку в фонаре, что позволяло ему покинуть кабину, даже если самолет лежал вверх коле­сами. Задняя часть фюзеляжа типа полумонокок, шпангоуты и стринге­ры имели Z-образное сечение. Обшивка - из алюминиевых листов тол­щиной 0.8 мм.

Оперение - горизонтальное - цельнометаллическое, двухлонжеронной конструкции. Рули так же имели металлическую конструкцию, но были обтянуты полотном. На рулях (как и на левом элероне) имелись триммеры с механическим (на гори­зонтальных) либо с электромехани­ческим приводом (на вертикальном), триммер на левом элероне имел элек­трический привод. Рули имели весо­вую и аэродинамическую компенса­цию ( как и элероны на крыльях).

Шасси - классическое с хвос­товым колесом убираемым в полете. Одинарные основные стойки шасси имели масляно-воздушную аморти­зацию. Во время уборки стойки вы­полняли оборот на 86гр. плоско вхо­дя в ниши. Привод уборки шасси -пневматический. Сигнализация вы­пуска шасси была механической («солдатики» на центроплане) и элек­трической (лампочки в кабине). Можно было выпустить шасси аварийным способом - вручную. Задняя стойка имела масляно-воздушную амортизацию, колесо было постоян­но блокировано. Убиралось и выпус­калось оно вместе с основными стои­ками. Сигнализация только электри­ческая. Размеры покрышек - 800x260 мм (передние) и 400x150 мм (заднее).

Двигатель - АМ-42, V-образный. 12-ти цилиндровый, жидкостно­го охлаждения, мощностью 2000 кВт. приводил во вращение винт АВ-5Л-24 изменяемого шага, диаметром 3.6 м.

Системы - в топливную систе­му входили два бака общей емкостью 747 л, причем передний вмещал 310 л. Масляная система состояла из двух баков общей емкостью 94 л. распо­лагавшихся по обе стороны от дви­гателя. Расходный бачок (предотвра­щающий вспенивание масла) был размешен нал двигателем. Радиатор находился в центроплане слева от водяного. Пневматическая система обеспечивала - перезарядку вооруже­ния, торможение колес основных сто­ек шасси, уборку шасси и привод зак­рылков. Для управления пневмосистемой был предназначен пульт рас­положенный с левой стороны в каби­не пилота. Пневмоаппаратура запитывалась от трех баллонов, из них один для запуска двигателя с давле­нием 50 атм. остальные по 150 атм каждый. «Моторный» баллон зап­равлялся во время полета от компрес­сора ЛК-50. работающего от двига­теля. Радиооборудование состояло из: радиостанции РСИ-6, радиополукомпаса РПКО-10М и бортового пе­реговорного устройства СПУ-2ММ. Кроме СПУ они, как и вся электро­система питались от генератора ГС-350 или ГС-500 либо от аккумулято­ра 12-А-10. Электрическая сеть - однопроводная.

Вооружение - первоначально состояло из двух пушек ВЯ-23 с запа­сом 150 снарядов на ствол и двух пу­леметов ШКАС но 750 патронов на каждый. На заднем месте стрелка был установлен пулемет УБТ калибра 12,7 мм. В более поздний период крылье­вое вооружение было заменено на четыре 23 мм пушки НС-23 со 150 снарядами на ствол, а оборонитель­ное на 20 мм пушку Б-20 с запасом патронов в 150 шт. Для контроля ре­зультатов стрельбы и бомбометания служил фотопулемет ПАУ-22 либо С-13 установленный в крыле или на во­оружении стрелка (С-13). Аппарат АФА-1М, расположенный в задней части фюзеляжа служил для фотогра­фирования результатов сброса бомб (включался автоматически через 12 сек. после сброса бомб) либо для раз­ведки (включался пилотом, но стре­лок должен был открыть створки люка). Пилот располагал прицелом ПБП-1б дополненным устройством ВМШ-10 позволявшим увеличить точность бомбометания из горизонтального полета на малой высоте. Сброс бомб и стрельба производи­лась так же как на Ил-2.